Еще мечты, но уже не фантазии

На момент разговора с Владиславом Троицким (интервью состоялось в начале февраля) работа по созданию арт-кластера на Выдубичах находилась на довольно ранней стадии. В июне частично обустроенная промзона должна принять режиссеров, художников, музыкантов, для которых будет организована арт-резиденция. Пока же идет начальный этап проектирования.

Идея создания арт-кластера на Выдубичах, которую вы презентовали в прошлом году, показалась мне настолько интересной, что хочется побеседовать о ней уже сегодня.
 

Понимаете, сейчас мы можем говорить только о мечте, о том, как это было бы хорошо, как это могло бы работать в идеале. Конечно, жизнь нам потом преподнесет всякие «сюрпрайзы», но все же у нас, у команды, которая фантазировала об этом, есть намерение сделать что-то большее, чем, например, московские арт-кластеры «Стрелка», «Винзавод», «Флакон»… У нас амбиции другие. Выше. В наших планах – серьезный культурный центр, объединяющий художников, музыкантов, актеров, режиссеров и других творческих людей, которые получили бы пространство, где можно было бы собираться, видеть друг друга, приглашать зарубежных партнеров, вместе работать над проектами, представлять их публике и пускать в мир, чтобы они путешествовали, представляя Украину. Сегодня в нашей стране такого пространства нет. Но, мне кажется, создать его реально. Говорить об этом так позволяет хотя бы безумный опыт ГогольFest, который при несоизмеримо меньших бюджетах, по атмосфере не уступает топовым фестивалям мира.

Во время презентации проекта ArtKlaster в театре «ДАХ» (20 декабря прошлого года) вы говорили о том, что очень важно иметь, кроме площадок, на которых можно показывать искусство (таких как PinchukArtCentre или Мистецький Арсенал), еще и место, где происходило бы его создание.

Я ни в коей мере не стремлюсь принизить деятельность Виктора Пинчука или Натальи Заболотной. Но действительно в Украине не хватает институции нового типа, где происходит производство, обучение и презентация в одном непрерывном процессе. И, конечно, не хватает открытого пространства, где публика может вдруг сама тоже начать творить. Это можно называть аматорством или как-то по-другому. Но важно, чтобы как можно больше людей втянулось в божественный, волшебный акт творчества. Тогда у каждого будет больше свободы и страна станет в целом более счастливой.

Но, чтобы этот арт-кластер заработал, надо найти способ «запитать» его каким-то образом деньгами?

Правильный подход был бы таким. Неравнодушные бизнесмены – из тех, которые сами решили жить в этой стране и хотят, чтобы их дети чем-то гордились, – создают попечительский совет и сбрасываются деньгами для поддержания некоммерческих проектов в этом кластере. Что такое некоммерческие проекты? Театр, например, очень сложно перевести в режим самоокупаемости. Я говорю не о развлекательных его формах (хорошая «развлекаловка» тоже должна быть), не о мертвом театре, который занимается только копированием какой-то традиции, не о театре, заигрывающем с современностью, а об искусстве, резонирующем с духом времени и выдающем кристаллы новых смыслов. То же касается современной академической музыки, актуального искусства, кино. Проекты, которые повышают планку, осуществляют духовный, интеллектуальный апгрейд, будут формировать лицо арт-кластера. Но это точно не коммерческая история. Параллельно, конечно, надо запускать и самоокупающиеся проекты. Будут здесь и кафе, магазины, шоу-румы, галереи, фотостудии, которые могут сами себя обеспечить и вернуть инвестиции.

Без группы неравнодушных бизнесменов все равно не обойтись. Можно написать, что создатели арт-кластера будут рады участию в проекте новых персонажей?

Можете написать, что к таким людям есть призыв. От меня лично. Я благодарен Анатолию Юркевичу за то, что у него хватает смелости входить в подобный проект. Наверное, в таких людях, как он, Евгений Уткин, Виктор Пинчук – надежда для Украины. Конечно, я не призываю кого-то потратить последнее. Тем более сейчас для бизнеса Украина – зона повышенных рисков. Но если есть возможность, то сделай что-нибудь полезное стране, в которой ты заработал деньги. К тому же этот человек и сам со своей семьей сможет всегда приехать в это место отдохнуть. Это называется «инвестиции в нематериальную сферу».

Ну и, разумеется, это также инвестиции, которые могут повысить стоимость недвижимости в данном районе.

Это одна из самых эффективных девелоперских стратегий. Тем более сейчас. Рынок-то девелоперский упал. Поэтому, если кто-то решил строить бизнес-центр или гостиницу, для него имеет смысл задуматься о том, как он будет делать его привлекательным. Если рядом с твоим домом или гостиницей есть активно действующий арт-кластер с образовательными и развлекательными центрами, ресторанами, кинотеатрами и т. п., то ты становишься обладателем суперпреференций. Поэтому сейчас имеет смысл мягко превратить эту промзону в рекреационно-культурный район, а потом постепенно добавлять какое-то жилье, офисные центры.

В то же время для того, чтобы арт-кластер состоялся, вам необходимо достаточное количество культурных институций, которые захотят либо переехать на Выдубичи, либо открыть там свой филиал.

Этот кластер начнет работать, когда заполнится минимум на 70%. Если там будет одна галерея, то какой смысл туда ехать? Другое дело, если ты знаешь, что увидишь там десяток галерей, десяток интересных тебе дизайнерских шоу-румов, сможешь посидеть в артовской кафешке, сходить в кинотеатр, то есть провести три-четыре часа и тебе точно будет чем заняться.

Набирается ли уже критическая масса участников?

До того как начнется полная реконструкция инфраструктуры, трудно подписывать договоры . Но я на 99% уверен: как только люди увидят, что начало что-то делаться, и будет ясно, что у хозяина серьезные намерения, ситуация оживится. Опять же, надо понимать известный принцип: первые входят дешевле.

На какой стадии сейчас работы?

Весной московские архитекторы (Wowhaus. – Прим. ред.) начнут выдавать проектные решения. До конца мая должна закончиться первая инфраструктурная подготовка (потому что летом уже начнется резиденция). Киевский KARANDASH DESIGN делает для арт-кластера бренд-бук.

Анонсированное ранее название ArtKlaster Vydubychi сохранится?

Нет. Меня убедили, что для иностранцев слово «выдубичи» труднопроизносимо. Мы придумали другое – ЭМЗА. От слов «экспериментально-механический завод» и «арт».

Залишити відповідь