АВТОПАНОРАМА: Альтернативные набирают скорость

Автосалон во Франкфурте, завершившийся 22 сентября, является одним из крупнейших в мире. В этом году в нем приняли участие около 1 тыс. компаний из 35 стран, в экспозиции было порядка 150 премьер (серийные модели, концепты, шоу-кары). Все участники излучали неудержимый оптимизм, даже те, кого по итогам текущего года ожидают огромные убытки. Но иначе нельзя – перед потенциальными покупателями и представителями СМИ нужно демонстрировать свою уверенность в правильности стратегии развития модельного ряда, безошибочности решений, реализованных в новых моделях, а также в том, что идеи, материализованные в концепт-карах, – именно то, что будет нужно потребителю через несколько лет. Для производителей участие в автосалоне – это не шоу, а очень непростое маркетинговое мероприятие, огромные затраты на которое должны превратиться в инвестиции.

Старый Свет все еще ищет новый путь

Европейский авторынок демонстрирует стабильность, выражающуюся в ежемесячном падении продаж примерно на 5% по сравнению с прошлым годом. В июле показалось, что тенденция сломана – продажи выросли на 5%, но август все вернул на свои места (из значимых национальных авторынков региона рост отмечен лишь в Великобритании – на 10,5%). Европейский автопром переживает самый тяжелый кризис за 20 лет. Ожидается, что этот год станет шестым кряду, отмеченным падением продаж автомобилей в странах ЕС. Прогноз годовых продаж – 12,48 млн. машин, что намного меньше рекорда 2007 г. – 16,8 млн.

В докладе агентства Moody’s говорится, что PSA Peugeot-Citroen, Fiat, Ford и GM на своих операциях в Европе по итогам этого года потеряют в общей сложности €5 млрд.
На крупнейшем европейском рынке, немецком, продажи в августе упали год к году на 5%, а за первые восемь месяцев падение составило 7%. Во Франции – 11 и 10%, в Италии – 6,6 и 9% соответственно. В Испании продажи в августе сократились на 18% после роста почти на 15% в июле.

Среди причин спада традиционно называются макроэкономические проблемы, повышение налогов и сокращение бюджетных выплат гражданам, принудительное снижение интенсивности движения в некоторых крупных городах. Теперь же говорят и о том, что автомобиль в Европе перестает быть символом статуса и одной из первых необходимых крупных покупок для молодого человека. Беспокоит автопроизводителей и падение уровня проникновения автомобилей в крупных городах. Например, во Франции в целом приходится 500 машин на 1 тыс. жителей, но в Париже этот показатель сейчас составляет всего 280.

Компании по разному реагируют на тяжелую рыночную ситуацию, в том числе и организационными мерами. Так, Renault объявила о том, что на одном уровне с финансовой дирекцией, дирекцией по человеческим ресурсам и аппаратом президента создано два новых подразделения: дирекция по конкурентоспособности и дирекция по развитию. Их руководители напрямую подчиняются президенту и генеральному директору группы Карлосу Гону.

Аналитики рассчитывают, что в Европе в следующем году продажи пойдут вверх и вырастут на 3%. Но при этом добавляют, что не видят никаких признаков устойчивой положительной динамики спроса и после 2014 г.

В отношении всего мирового рынка в Moody’s недавно улучшили свой прогноз и теперь говорят о росте по итогам текущего года на 4,8% – до 87,5 млн. машин (в прошлом году рост составил 3,2%). Скорректировать прогноз позволило сохранение высокого спроса на автомобили в Китае – агентство говорит о росте на 10% – до 21,0 млн. авто. Похожие прогнозы делает и Китайская ассоциация автопроизводителей (СААМ). Крупнейшим иностранным автопроизводителем в этой стране является GM. В августе продажи концерна там выросли на 11,2% – до 245,8 тыс. единиц.
Фактором, способным ограничить рост продаж автомобилей на рынке Китая, может стать внедрение властями городов мер по ограничению загрязнения окружающей среды и борьбы с пробками. Например, в Пекине со следующего года начнут ограничивать количество ежегодно выдаваемых номерных знаков для автомобилей.

Продажи авто в США в августе выросли на 17% по сравнению с тем же месяцем прошлого года – до 1,5 млн. единиц. Autodata Corp. прогнозирует, что по итогам года в стране будет продано 16,09 млн. Рекорд продаж автомобилей в Соединенных Штатах был поставлен в 2000 г. – 17,4 млн. Говоря о причинах нынешнего роста, эксперты среди прочего отмечают, что низкие процентные ставки (средняя ставка по автокредитам на новые машины составила в августе 3,9%) вместе с медленным, но устойчивым ростом занятости побуждают потребителей менять свои устаревшие авто. Сейчас в стране средний возраст автомобилей превышает 11 лет, что является рекордным показателем.

