Куда движется рынок электронных книг: 4 главных тренда

Американская ассоциация издателей книг Book Industry Study Group подвела итоги развития отрасли в 2013 г. В своем последнем докладе* организация выявила   несколько крайне любопытных трендов в деле книгопечатания и издания электронных книг. Вот эти тренды.

1. Рост рынка электронных книг замедляется. Пока, конечно, это наглядно видно только на самом продвинутом, американском рынке. В этом году он вырос всего на 30%. Ранее цифры были куда более внушительными, но год от года, по мере насыщения рынка, они уменьшаются. Что это значит? Только то, что, по мере привыкания читателей к книгам в электронном виде, рынок созревает, и период бурного роста для него заканчивается. По этой причине вряд ли стоит здесь ожидать новых больших игроков.

2. Бумажные книги отнюдь не собираются уступать свое место. 48% пользователей, которые регулярно читают книги в электронном виде, готовы покупать и их бумажные варианты. Вообще, потребителям очень интересны «комбинированные» покупки. Скажем, человек покупает бумажную книгу, а в качестве довеска получает ее электронный вариант. Это очень удобно: дома, когда ничто не мешает, вполне можно читать текст в привычном, «олдскульном» варианте, но по пути на работу сподручнее пользоваться электронным букридером. Так вот, за такие предложения потребители действительно готовы платить, причем даже в том случае, если покупка обоих вариантов книги обойдется  дороже, чем покупка только бумажной версии.

Очевидно, это означает только одно: лидерами рынка окажутся те издательства, которые развивают торговлю традиционными и электронными книгами одинаково серьезно и уделяют должное внимание обоим сегментам рынка.

3. Чуть больше половины всех опрошенных специалистами Book Industry Study Group респондентов признались, что готовы платить больше обычного за электронные книги в том случае, если у них будет возможность простым и удобным способом этими книгами делиться, передавать их в безвременное пользование своим друзьям или даже перепродавать со скидкой кому-то другому. Иными словами, потребители готовы переплачивать за те «удобства» в использовании, которые им предоставляют традиционные издатели.

4. Потребителям по большей части все равно, кто является издателем той или иной электронной книги. Традиционный брендинг, принятый в оффлайновом мире, в онлайне не работает. Кто издал электронную книгу – один из лидеров рынка, или небольшая частная фирма, потребителю неважно. Это значит, что если традиционное книгопечатание в кои-то веки умрет, то «киты» этого рынка вряд ли займут доминирующее положение в электронной отрасли.

Интернет-рынок восприимчив к новичкам и дает им практически все те же возможности, которые есть у «больших игроков». С другой стороны, очевидно, что раз потребителю все равно, значит любые затраты на маркетинг и поддержание бренда крупного издательства в Интернете себя не оправдывают.

Подводя итог всего вышесказанного, нельзя не отметить, что, к сожалению экологов, электронные книги пока оказываются не в состоянии вытеснить с рынка литературу на традиционных носителях. Потребителям мало стандартных преимуществ букридеров: малого веса и отсутствия необходимости посещать магазины каждый раз, когда появилась книга, которую хочется прочесть. Потребитель стал разборчив, и издателям еще только предстоит выяснить, какая конкретно бизнес-модель окажется наиболее успешной.

Залишити відповідь