Умение убеждать в том, что правильное питание – залог здоровья, приносит Nutrilite $2,7 млрд. в год.
Человек-легенда доктор Сэм Ренборг приезжал в Киев (по приглашению Amvay Ukraine) и в свои 71 смотрел достопримечательности наравне с молодыми, хоть все и думали, что не выдержит старик. Но он выдержал и стариком себя не ощущает: поджарый, загорелый, энергичный, стремительный, с вечной американской улыбкой на все 32 зуба. Просто излучает оптимизм и здоровье. На это у него есть серьезные причины, о которых он рассказывает с энтузиазмом всемирного спикера бренда Nutrilite: «Я, наверное, самый удачливый человек на земле, потому что употребляю витамины Nutrilite и пищевые добавки дольше, чем кто-либо в этом мире. Я – первый подопытный своего отца. Мой отец, основатель Nutrilite Карл Ренборг, начал давать мне их еще в 1936 г. Я вырос вместе с компанией и горжусь тем, что занимаю пост ее президента, ведь у нас интереснейшая работа, связанная с самыми современными исследованиями и разработкой новой продукции в области питания. Мы производим продукт для тех, кто себя любит. Разве по мне это не видно?».
Вот уже 70 лет бренд Nutrilite, лидер и новатор в сфере диетических пищевых добавок, поставляет продукцию, соответствующую девизу «Лучшее от природы, лучшее от науки». А началось все гораздо прозаичнее – с… ржавых гвоздей и стремления выжить, что привело в действие вечный дух экспериментаторства. Эксперимент порождает эксперимент.
Сэм Ренборг: «Мой отец был воодушевлен поиском взаимосвязи между питанием и здоровьем человека. На этот поиск его вдохновило время, проведенное в 1920-е в сельской местности в Китае. Поскольку он был химиком, его очень интересовали технологии консервации натуральных продуктов. Видя скудную пищу китайцев, он хотел ее разнообразить недорогими пищевыми добавками». Во время китайской революции Карл Ренборг попал в лагерь, где сделал вывод: вынужденная тюремная диета – уникальная возможность поэкспериментировать со свом организмом». Он убедил охранников приносить ему растения, растущие вокруг тюрьмы, среди которых попадались зеленый бамбук, папоротник, женьшень. Все это добавлялось в пищу вместе с опилками ржавых гвоздей: Карл уверял соседей, что железо организму необходимо, а другого способа его получить нет. Эта «диета», возможно, помогла ему тогда выжить. Вернувшись в США, он продолжал свои поиски, пока не открыл люцерну, растение, содержащее почти все витамины, минералы и белок. Вскоре он изобрел добавку, в которую, помимо люцерны, вошли петрушка и водяной кресс.
Теории Ренборга опережали свое время, а его убеждения привели к разработке процесса дегидрации (высушивания) растительного сырья и преобразования его в порошок для дальнейшего выпуска в форме таблеток и капсул. Впоследствии его идеи получили широкое распространение, что только подтвердило ценность открытия. Но экспериментировал Карл Ренборг не только в области создания пищевых добавок, но и в методах из распространения.
Отец сетевого маркетинга
В 1933 году Ренборг стал проверять действие нового препарата на друзьях. Но они, получая коробочки с порошками бесплатно, не горели желанием их пробовать. Тогда изобретатель сделал вывод: к бесплатным продуктам люди относятся несерьезно. А если препарат будет стоить хоть что-то, то они им заинтересуются хотя бы потому, что заплатили. Это дало свой результат, о магических порошках поползли слухи, все хотели узнать о них еще больше. Тогда у Карла появилась идея создать принципиально новую стратегию бизнеса. Он предложил друзьям заменить его и самим предоставлять информацию всем желающим, а за это получать комиссионные. Клиенты тоже могут переквалифицироваться в дистрибьюторов. Эту схему продаж он назвал «маркетингом по рекомендациям». К тому же он первым применил принцип спонсирования. Это подразумевало, что торговый представитель компании, пригласивший в этот бизнес новичка, не только во всем ему помогает и обучает, но и несет полную ответственность за его бизнес. Схема заработала. Спустя несколько лет его компания California Vitamins, не вложив ни единого доллара в рекламу, достигла оборота в $7 млн. А в 1939 г. появилась фирма Nutrilite Products.
Сэм Ренборг: «Когда я был маленьким мальчиком, весь бизнес Nutrilite едва достигал оборота в $20 тыс. В первые годы отец вкладывал в бизнес практически все, что зарабатывал. Сам себе платил зарплату $300 в месяц. А когда мы стали делать миллионы, они после уплаты налогов расходовались на приобретение земли, выращивание растений, оборудование, производство и т. п. Сегодня маркетологи говорят, что в 2008 г. продажи пищевых добавок во всем мире должны превысить $55 млрд. Сейчас мы производим 10 млрд. таблеток. Это подтверждает тенденцию, что интерес к здоровому образу жизни растет».
