Траком по «железке»

По маршруту Киев-Славков (Польша) начал курсировать специализированный железнодорожный состав «Ярослав», предназначенный для перевозки автопоездов. Тем самым положено начало использования нового типа перевозок грузов в западном направлении. Время в пути – 38 часов 41 минута, расстояние – 1028 км. Стоимость доставки автопоезда на ж/д составе – $290. Поезд отправляется по субботам, когда в странах ЕС движение грузового транспорта ограничено, и автопоезда не теряют времени на простои. В случае увеличения потока «Ярослав» начнет курсировать чаще. Еще одна важная особенность именно этого маршрута – поезд идет по широкой (1520 мм) колее, проложенной в Польшу еще во времена СССР и СЭВ. До открытия маршрута данная колея поляками не использовалась.

Для облегчения пересечения границы к перевозке допускаются автопоезда, груженные товарами, не требующими ветеринарного и фитосанитарного контроля и подакцизной группы.

Интермодальные перевозки

Перевозка автопоезда по железной дороге называется «контрейлерной» и относится к интермодальным. Этот термин означает перевозку груза в одной таре или транспортном средстве на нескольких видах транспорта без перегрузки самого груза (транспортной единицей может быть контейнер, автопоезд и/или полуприцеп). Доля контрейлерных перевозок в отдельных странах – Австрии, Швейцарии – доходит до 20% всех перевозок по железным дорогам страны.

Основное отличие от привычных автоперевозок заключается в том, что автопоезд передвигается на далекое расстояние не по шоссе, а по железной дороге со скоростью пассажирского или товарного поезда.

В Украине первые эксперименты по подобным перевозкам были проведены еще в 1997 году в западном регионе. Тогда же, чтобы не нарушать габаритные ограничения, были изготовлены специальные низкие платформы.

Киев-Славков – второй контрейлерный маршрут. Первый поезд – Viking – начал курсировать по маршруту Ильичевск-Киев-Клайпеда (Литва) в феврале.

Технология – шаг за шагом

Контрейлерная перевозка сочетает два преимущества – оперативность и маневренность автомобильного транспорта, а также надежность и безопасность железнодорожного.

К месту погрузки на ж/д состав автопоезда подъезжают своим ходом и ожидают отправки на специальной площадке. Состав подается к рампе, с которой автопоезда заезжают на платформы. Время погрузки автопоезда на платформу – 8 минут. После «раскрепления» автопоезда лобовые и боковые стекла кабин закрываются листами фанеры или картона.

Прицепы закрываются и опечатываются согласно обычному таможенному порядку. Оформление документов при пересечении границы производит дирекция поезда, а водители и сопровождающие груз лица, находящиеся во время движения в пассажирских вагонах состава, проходят пограничное оформление как обычные пассажиры.

Для осуществления контрейлерной перевозки начальнику поезда передаются следующие документы: книжка МДП, товарно-транспортная накладная CMR (TTH), инвойс (счет-фактура), упаковочный лист.

Выгоды и перспективы

Главными клиентами поезда стали международные автоперевозчики, работающие в направлении Западной Европы и Чехии. В первый рейс на новом поезде отправились 30 автопоездов. Кроме того, в использовании поезда заинтересованы и польские железнодорожники, получающие плату за проход «Ярослава» по их территории.

В последние годы польская сторона очень неохотно дает разрешения на проезд по своей территории украинским международным автоперевозчикам. Хроническая нехватка разрешений приводит к простоям транспорта, срывам работы и убыткам. Применение контрейлерного поезда избавляет международных автоперевозчиков от необходимости приобретать разрешение. Кроме того, заказчики грузоперевозки, зная, что транспортный оператор перевозит машины на платформе, тоже могут быть уверены в том, что груз будет доставлен вовремя.

Как отметил министр транспорта Украины Георгий Кирпа, «уже существует целая очередь перевозчиков, готовых возить автопоезда таким образом. Также уже есть фирмы, заключившие договоры на перевозку своих машин до конца года».

В перспективе, при наличии достаточного количества заказов на перевозку, предполагается запуск аналогичного поезда по узкой колее – из интерпорта Ковель. Эта возможность будет обсуждаться во время запланированной встречи с польскими транспортниками во Львове.

В ближайших планах Минтранса запуск поезда по маршруту Киев-Санкт-Петербург.

Основные преимущества контрейлерной перевозки:

  • Существенно повышается скорость доставки груза: через 38 часов поезд оказывается в центре Польши.
  • Повышается уровень безопасности перевозки: по данным европейской полиции, поездка в автомобиле более чем в 2,5 раза опаснее, чем по железной дороге.
  • Сокращается время простоя машин при прохождении границы: нет очередей в пунктах пропуска автопоездов, привычно отнимающих много суток у перевозчиков, оформление документов проводится начальником поезда.
  • Сравнительный анализ европейских экологов показал, что при одинаковом грузопотоке (в тонно-километрах) затраты на единицу перевозимого груза по железной дороге почти в 8 раз меньше, чем при транспортировке по автодороге. Кроме того, почти в 30 (!) раз сокращаются выбросы в окружающую среду.
  • Автопоезда, погруженные на платформы, не тратят горючее и не расходуют моторерсурс.

Залишити відповідь