Обещано упрощение

Проектом Закона №2409 от 27.02.2013 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедуры государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лиц-предпринимателей, которые не имеют работников» предложено внести изменения в Гражданский и Хозяйственный кодексы, а также в законы «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» и «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное страхование». Следует отметить, что данный проект необходимо рассматривать в тандеме с проектом Закона №2410 от 27.02.2013 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно упрощения процедуры государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лиц-предпринимателей, которые не имеют наемных работников». Изменениями декларируется введение заявительного принципа государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лиц, не имеющих наемных работников, а также упрощение процедуры прекращения их деятельности.

Проанализировав указанные проекты законов, можно отметить, что они содержат противоречивые формулировки. В частности, в большинстве случаев (даже в названиях законопроектов) используется формулировка «физическое лицо-предприниматель, который не имеет наемных работников», однако если изучить их более подробно, становится понятно, что указанная в них упрощенная процедура распространяется только на тех физлиц, которые не имеют наемных работников в течение последнего года, предшествующего дате принятия решения о прекращении предпринимательской деятельности. 

Кстати, на некоторые из формулировок обратило внимание и Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, которое по этим и другим причинам в своих выводах в отношении обоих проектов законов отметило, что они подлежат доработке.

В сжатом изложении процедура будет проходить следующим образом. Сначала предприниматель подает заявление в орган Государственной налоговой службы (ГНС) о проведении проверки в связи с прекращением предпринимательской деятельности, добавив к нему ряд документов. Определенные документы и отчетность также подаются в органы Пенсионного фонда. 
Не позднее одного рабочего дня со дня получения документов орган ГНС должен передать в Единый государственный реестр юрлиц и физических лиц-предпринимателей или сообщение о возможности проведения государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физлица по его решению, или уведомление о невозможности проведения госрегистрации такого прекращения в связи с имеющимися у органа ГНС данными о наличии у физического лица-предпринимателя наемных работников в течение последнего года. Аналогичные уведомления должны быть предоставлены и органом ПФУ. 

Предприниматель подает регистратору соответствующую карточку. В случае получения положительных уведомлений от органов ГНС и ПФУ прекращение его деятельности регистрируется. В других же случаях (их предусмотрено шесть) он получает отказ в государственной регистрации прекращения. Однако даже после внесения в Единый госреестр записи о прекращении предпринимательской деятельности предприниматель не снимается с учета в органах ГНС и ПФУ до проведения проверок, исполнения денежных обязательств и погашения задолженности (в случае их наличия).

Таким образом, указанные изменения упрощают процедуру ликвидации преимущественно лишь формально и только для тех предпринимателей, которые не имели наемных работников за год до прекращения деятельности. Государственная регистрация прекращения и сейчас занимает один день, указанными изменениями меняются только лишь алгоритмы действий (документы госрегистратору подаются не в конце процедуры, а в начале) и отменяется необходимость предварительной подачи документов для внесения записи о начале процедуры прекращения.

Основная же проблема, возникающая при прекращении деятельности, – проведение проверок контролирующими органами, фактически не решается, они как были, так и остаются, и процедура их проведения существенно не упрощается. Заявительный принцип государственной регистрации прекращения также фактически не вводится, поскольку продолжают существовать определенные условия для внесения такой записи в реестр. Упрощение произойдет только в тех случаях, когда физическому лицу необходимо как можно скорее формально перестать быть предпринимателем (например, для занятия определенных должностей в органах государственной власти или получения помощи по безработице).

Относительно опасений, что благодаря таким изменениям может получить распространение практика массового создания и закрытия предпринимателей-однодневок, думаю, что этого не произойдет. В отличие от юридического физлицо после госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности продолжает отвечать по своим обязательствам. Учитывая вышеизложенное, не совсем понятно, почему упрощенную процедуру планируется применять не ко всем предпринимателям, а только в отношении их части.

Если предложенные изменения будут приняты, то в первое время количество предпринимателей, зарегистрировавших прекращение деятельности, будет расти, что может дать повод говорить о тенденции свертывания малого бизнеса. Но фактически это будут исключать из реестра те предприниматели, которые по сути уже прекратили деятельность, но продолжают сдавать нулевые отчеты, поскольку это проще, чем осуществить все предусмотренные законодательством процедуры. К тому же такое впечатление может сложиться в результате того, что исключение из реестра будет происходить в начале процедуры, а не на последнем ее этапе.

Конечно, положительным является то, что в случае принятия указанных изменений, даже если необходимые проверки в органах ГНС затянутся, это уже не будет восприниматься так критично, поскольку не повлияет на факт регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Однако проекты законов требуют определенной доработки, также необходимо разработать ряд подзаконных актов, обновить программное обеспечение рабочих мест госрегистраторов, создать другие технические возможности для реализации указанных изменений.

Напомним, что главным в данном аспекте является даже не столько изменение законодательства, сколько необходимость изменения принципиальных подходов со стороны государства, наличие политической воли решить эту проблему. Пока будут существовать негласные инструкции относительно того, что бюджет необходимо наполнять любой ценой, что предпринимательской деятельности без нарушений не бывает, пока инспекторы будут (в тех случаях, когда все же не удалось найти нарушения) предлагать, например, «забыть» о том, что отчетность подавалась своевременно, и подписать документы хотя бы на 1-2 тыс. грн. штрафов, пока суды будут принимать решения почти во всех случаях в пользу государства, а не налогоплательщиков, пока не будет разработан и введен в действие механизм привлечения государственных служащих к персональной и неотвратимой ответственности за затягивание процедур, незаконные требования и другие нарушения законодательства сложившаяся ситуация в предпринимательской среде вряд ли существенно изменится.

Залишити відповідь