Место силы

Когда в 2011 г. Владислав Троицкий объявил о том, что ГогольFest не состоится, угасание фестивального движения казалось неотвратимым. Однако целеустремленному человеку даже вынужденный перерыв идет на пользу. В сентябре 2012 г. мероприятие вновь пережило реинкарнацию.

Конечно, пятое воплощение фестиваля не назовешь благополучным возвращением, поскольку состоялось оно в основном благодаря энтузиазму участников и небольшой помощи верных партнеров и меценатов. Да и место, в котором он был проведен, – промзона киевского района Выдубичи – вызывало мысли о культурном изгнании. Но вскоре у такой территориальной «ссылки» открылись и позитивные стороны. После окончания фестиваля в украинских СМИ стали появляться сообщения о создании в пустующих цехах экспериментально-механического завода (ЭМЗ) арт-кластера, который может не только стать постоянным домом для мытарствующего фестиваля Троицкого, но и вместить в себя множество других замечательных культурных учреждений.

За рубежом существует немало примеров, когда промышленные зоны или запустевшие городские районы, проявившие гостеприимство к художникам (в широком смысле этого слова), переживали второе рождение. Так, жутковатое здание заброшенной мазутной электростанции на южном берегу Темзы в Лондоне, закрытой в 1981 г. из-за нерентабельности, наполнил новыми смыслами музей «Тейт». Опустошенный рецессией 1980-х промышленный Бирмингем был оживлен с помощью культурной индустрии. Одним из центров его возрождения стал фабричный комплекс Custard Factory (20 тыс. кв. м), отданный в распоряжение креативной молодежи и со временем обросший престижной недвижимостью. И совсем уж хрестоматийный случай джентрификации – история нью-йоркского Сохо, который в 1950-х, после упадка текстильного производства, был местом, где пристало иметь разве что гараж. Из депрессии этот 30-гектарный район вытащили радикальные художники и галеристы, которые стали снимать здесь задешево огромные помещения с высокими потолками. А в 1990-х «новые джентри» сделали Сохо модным и подняли цены на недвижимость.

Восточная Европа примкнула к тренду после распада соцлагеря. «Например, в Берлине после падения одноименной стены из-за массовой эмиграции в Западную Германию многие здания опустели. В них стали возникать сквоты художников, часть из которых превратились в постоянные арт-кластеры, – рассказывает программный координатор украинского представительства фонда им. Г. Белля Андрей Макаренко. – Подобное происходило и в Польше, в индустриальном Лодзе, пережившем в 1990-х запустение».

Страны бывшего СССР занялись ревитализацией своих промзон лишь в начале 2000-х. Без воли девелоперов в то время арт-кластер уже не мог появиться. Так в Москве появились: культурный центр «АРТСтрелка» (ныне здесь работает Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»). В одном ряду с ним – «Винзавод», дизайн-центры ARTPLAY-2 и FLACON и проч.
Украина, надо сказать, в этом деле до сих пор себя никак не проявила.

По крайней мере в сравнимых масштабах. В чем причина? «Полагаю, это связано с интеллектуальным потенциалом всех участников: инвесторов, городских властей, деятелей искусств, зрителей, – говорит Владимир Кадыгроб, сооснователь кураторской группы Kadygrob & Taylor Art Projects. – Дело в том, что создание творческого кластера – не только бизнес-проект. Это прежде всего проект социальный, развивающий культурное поле и предполагающий большую ответственность. Иными словами, для большинства украинских бизнесменов это зона не совсем понятной мотивации».

И тем не менее, похоже, что сегодня для появления первого такого арт-кластера существуют вполне весомые предпосылки. Для этого есть десять неиспользуемых корпусов ЭМЗ (площадь застройки – 27 тыс. кв. м). Есть желание их владельца, бизнесмена Анатолия Юркевича, стать инвестором сложного проекта. И местная артистическая среда готова в нем участвовать. Зрители же свой интерес давно доказали, посещая из года в год ГогольFest.

«В Киеве должно быть четыре-пять таких мест, а пока нет ни одного, – считает продюсер компании Артхаус Трафик Денис Иванов. – Мне однажды довелось побывать в таком кластере в Марселе. Называется «Ла Фриш». Атмосфера креатива, которая там ощущается, очень заразительна. Знаю, что Владислав Троицкий тоже бывал в «Ла Фрише». И, возможно, этот визит стал одним из толчков, побудивших его сделать кластер в Киеве».

Во время ГогольFest Д. Иванов и его компания занимались кинопрограммой фестиваля. Если в арт-кластере на Выдубичах будет кинотеатр (а такие планы есть), то Артхаус Трафик готов заниматься его контентом. Желание участвовать в проекте выразили также Павел Гудимов, Наталия Жеваго и др.
«Если сделать ремонт (безумных изысков не надо), и если рядом будет связка других галерей, которые станут обмениваться аудиторией, соревноваться качеством и сервисом, то я готов платить определенную аренду, – рассуждает директор галереи «Коллекция» Олег Байшев. – Что касается территории… Да, с одной стороны, далековато. Но с другой – это направление к Конча-Заспе, где живут большинство наших клиентов. Может сработать».

Обмен аудиториями – одно из главных преимуществ, которое принесет арт-кластер находящимся в нем институциям. «Люди, приходящие, например, в театр «ДАХ» или галерею, могут зайти и к нам на концерт, – говорит Александра Андрусик из музыкального агентства «Ухо». – Еще одно важное преимущество – экономия средств, которой здесь можно добиться».
Действительно, образовательные центры, театры, галереи и другие производители культурного контента вправе рассчитывать на льготные арендные ставки. Ведь по сути именно они делают арт-кластер живым и интересным. Источником заработка для инвестора могут стать рекламщики, дизайнерские и архитектурные студии и другие представители творческой индустрии, присутствие которых не испортит креативный ландшафт района. «Есть достаточно большое количество компаний, которые сегодня не могут найти достойное месторасположение в Киеве», – оптимистично рассуждает Владимир Кадыгроб.

Однако, может быть, главная предпосылка для успеха арт-кластера на Выдубичах заложена в личности его идеолога. «Троицкого на сегодняшний день я считаю лучшим куратором сценического искусства в Украине, который имеет признание также за рубежом, – говорит галерист Евгений Карась. – Кроме того, он прекрасно знает экономику процесса. То, что Владислав делает с ГогольFest, – это создание (причем за вменяемый бюджет!) уникальной коммуникативной живой творческой атмосферы, где комфортно себя чувствует как олигарх, так и какой-нибудь асоциальный творческий фрик. Когда Влад запустит этот механизм на Выдубичах, район станет самым креативным и притягательным местом в Киеве».

Залишити відповідь