Продажи GM выросли в августе на 14,7% – до 275,9 тыс. автомобилей, Ford – на 12% – до 220,4 тыс. Для GM этот месяц стал лучшим с 2008 г., для Ford – с 2006-го. Chrysler увеличил продажи 41-й месяц подряд на 11% – до 120,2 тыс. машин.

Но еще выше показатели роста в августе у японцев: Toyota – на 23%, Nissan – 22%, Honda – 27%. Продажи BMW в США подскочили на 36%. Ну и традиционно американцы не очень жалуют модели концерна Volkswagen – рост в августе – на 3,4%.

Такие результаты продаж совпадают с итогами опроса нескольких тысяч жителей Соединенных Штатов, проведенного в рамках составления индекса удовлетворенности покупателей новых автомобилей – American Customer Satisfaction Index (АCSI). Его результаты показали: больше всего американцы довольны Mercedes-Benz, опередившим в этом году прежнего лидера – Lexus, а также доступными японскими брендами. В целом индекс для европейских автопроизводителей равен 84,7, для азиатских – 84,1, американских – 82.

Продажи новых легковых автомобилей, грузовиков и автобусов на внутреннем рынке Японии в августе снизились на 6,4% год к году, падение длится уже четвертый месяц подряд. Продано 217,4 тыс. машин. При этом Toyota снизила продажи на 12,5% – до 101,4 тыс., Honda – на 22,1% – до 19,0 тыс. А продажи Nissan выросли на 3,3% – до 32,4 тыс. единиц.

В России в минувшем месяце было продано 231,9 тыс. автомобилей, что на 10% меньше, чем в августе 2012 г. С начала года авторынок продемонстрировал падение с показателем 7%.
В Украине в августе продажи новых автомобилей выросли на 42% – до 26 тыс. единиц. Но такой рост – одноразовый, он объясняется тем, что люди стремились купить авто до их подорожания из-за ввода с 1 сентября утилизационного сбора. Прогнозы продаж после повышения цен – не более 15 тыс. в месяц.

Подходы к электрификации

Судя по экспозиции салона, все ведущие автопроизводители работают над частично (то есть гибридными) и полностью электрическими автомобилями. В этом ряду находится и Volkswagen, руководство которого еще в 2010 г. заявляло, что гибридные и электрические авто – это безумие. Теперь же концерн представил два электромобиля в экспозиции и пообещал, что к 2014 г. в продажу поступят 14 его моделей гибридов и электромобилей. К 2018 г. VW хочет стать лидером рынка работающих на электричестве транспортных средств. Мартин Винтеркорн, генеральный директор VW, говорит, что компания начала предлагать свои модели электромобилей «как раз вовремя». Говоря «вовремя», гендиректор, видимо, имел в виду то, что другие производители уже неплохо разогрели рынок. Так, Nissan еще в 2007 г. заверил, что будет производить электромобили. Toyota очень много сделала в сегменте гибридных автомобилей, Tesla, GM, Honda – список активистов можно продолжать.

BMW представил на своем стенде компактный серийный электромобиль i3 и подзаряжаемый гибрид i8, относящийся к категории спорткаров. Mercedes-Benz и Porsche также презентовали гибридные автомобили класса люкс.

Jaguar Land Rover объявил о начале в октябре исследовательской программы Evoque_e с бюджетом $25,5 млн., которая продлится два года. Целью является разработка новых гибридных и полностью электрических силовых установок. Помимо Jaguar Land Rover (ее вклад составляет около $6 млн.), в проекте участвуют 12 других компаний и организаций. В их число вошли, в частности, Williams Advanced Engineering, а также три британских университета. Программа также поддерживается британским агентством по инновациям.

Этот автопроизводитель уже имеет опыт работы с гибридными и полностью электрическими силовыми установками. Так, в июне 2012 г. он представил прототип бензоэлектрического седана Jaguar XJ, в марте на автосалоне в Женеве дебютировала электрическая версия внедорожника Land Rover Defender, в середине августа были официально представлены внедорожники Range Rover и Range Rover Sport с гибридными силовыми установками.

Конечно, продажи авто, работающих исключительно на электричестве, пока мизерны по сравнению с реализацией традиционных автомобилей. Так, по данным Bloomberg New Energy Finance, их общие продажи в I квартале 2013 г. – около 40 тыс. единиц. Однако годовые темпы роста составляют 100%.

