«Украина может потерять угольную отрасль», – утверждает председатель Российского независимого профсоюза работников угольной сферы Иван Мохначук

В России этот процесс начался уже давно, и на повестке дня стоят совсем другие вопросы. Однако российские коллеги еще со времен СССР хорошо знают и украинские угледобывающие предприятия, и их руководство. А в реформировании отрасли они уже прошли большую часть пути, на который еще только предстоит выйти украинским горнякам.

Недавно в России с участием президента РФ Владимира Путина состоялось заседание Государственного совета, на котором рассматривались проблемы развития угольной отрасли. По итогам работы Госсовета принята государственная программа развития угольной промышленности. Корреспондент «&» в Москве попросил высказать свое мнение о проблемах добычи угля в Украине председателя Российского независимого профсоюза работников угольной сферы, участника Госсовета Ивана Мохначука.

«&»: Иван Иванович, каково ваше мнение о развитии угольной промышленности Украины?

И. М.: Украина благодаря углю еще недавно была одной из великих мировых держав. Сегодня же ситуация в угольной отрасли катастрофическая. Если сопоставлять конъюнктуру в угольной промышленности, то Украина по сравнению с Россией находится на уровне 1992 года. Отставание от РФ в развитии рыночных отношений также составляет 9-10 лет. Более того, создается впечатление, что в украинском государстве никто последовательно не занимается проблемами безопасности на угольных шахтах, поэтому происходят взрывы, аварии, гибнут сотни людей.

Если в России на один миллион тонн добычи угля гибнет 0,4 шахтера, то в Украине 5-6 человек. Даже в ЮАР (это данные мониторинга Всемирной конфедерации угольных профсоюзов), в Гвинее-Биссау, в Венесуэле, в Китае гибнет в шахтах меньше людей, чем в Украине.

Дошло до того, что в Украине там, где есть выходы угольных пластов на поверхность, появились «самокопы». На своем огороде шахтер копает яму глубиной пять-десять метров, поднимает оттуда пять-семь ведер угля и несет на базар. Это его частный бизнес.

«&»: Почему, на ваш взгляд, это происходит?

И. М.: По моему мнению, в Украине управляют угольной отраслью непрофессионалы. У меня такое впечатление, что украинские угольщики ведут себя по принципу: «После нас – хоть потоп!». Шахтеры брошены на произвол судьбы, идет резкое снижение добычи угля. Сегодня она упала настолько, что об этом стыдно говорить человеку, который хотя бы чуть-чуть в этом разбирается.

Если Украина в ближайшее время не решит проблему приватизации угольных шахт, то она потеряет угольную отрасль. Идет уничтожение и разграбление техники, нет инженерного обеспечения, нет квалифицированных кадров, рвутся экономические связи, не развивается наука и технологии, которые призваны сделать угольную отрасль рыночной.

«&»: Видите ли вы выход из сложившейся ситуации?

И. М.: Выход из системного кризиса угольной отрасли в Украине – приватизация шахт. Не надо этого бояться. Я знаю: там, где частники стали собственниками шахт (да, государству с ними трудно договариваться), там становится больше порядка, меньше воровства, спекуляций на трудностях. Там есть конкретные лица, которые отвечают за конкретные вещи, заботятся о рентабельности шахты, о здоровье людей, борются за коллектив, отвечают за все своими деньгами, своим благосостоянием.

У нас в России есть шахты, где собственник сменился два-три раза. И поверьте, дела там обстоят не хуже, чем на шахтах, принадлежащих государству, а на самом деле никому. На государственных шахтах уголь продается через пять-десять посредников, на частных – напрямую потребителю. Государственная шахта никогда не купит оборудование непосредственно у предприятия, а обязательно втридорога у посредника. Куда приходит собственник, оттуда уходит посредник, а там, где нет собственника, появляется такая «прокладка», что никаких денег на развитие угольной отрасли не хватит.

СПРАВКА «&»

Мохначук Иван Иванович.

С 1988 года – председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности. Родился в марте 1958 года в городе Инта, Республика Коми, в шахтерской семье выходцев из Украины, (г. Самбор Львовской обл.). Украинец. Окончил в 1977 году Интинский индустриальный техникум, в 1996 году – Академию труда и социальных отношений по специальности «экономист», а в 2001 году – «юриспруденция». Работал шахтером, мастером горного оборудования. С 1989 года на профсоюзной работе. Член Генерального совета ФНПР, член исполкома международной федерации горняков, химиков, нефтяников и энергетиков (ICEM).

Залишити відповідь