Расчет на специализацию

Украинский ритейл получает возможность опробовать новый формат – аутлет-центр.

EVO Land Development (Украина) и CRC (Великобри­та­ния) создают первый в стране аутлет-центр европейского уровня – Kiev E95 Оutlet Сentre. Он получил такое название потому, что строится под Киевом на Одесской трассе E95. В октябре 2012 г. планируется ввести в эксплуатацию первую очередь полезной площадью 15 тыс. кв. м (площадь трех очередей – 26 тыс. кв. м). На сегодняшний день около половины площадей центра уже зарезервированы ведущими торговыми марками.

Впервые аутлет-магазины появились в США в начале 1960-х при фабриках или складах для реализации остатков товаров по сниженным ценам. Подобные одиночные магазины сохранились по сей день, есть они и в Украине, но сейчас в фокусе внимания ритейлеров и производителей находятся специализированные торговые центры, объединяющие на одной территории монобрендовые магазины, предлагающие коллекции мировых брендов предыдущих сезонов или остатки коллекций по сниженным ценам. Их ассортимент представлен мужской и женской одеждой, аксессуарами, спортивными товарами, обувью, сумками, детскими товарами, парфюмерией, товарами для дома и проч. Первый такой аутлет-центр – Factory Outlet Center появился в 1974 г. в США. Сейчас их в этой стране 179, и еще 37 планируется ввести в эксплуатацию в 2011-2013 гг.
Первый аутлет-центр в Европе появился в 1984 г. Сегодня их на континенте 132 с общей торговой площадью 2,2 млн. кв. м, и строительство продолжается. Лидерами среди стран по количеству данных центров являются Великобритания (41), Италия (24), Испания (18) и Франция (15). В Восточной Европе больше всего их в Польше, где уже сейчас функционирует шесть объектов средней площадью 14 тыс. кв. м. и запланировано строительство еще семи. В ноябре этого года под Москвой ожидается открытие двух первых российских аутлет-центров. Об успешности этого формата торговли среди покупателей свидетельствует тот факт, что среднегодовой рост рынка аутлет-центров в Европе составляет 25%. Средняя обеспеченность там составляет один центр на 3-5 млн. жителей. А товарооброт аутлет-сектора превысил $10 млрд. в 2010 г. Многие украинцы, имеющие возможность бывать за границей, уже стали постоянными покупателями таких центров.

Столь значительный интерес производителей и потребителей к данному формату торговли объясняется извечным стремлением покупателей к экономии. В нынешние сложные времена эта тенденция только усилилась. На сегодняшний день 15-20% от общего объема продаж мировыми производителями осуществляются через аутлет-центры. Еще 20-25% товара реализуются в ходе распродаж в обычных торговых центрах. Таким образом, в мире до 40% товара большинства торгових марок продаются не по первоначальной цене.

Аутлет-центры привлекают покупателей тем, что в одном месте собрано много потенциально интересного им товара, то есть они относятся к магазинам целевой покупки. Центры эти большие, возле них удобно парковаться, планировка продуманная, есть зоны развлечения, фуд-корты, детские площадки, поэтому шопинг вполне комфортный. К тому же если центр расположен на удалении от города, то, приехав в него, покупатель вряд ли захочет уехать, заскочив на ходу лишь в пару магазинов. Товары, продающиеся в аутлет-центрах, поступают только от известных мировых брендов и продаются под контролем производителя и ритейлера. Скидки в аутлетах составляют 30-70% от обычной цены в течение года независимо от сезона.

Наличие такой благорасположенной покупательской аудитории притягивает производителей к аутлет-центрам. Однако не только это. К работе с центрами их подталкивает и нежелание портить имидж своего бренда при продаже товаров со значительными скидками в обычных магазинах. Одиночные же аутлет-магазины, открытые в пределах города, могут вредить основным магазинам бренда, размывая ценовое позиционирование марки. Открывая свои магазины в аутлет-центрах, производители или ритейлеры могут экономить за счет более базового его оформления, минимального количества обслуживающего персонала и ограниченного сервиса, а также более низких арендных ставок, которые, как правило, привязываются к объему продаж.

Залишити відповідь