Правильный баланс
Развивая философию питания своего отца, заключающуюся в постоянном стремлении к оптимальному здоровью, Сэм Ренборг подчеркивает: «Истинная красота исходит изнутри. Мы – то, что едим. Эту пословицу можно понимать буквально. Для красоты и здоровья в первую очередь необходимо правильное питание. Пища должна давать силы, а не отнимать их. Когда человек начнет питаться в соответствии с требованиями своего тела, он сразу почувствует разницу».
Отвечая на вопрос об отношениях с конкурентами, которые не дремлют, Сэм Ренборг сразу вспомнил компанию Toyota, хотя это совершенно другая сфера бизнеса: «Я не волнуюсь по поводу конкурентов. Например, куда бы ни поехал – в любую точку земного шара, пустыню или Сибирь, какую машину себе беру? Toyota! Потому что она лучшая. Toyota вдохновляет. Мы также стараемся, чтобы наш продукт был №1 в мире. Мы просим каждого сотрудника совершенствоваться каждый день, это поощряется. Самое интересное в том, что если ты постоянно совершенствуешься, то готов к любым нападкам конкурентов».
Фундаментальный труд профессора Джефри К. Лайкера «Дао Toyota» о 14 принципах менеджмента ведущей компании мира не случайно стал настольной книгой Сэма Ренборга, и он этого не скрывает: «Наше тело, как машина, ему необходим правильный баланс, чтобы все хорошо работало. Одно из правил «Дао Toyota» гласит: «Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть все своими глазами». Его суть уже стала известным афоризмом: сначала посмотри Америку, а потом проектируй для нее. Я, например, провел три года на корабле, объехав 39 стран, в которых изучал особенности аборигенных культур питания на растительной основе, потому что ничто не заменит непосредственного наблюдения. Как следствие – у нас есть разные проекты, нацеленные на то, чтобы выявить различные подходы к разным нациям и сделать для них правильный баланс».
Тень философии Toyota
Как известно, все гениальные идеи витают в воздухе. Сэм Ренборг любит подчеркнуть: «Как ученый и бизнесмен я стараюсь быть объективным, но не могу не признать, что и в самом деле являюсь страстным поклонником Toyota. Я убежден, что она, добившись успехов в постоянном совершенствовании и сумев вовлечь в него своих сотрудников, является одним из самых поучительных примеров в истории бизнеса. При этом компания постоянно учится сама, а это тоже немалое достижение». То, чем восхищается Ренборг, сконцентрировано в принципе «Дао Toyota», а именно: «Станьте обучающейся организацией за счет неустанного самоанализа и непрерывного совершенствования».
Успех Toyota во многом определяется высоким качеством продукции. Оно достигается в том числе и потому, что компания сама проектирует то, что производит. Этот принцип эксплуатирует и Nutrilite. Сэм Ренборг: «Мы – единственная компания-производитель витаминов и минералов в мире, выращивающая, собирающая и обрабатывающая растения на собственных сертифицированных органических фермах. Мы не используем химические удобрения, предпочитаем пользоваться «услугами» специально выращенных червей и божьих коровок. Растения поливаются чистой водой. Консерванты не используем – запаковываем продукты в вакуумную упаковку. При выборе места для своих угодий учитываем состояние окружающей среды, тип почвы и изолированность от других ферм. Каждая серия изготовленных добавок проходит в среднем 330 проверок качества. Мы постоянно совершенствуем свои технологии для того, чтобы быть уверенными, что у нас все самое лучшее».
Персональный код
Когда реЧь зашла о будущем, появилась тема персонализированного питания, очень актуальная сейчас для производителей пищевых продуктов вообще в мире. Сэм Ренборг: «Если Toyota совершила большой прорыв в разработке двигателя на солнечных батареях для автомобиля будущего, то Nutrilite сделала прорыв в области нутригеномики (наука, изучающая взаимодействие ДНК с питательными веществами). Восемь лет назад генетики раскодировали геном человека, и стало ясно, что у каждой хронической болезни есть генетический код. Поэтому мы решили своими продуктами останавливать генетическую передаваемость болезней. Сейчас в нашем институте ученые над этим работают». На рынок США недавно вышел новый продукт компании, названный «персонализированным питанием», потому что он основан на генетическом тесте (маленькая ленточка прикрепляется к внутренней стороне щеки, потом вкладывается в конверт и отправляется в центр на генетическое исследование). От компании человек получает информацию о своем состоянии здоровья согласно генетическому коду, а также список пищевых добавок, подобранных персонально для него. Запас на месяц – пакетики для утреннего и вечернего приема – стоит $100. Продукт сейчас запускают в Китае, Японии, Корее.
В конце встречи доктор Сэм Ренборг c голливудской улыбкой посоветовал: «Вести здоровый образ жизни можно начинать в любом возрасте. Но лучше как можно раньше. Возможности ждут нас, чтобы мы ими воспользовались, ведь готовность измениться намного больше, чем желание измениться».
Здоровый президент Сэм Ренборг, |