Рост спроса сдерживают опасения по поводу надежности батареи, величины пробега без «дозаправки», ее работы в зимних условиях. Высока и стоимость электромобилей. Так, компактный Volkswagen e-Up в Германии будет стоить около €26 900, что в два раза дороже, чем стоит версия с бензиновым двигателем.

Но автопроизводители вынуждены развивать производство гибридов и электромобилей, поскольку есть строгие правила ЕС, ограничивающие выбросы углекислого газа транспортными средствами, которые они производят. И если компании хотят продолжать продавать нынешние высокорентабельные и массовые модели, им не избежать выпуска гибридов и электромобилей (чтобы снизить средние по всему модельному ряду выбросы углекислого газа).

Неэлектрические «звезды»

Honda впервые представила публике обновленный хетчбэк Civic 5D. Автомобиль получил немного иной дизайн внешнего вида и интерьера. Основные внешние перемены касаются задней части авто: затемнены стекла задних дверей, двери багажника и задние фары, а также занижен задний бампер черного цвета. Темной отделкой наделили и передний бампер. Косметические изменения интерьера должны усиливать ощущение качества салона и спортивный характер хетчбэка. Автомобиль также получил небольшие улучшения передней и задней подвесок, рулевого управления.

На обновленном Civic установлены новые системы активной безопасности, которые обрабатывают данные, полученные с камер, лазерного радара и радарных датчиков. Новинка будет производиться на заводе в Великобритании, старт продаж в Европе состоится в начале 2014 г.

Nissan представил Nissan X-Trail, причем это действительно полностью новый автомобиль, совершенно не похожий на предшественника. Но как оценят потребители такие радикальные перемены, сказать сложно. Производитель утверждает, что новый X-Trail сохранил внедорожные возможности на уровне своего предшественника и при этом вобрал в себя лучшее из опыта компании в создании таких популярных кроссоверов, как Qashqai, Juke и Murano. В результате получился эффектный, «всепогодный» и современный семейный автомобиль с большими возможностями (он может быть и семиместным). Эта важная для Nissan модель будет выпускаться на девяти производственных площадках, расположенных по всему миру.

Производство начнется в I квартале 2014 г., а продажи в мире стартуют в июле того же года.
На этом автомобиле появились первые в мире системы Active Ride Control и Active Engine Brake. Первая – система активного управления жесткостью амортизаторов следит за характером дороги для выявления неровностей, проезд которых может приводить к продольной раскачке кузова авто, и активирует систему управления демпфированием для компенсации продольных кренов. Вторая – система активного торможения двигателем управляет крутящим моментом двигателя и вариатором для увеличения уровня торможения двигателем при прохождении поворотов или торможении перед полной остановкой автомобиля.

Mercedes-Benz официально представил серийную версию своего самого компактного кроссовера GLA. Новинка является первым внедорожником этого производителя, который будет оснащаться системой постоянного полного привода 4Matic нового поколения с переменным распределением крутящего момента. Сначала модель будет доступна на рынке с двумя бензиновыми моторами и парой дизелей. С топовым двигателем кроссовер сможет разогнаться до 100 км/ч за 6,5 с, а его максимальная скорость составит 235 км/ч. Двигатели сочетаются либо с шестиступенчатой механической трансмиссией, либо с семидиапазонным автоматом с двумя сцеплениями. Заказы на GLA начнут принимать в конце осени, а первые машины в дилерских центрах появятся в 2014 г.

Концепт Lexus LF-NX  стал одним из самых ярких экспонатов выставки. При этом впечатления полярные – от полного неприятия до восторга. В компании говорят, что это – воплощение философии L-finesse. Наверняка путь от этого концепта до серийного паркетника NX еще очень велик. Конструкторы хотят оценить, насколько велика аудитория, которой может понравиться такой необычный автомобиль. Поэтому и точных сроков выпуска нового паркетника пока не называют.

Suzuki представила концепт IV-4 («I» означает индивидуальность, «V» – автомобиль (vehicle), а «4» – полный привод), воплощающий в себе новую идею: персональный компактный SUV. Начиная с 2014 г. компания планирует ежегодно выводить на рынок Европы новую модель в разных сегментах. Модель на базе IV-4 намерены запустить в производство в 2015 г. на венгерском заводе Magyar Suzuki, и подчеркивается, что этот автомобиль не будет наследником Grand Vitara и Jimny.

Залишити відповідь