Комедия о мужском нытье: новый фильм Киры Муратовой «Вечное возвращение»

В одном из интервью, предшествующих прокату «Вечного возвращения», Кира Муратова  пошутила, что, когда в финансировании съёмок наступили трудности, она решили дать одну из ролей её продюсеру – Олегу Кохану. Чтобы у того было больше стимулов для поиска денег. В итоге Кохан дебютировал в кино, сыграв одну из эпизодических ролей в фильме большого режиссёра (он появляется в последней сцене фильма, чтобы поучаствовать в розыгрыше инвестора). В блиц-интервью для Companion Weekend он рассказывает о своём опыте.

Олег, хочу спросить у вас, как актёра. В фильмах Киры Муратовой персонажи зачастую говорят в своеобразной манере, которая мне как зрителю кажется странной и неестественной. Интонации намерено искажены.  Зачем это нужно режиссёру? Мне кажется, вы тоже говорили в таком стиле…

Я когда-то, ещё до знакомства с Кирой Георгиевной  обратил на это внимание. У меня у самого был такой вопрос: «Почему её актёры странно говорят? Почему используют такие интонации?». Но она, если обратите внимание, никогда на такие прямые вопросы не отвечает в стиле: «Да, я это делаю потому-то и потому-то…». Такой ответ ограничивает другие вариации и немного опошляет смысл. Например, спутанный клубок верёвок, который героини фильма теребят без конца. Про эту метафору можно сказать: «Да, это символ запутанности человеческих отношений…», но это звучит как-то…

Грубовато.

И слишком однозначно. Отсекает более глубокие интерпретации. Поэтому Муратова всегда уходит от простых ответов. Лично я для себя это объясняю таким образом. Существует традиционная актёрская кинематографическая и театральная школа, которая учит правильно говорить, и мы привыкли к таким интонациям на сцене и киноэкране. Но в жизни так постановочно и правильно не говорят. Муратовой же, которая в своём творчестве последовательно занимается антропологией, интересны люди со своей неправильной речью и другими странностями. Это может немного раздражать, но это наше зеркало. И это одна из красок её авторского почерка. Поэтому неслучайно появление в её фильмах Ренаты Литвинова со своими своеобразными интонациями, которые, между прочим, кажутся мне очень красивыми.

А какая, например, вам была задача поставлена? Можете поделиться?

В принципе, много объяснять мне не нужно было. Потому я и сам имел некоторое  отношение к появлению данного эпизода в фильме (Олег Кохан играет продюсера, который появляется в заключительной сцене картины – Прим.Ред.). Для меня в этой роли было много самоиронии. Не только по отношению к себе, но и вообще к продюсерско-инвесторским кинематографическим отношениям в целом. Вначале я чувствовал определённую неловкость, а потом появилась смелость, кураж…

Я думал, что Муратова вам объясняла, как говорить, какую интонацию выбрать….

Мы с Кирой Георгиевной уже четвёртый фильм сделали, давно знакомы и я знаю, что она не указывает актёрам, как играть. Она просит их предложить что-то. Если это хорошая идея, может сказать: «О, интересная краска получается». Потом попросить что-то поправить, что-то более чётко произнести. То есть, всегда открыта к тем возможностям, которые дарит момент творчества. Разумеется, при этом она чётко знает, чего хочет и куда нужно двигаться.

Этот фильм у неё получился очень весёлым, задорным…

Да, конечно. Он очень куражный и шутливый. Самоирония режиссёра здесь тоже, наверняка присутствует. И, конечно, это достаточно глубокий диалог Муратовой с искусством, с культурой, кинематографом с точки зрения формы, драматургии, языка…

Теперь вопрос, как к продюсеру. На презентации фильма в Киеве, мне показалось, у всех его создателей было умиротворённое настроение. Значит ли это, что в финансовом смысле вы чувствуете себя в безопасности?

С определёнными моментами уже, честно говоря, смирились. Мы прекрасно понимаем, что без поддержки государства съёмки такого кино – это бюджет с большим минусом. Но для меня было принципиально важно, чтобы этот фильм состоялся по целому ряду причин. Во-первых, я привык доделывать всё до конца. Во-вторых, важно, что это делала именно Муратова. В третьих, это был своего рода диалог с теми, кто тоже делает кино в этой стране. Это, пожалуй самый тяжёлый для меня фильм в плане финансирования и продюсерской работы.  Но я пошёл на это сознательно и думаю, что результат нужно измерять не только рыночными категориями.

«Вечное возвращение», действительно, одна из самых лёгких и весёлых работа Муратовой. На презентации она вспомнила, что сняла уже 17 картин (если считать короткометражки). В съёмках участвовали практически все её любимые актёры: Рената Литвинова, Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий, Наталья Бузько, Виталий Линецкий, Георгий Делиев и другие. «Это очень скромный фильм, чёрно-белый, без всяких технических ухищрений, такой камерный, павильонный фильм – сказала Кира Георгиевна. – Если вам понравится, смотрите. Я буду счастлива. Если не понравится – не мучьте себя».

Сюжет фильма (хотя аккуратным выстраиванием истории Муратова пренебрегает)  рассказывает о бывших однокурсниках – мужчине и женщине, которые не встречались много лет и жили в разных городах. Но, однажды, мужчина, приехав в командировку в город своей бывшей одногрупницы, решает её навестить и не может побороть в себе желание «выплакаться в жилетку». Трагедия его жизни состоит в том, что он любит двух женщин и не может выбрать. В соответствии с причудливыми и неумолимыми законами психологии, мужчина считает, что общее студенческое прошлое даёт ему право требовать у своей бывшей однокашницы мудрого совета, как ему поступить в данной ситуации.
 
– Ну… Люби их обеих, раз ты так чувствуешь…
– Что? Это ты мне советуешь? Заедать век двум женщинам. Делать их несчастными? Ну это безнравственно! Ну, не ожидал от тебя…
– Ну, разведись тогда. Женись на Люде.
– Я же сказал. Я люблю свою жену. Мы прожили десять лет!…Не ожидал такого совета. Может мне уйти?
– Ну хочешь чаю или кофе?
– Да мне не до чаю не до кофе. Мне плохо!

Ирония ницшеанского названия «Вечное возвращение» становится понятна уже через минут десять после начала фильма. Одна и та же сцена (с разными речевыми оттенками и небольшими, а иногда скачкообразными изменениями) разыгрывается разными парами замечательных актеров. Ещё одна константа фильма: мужчина всегда ноет, а женщина слушает. Кто-то такое «вечное возвращение» проживает в своей реальной жизни.

Залишити відповідь