«Юбилей компании стал не причиной, а поводом»

Формально выход вашей книги приурочен к 15-летию Киевстара. Но вряд ли именно это стало главным стимулом к ее написанию?

Часто в компании друзей или близких людей мы рассказываем истории из своей жизни. Так и я делился своими историями: веселыми и грустными, связанными с какими-то переживаниями, эмоциями. Друзья не раз говорили, что мне было бы неплохо написать книгу. Сначала я пропускал это мимо ушей, поскольку прекрасно понимал, какой процесс стоит за ее написанием. Нужно поднять огромное количество документов, бумаг, многое вспомнить, фактически заново прожить историю. Забегая вперед, скажу: у меня сохранились записные книжки тех времен, и, постранично перелистывая их, я воспроизводил в памяти все события.

К решению написать книгу я пришел далеко не сразу. Можно сказать, что меня уговаривали лет пять (улыбается). Юбилей компании стал не причиной, а поводом, чтобы наконец сесть за работу. Документов действительно пришлось просмотреть много, так как книга все же больше о Киевстаре, а не обо мне, тем более что уже 15 лет компания и есть моя жизнь.

Хотелось, чтобы книга была живым рассказом, а не сухой летописью, поэтому я включил в нее интересные истории, связанные с разными людьми. Также хотелось рассказать о времени, когда происходили описываемые события. Людям моего поколения выпала трудная, но интересная судьба: мы жили и работали в советское время, в перестройку, при становлении независимой Украины, прошли «оранжевую революцию», продолжаем активно работать сейчас. Не многие могут сказать о том, что за этот период они с нуля создали что-то большое и полезное.

Среди менеджмента нашей компании много молодых людей, имеющих прекрасное образование, опыт работы за границей, степени МВА. У меня такой степени нет. Мой МВА – это практика по созданию компании. Прочитав в книге, с чего я начинал, через что прошел, какими мотивами руководствовался, узнав о реальных историях, молодые люди смогут найти что-то полезное для решения собственных задач.

Что касается интересных историй, то, конечно, их за эти годы было намного больше. Если будет продолжение книги, не исключено, что оно будет построено больше именно на них.

Вы называете свою книгу бизнес-романом. А по какому принципу отбирались его сюжетные линии, ведь нельзя все прожитое и пережитое вместить под одну обложку?

Прежде чем садиться за книгу, нужно хорошо понять, что ты хочешь донести через нее, каковы приоритеты. Поскольку, повторю, я хотел писать книгу больше о Киевстаре, то важно было показать, как я к этому пришел, как компания становилась на ноги, чем она является сегодня. Поэтому главным фильтром при отборе было соответствие этой задаче. Также хотелось не отягощать содержание большим количеством историй из моей жизни до Киевстара, не злоупотреблять описанием веселых случаев, поскольку книга все же серьезная. Вместе с тем ничего из описанного в ней не придумано. Более того, я старался быть объективным, рассказывая прошедшие истории. Разумеется, у участников и очевидцев одних и тех же событий может быть личное, особенное отношение к ним, но книга – моя история и моя точка зрения.

Содержание книги выстроено хронологически. Но на временную последовательность наложена определенная драматургия событий и историй, мои личные перемены в жизни.

Когда вы описывали события многолетней давности, часто ли сегодняшние ваши оценки не совпадали с тогдашними?

Фактически вы спрашиваете, не хотел ли бы я что-то изменить в прошлом, если бы была возможность вернуться к нему? Наверное, что-то я мог бы сделать иначе, но тогда не получилось бы того результата, который есть сейчас.

В книге я рассказал о ключевых моментах в моей жизни: экзамен по физике в школе, разговор с Дмитрием Табачником о приходе в политику, служба в армии, первые заработанные деньги и проч. Все они давали толчок чему-то новому, так как на каждом этапе мне приходилось решать, каких целей я хочу достичь. И сегодня я не жалею ни об одном шаге, потому что, если бы их не сделал, то не было бы Киевстара, не встретил бы любимую жену Анастасию, не родился бы замечательный сын Кирилл, не было бы друзей, которые есть сейчас.  

Если же пофантазировать и предположить, что меня вернули назад лет на 25, стерев память о будущем, то я все равно принимал бы те же решения, поскольку к ним вело бы мое внутреннее мироощущение.

Вы первый в Украине из действующих топ-менеджеров написали мемуары. Книги этого жанра везде в мире, помимо законного интереса, вызывают поток критики и скепсиса. Будете знакомиться с подобными сообщениями?

Моя книга – не мемуары, а бизнес-роман. И в то же время это не учебник и не свод правил. В ней я делюсь своим опытом, переживаниями. О событиях рассказываю от своего лица, выражаю свое личное мнение, даю собственные оценки. У меня нет цели обидеть кого-либо или поучать.

Если нарисовать три точки на листе бумаги, то кто-то увидит в них просто точки, кто-то – треугольник, а кто-нибудь – картину. Мы же знаем: сколько людей, столько и мнений.

К обоснованной и корректной критике буду относиться спокойно, прочту с интересом. Возможно, именно она и подстегнет меня к написанию продолжения книги, подскажет, каким оно должно быть (улыбается). Столкновение с критикой – неизбежная участь авторов (улыбается).

