Украинские «облака»: куда идти бизнесу и зачем все это нужно

По оценкам мировых консалтинговых компаний, облачные технологии определят развитие ИТ-индустрии в ближайшие 5-8 лет и 80% роста мирового рынка ИТ будет приходится как раз на долю «облаков».

Украинский бизнес не разбирается и не хочет разбираться в «облаках»

Согласно данным исследования, облачный рынок Украины находится на этапе формирования спроса, который выходит из латентного состояния и аккумулирует первичный опыт потребления облачных решений. Об этом говорят поверхностный уровень знания конечных пользователей об облачных вычислениях и невысокий уровень проникновения технологии. Так, 47% опрошенных ИТ-служб считают свою осведомленность об облачных решениях поверхностной, а 88% опрошенных руководителей вовсе не знакомы с облачными сервисами.

 

Кроме того, компании имеют совсем небольшой опыт практического использования облачных технологий:  только 23% представителей опрошенных ИТ-служб и 16% бизнес-пользователей используют облачные технологии более 12 месяцев, но при этом 35% представителей ИТ-служб и 22% бизнес-пользователей попробовали облачные вычисления на практике. Для сравнения: 32% американских бизнес-пользователей были знакомы с облачными технологиями в 2011 году, а в 2012 этот показатель вырос до 79%. У американских ИТ-специалистов процент знакомых и хорошо знакомых с облачными технологиями составлял 67% в 2011 году и поднялся до 91% в 2012, по данным исследования CompTIA Сloud Computing Study 2012.

Планы использования облачных решений украинскими предприятиями, а также интенсивное освоение технологии ИТ-компаниями создают потенциал рынка, который к 2015-2016 гг. обеспечит экспоненциальный рост, характерный для облачных рынков развитых стран. Более трети опрошенных ИТ-служб планируют пользоваться облачными решениями, а 75% из них собираются начать использование уже в 2014 году.

Подогревают рынок и ИТ-компании, активно осваивающие облачные вычисления. По результатам исследования, около половины опрошенных руководителей ИТ-компаний изучают облачные технологии, 15% уже обладают экспертизой в этой сфере (однако, только 7% ИТ-компаний предоставляют свою экспертизу в качестве «товара» своим клиентам), а 94% планируют работать на облачном рынке Украины. Интересно, что 74% ИТ-компаний заявляют об активном использовании облачных технологий. Очевидно, применение облачных технологий носит характер НИОКР для большинства респондентов, хотя они активно реагируют на запросы со стороны потребителя – 84% подтверждают получение запросов на облачные решения.

Быстрому проникновению облачных вычислений на украинский рынок в 2014-2016 будут способствовать как образование потребителей ИТ-компаниями,так и позитивный опыт первичного потребления, считают в De Novo. 84% опрошенных украинских предприятий, использующих облачные вычисления на момент проведения исследования, нашли их почти или полностью соответствующими ожиданиям. Как и во всем мире, экономический эффект от использования облачных решений станет главным драйвером рынка. Руководители компаний основной выгодой облачных вычислений счтают снижение затрат на ИТ.

Барьеры на пути «облачной» экспансии

При этом на рынке наблюдается конфликт интересов руководителей бизнеса и ИТ-служб, отмечают исследователи. И это является одним из главных барьеров для развития облачного рынка Украины: так, например, 64% руководителей бизнеса предпочли бы услуги внешнего оператора облачных сервисов и столько же руководителей ИТ-служб хотели бы построить собственное облако.

Кроме того, ситуация в украинской экономике заставляет компании в первую очередь сокращать затраты, чтобы выжить в нестабильной, сложной среде. Так, 55% респондентов считают снижение затрат на ИТ наиболее приоритетной задачей.

Эта же причина вызывает задержку в применении инноваций: 21% руководителей ИТ-служб еще не определились, 43% откладывает применение новых технологий на психологически комфортный срок 18 месяцев. По словам генерального директора De Novo Максима Агеева, это можно трактовать как нежелание бизнеса инвестировать в «облака» вовсе, так как украинские компании на сегодня не имеют возможности планировать стратегию и инвестиции больше, чем на полгода вперед из-за нестабильности в экономике и политической ситуации в стране.

При этом на планирование инвестиций также влияет совершенно нечеткие представления компаний о стоимости облачных технологий. Так, например, 27% респондентов заявляют о создании собственных облаков, но на фоне невысокого уровня осведомленности об облачных технологиях проекты по созданию собственных облаков выглядят как попытка изучения новинки и могут привести к разочарованию в новой технологии.

Кроме того, 55% респондентов исследования не знают реальной стоимости проекта, а 21% респондентов готовы инвестировать в облачные технологии менее $100 тыс. Неправильная оценка стоимости в комбинации со слабым уровнем информированности может привести негативной оценке полученного результата, говорят исследователи, отмечая, что оценка стоимости создания облака украинскими компаниями обычно не соответствует размеру бизнеса. Это можно считать вторым существенным барьером на пути развития украинского «облачного» рынка.

И все же отраслевая характеристика корпоративного облачного потребителя Украины подтверждает тенденции потребления, которые специалисты De Novo наблюдают в ходе работы с пользователями Коммерческого Облака De Novo. Облачные вычисления – безальтернативны для компаний, стремящихся выиграть время и оптизировать затраты в борьбе за своих клиентов, считают в компании. Поэтому спрос на облачные решения будут генерировать все сектора с высокой конкуренцией.

Что дальше? Прогноз De Novo

Рынок облачных технологий в Украине стоит на пороге больших изменений и многократного роста уже в ближайшие 2-3 года. Но при этом высокая волатильность украинской экономики затрудняет создание долгосрочных стратегий развития для большинства потребителей. Основной вклад в развитие рынка облачных технологий, по мнению исследователей, сделают средние и крупные потребители, но недостаточный уровень технологической экспертизы у большинства ИТ-компаний сдерживает динамику облачного рынка.

По словам Максима Агеева, сейчас стоит ожидать выхода на украинский рынок облачных сервисов абсолютно новых игроков, неизвестных сегодня, и это будут как внутренние молодые компании, так и достаточно крупные компании из Европы и США.

Услуги внешних провайдеров облачных услуг будут динамично расширять свою рыночную долю, но в перспективе ближайших лет будут уступать частным облакам для внутреннего использования одним клиентом.

Залишити відповідь