В книге вы провели аналогию между историями кораблей-дредноутов и одного из ваших конкурентов, несмотря на то что они в свое время были очень большими и совершенными, но все же проиграли конкурентам, явившимся из нового времени. Если судить по формальным признакам, Киевстар сегодня – супердредноут. Что вам позволяет считать, что вы не отстаете от времени?

Корабль приводится в движение каким-то механизмом. Со временем он неизбежно морально устаревает с точки зрения технологий. Соглашусь с вами в том, что на сегодняшний день Киевстар отчасти является заложником своего размера. Мы выплачиваем огромные суммы в качестве налогов, имеем десятки миллионов абонентов, но при этом прекрасно понимаем, что уперлись головой в потолок и не растем дальше. Этот огромный корабль стоит. Мы ограничены технологиями. Уже несколько лет ждем лицензию на связь третьего поколения. Нам говорят, мол, вы большие, поэтому за счет вашей отрасли мы будем заниматься субсидированием, в Пенсионный фонд вы будете платить не 2,5, а 7,5%, а потом сделаем Фонд универсальной услуги и повысим сборы за использование радиочастот. При этом нам не дают доступа к новым технологиям, что позволило бы больше зарабатывать и двигаться вперед.

Но у нас молодая и амбициозная команда, быстро принимающая решения, что придает нашему кораблю высокую маневренность. И если мы получим доступ к новым технологиям, то быстро наберем ход.

Если вернуться к аналогии с дредноутами, то их в свое время заменили авианосцы. Но не все они пошли на слом, часть была переделана для базирования принципиально нового оружия – самолетов. Я уверен, что Киевстар – быстроадаптирующийся организм.

Фрагменты из книги

>>> «Киевстар» периодически обвиняли в использовании админресурса, в том, что своим успехом компания обязана связям с семьей Президента Украины Леонида Кучмы. Ситуация, конечно, гораздо более многоуровневая, чем кажется со стороны. На Западе государство является сервисной службой общества, часто выполняя в отношении бизнеса роль «ночного сторожа» – не вмешиваясь в происходящее, если участники  рынка ведут себя по правилам и в соответствии с морально-этическими нормами общества.

У нас же, на постсоветском пространстве, государство – активный игрок. Не буду сейчас обсуждать, насколько это хорошо или правильно (скорее – плохо и неправильно), просто констатирую существующее положение вещей. …«Киевстар» не был исключением – мы так же использовали свои «каналы» government relations, как UMC, чьим акционером был «Укртелеком, – свои. По сути, государство решало те же вопросы, что и в свое время криминальные структуры – только на гораздо более высоком уровне.  Оно создавало «фон», на котором работали мы, да и весь средний-крупный бизнес.

Но бизнес-успех, достигнутый нашей компанией, – это результат ежедневной, кропотливой работы; заслуга самоотверженной и высокопрофессиональной команды, которую удалось создать; результат правильных – взвешенных или интуитивных – решений, которые были приняты. Миллионы абонентов выбрали «Киевстар» не потому, что мы ассоциировались с властью, – наоборот, это чаще добавляло нам негативных очков. Нас выбрали потому, что наши услуги оказывались качественнее и доступнее, потому что ориентированность на клиента была главной установкой компании».

>>> «В 1994 году мы создали ОАО «Киевстар». «Отцов-основателей» было трое: я, Александр Чумак и Юрий Геннадиевич Туманов. Из нас всех только Александр имел хоть какое-то отношение к связи. Конечно, никто тогда не предполагал, как изменится и чем станет «Киевстар» спустя каких-нибудь 6-7 лет. Мы ведь даже не собирались заниматься мобильной связью – наши устремления были сосредоточены целиком на «международке».

Над названием компании думали недолго. Поскольку мы изначально использовали опыт «Питерстара», да и его основатель был в соучредителях, наше общее детище решили назвать по аналогии – «Киевстар». Хотя, признаюсь, некоторые сомнения меня одолевали – неясно было, как воспримут такое название в других регионах Украины. Но в то время на постсоветском пространстве бренды еще не стали ценностью. Выбирая имена для своих предприятий, владельцы часто обращались либо к «романтической» докоммунистической эпохе, либо к модным иностранным словам. Так на рынке появлялись многочисленные «империи», «царские дворы» и «интернешенелы». «Киевстар» был не самим плохим вариантом».

>>> «…Тогда, в 1996 году, «Тиллер интернешнл» уже вышла из состава акционеров «Киевстар»; успела зайти и через год вышла прибалтийская компания «Моно» – акционеры менялись с потрясающей скоростью. По сути, постоянной величиной в «Киевстар» оставалось только OOО «Сторм», которое представляли я и Юрий Туманов.

Помню, как мы ездили на переговоры в Латвию к Михаилу Ульману, известному в то время банкиру и бизнесмену, в офис его компании «Моно».

Меня потрясла атмосфера, в которой они работали – сотрудники с автоматами наперевес и с пистолетами в карманах (Латвия стала одной из первых постсоветских стран, где разрешили ношение оружия). Возникало ощущение, что я нахожусь в гангстерском фильме. То, что эти латыши были монополистами по ввозу в страну спиртного, только усиливало впечатление.

В общем, прибалты тоже оставили свой след в развитии украинского рынка мобильной связи. К слову сказать, все, кто участвовал в развитии «Киевстар», выходя из компании, все равно оставались в выигрыше. Они не только возвращали свои инвестиции, но и получали прибыль. Мы не подвели никого из инвесторов».

Открыта предпродажа книги в нашем магазине

 

Залишити відповідь