Тренды в социальных медиа и цифровом мире

Чего нам ждать от социальных медиа в 2014 году? Как изменится цифровой ландшафт?

Еще недавно бытовало мнение, что социальные сети предназначены только для личного общения, а интерес к опубликованной в них информации пропадает быстрее, чем успеваешь выпить чашку кофе. Так ли это на самом деле?

Глобальный бум социальных медиа обусловлен целым рядом их преимуществ перед традиционными каналами передачи информации:

  • возможность диалога как символического обмена ценностями, убеждениями, вкусами, точками зрения;
  • прямой контакт с целевой аудиторией обеспечивает возможность обращаться к потенциальному потребителю и мгновенно получать от него ответ;
  • растущая ценность отклика. Важен каждый отклик о компании — он вносит вклад в виртуальный имиджевый капитал бизнеса и с каждым днем становится все ценнее.

В настоящее время центрами коммуникации в сети являются не крупные медийные структуры (телевидение, радио, газеты и журналы), традиционно выступающие как официальные СМИ, а сами пользователи и создаваемый ими контент — User-generated content, Consumer-Generated Media или User-Created Content. Происходит взрывообразное увеличение пользовательского контента. Социальные медиа экспоненциально увеличивают мощь отдельного человека. Сегодня один человек легко может испортить репутацию компании, не крича в «мегафоны» традиционных СМИ.

Все больше компаний понимают эффективность и необходимость работы с социальными медиа. Это показатель не только продвинутости организации, но и ее стремления общаться со своим потребителем. Интерес к ним с точки зрения бизнеса вполне закономерен. Почти 90% всех пользователей русскоязычного интернета используют социальные медиа, и время, проводимое людьми в блогах, социальных сетях, на геолокационных сервисах, увеличилось в три раза. Первые три места в категории «страны с самым высоким показателем вовлеченности населения в социальные медиа», по данным рейтинга comScore, занимают Израиль, Аргентина и Россия. Среднестатистический россиянин проводит в блогах, социальных сетях, на форумах в среднем 10,4 часа в месяц.

Чего нам ждать от социальных медиа и в целом от цифрового ландшафта в 2014 году?

Цифровой детокс против FOMO

В Оксфордский словарь в августе 2013 года были добавлены словосочетания «digital detox» и «the fear of missing out» — FOMO (страх что-то упустить, вызванный информационным прессом социальных медиа). Эксперты-футурологи предполагают, что главным стрессом и трендом 2014 года станет выбор между ограниченным использованием гаджетов, интернета, соцсетей и желанием быть в курсе всех событий.

Будет появляться все больше заведений общественного питания, отелей, клубов, арт-пространств, свободных от интернета и мобильной связи.
У бизнесменов появится мода на проведение отпуска «без связи» и виртуального мира.

Недоверие информации

Большое количество фейковых новостей даже от официальных каналов порождают тотальное недоверие новостям и потребность перепроверки информации.

Популярным медиа станет тот, кто завоюет репутацию надежного источника. Времена агрегаторов новостей уходят в небытие. Уникальный проверенный релевантный контент — залог успеха.

Интимность, приватность и личная жизнь

Наибольшая ценность — личная информация и приватность. Тщательный выбор параметров конфиденциальности, фильтры, антивирусные программы со специальными блокираторами станут необходимостью для тех, кто хочет сохранить интимные подробности своей жизни.

Всеобъемлющий интернет

Онлайн и офлайн — уже неразделимы. Интернет вещей, как и интернет всего, — реальность, а не фантастика. Все будет соединено со всем.
Автомобили, холодильники, станки, браслеты, часы и др. выходят в Сеть и делают жизнь человека удобнее. Главный вопрос — лучше ли?

Естественная реклама. Социальная польза кампаний и активностей в социальных сетях

Сегодня эффективно работает реклама (будь то фото, видео или статья), не выделяющаяся на фоне основного контента сайта. Пользователи хорошо реагируют в естественных для себя условиях. Лучшая естественная реклама — пользова-тельские видео.

Дешевая «звонилка»  и дорогой планшет

Постоянно быть в интернете и соцсетях становится слишком дорого, много времени уходит в никуда, помимо этого, еще и смартфон быстро разряжается, лишая возможности сделать важный звонок или отправить сообщение по работе.

Тренд последних месяцев — совмещение не смартфона и планшета, а обычного телефона с аккумулятором, не разряжающимся несколько дней активной работы, и легкого, компактного, мощного планшета.

Нательные гаджеты

Популярность продолжится. Фокус будет на специализированных гаджетах для спортсменов, кормящих мам, тех, кто хочет сбросить лишний вес, путешественников и проч.

Трендом будут также нательные гаджеты, отслеживающие количество времени, которое вы проводите за компьютером, в интернете, в частности, в соцсетях. Их можно настроить таким образом, что они включат блокирование определенного списка сайтов или интернета в целом, когда лимит будет перебран.

Картинки, фото,  инфографика

Один из главных трендов 2013 года сохранится и в 2014-м. Компании продолжат использовать изображения. Актуальность его только увеличится. Компаниям придется уделять еще больше внимания картинкам на своих страничках в социальных сетях, сайтах и блогах, ведь пользователи хотят получать качественный визуальный контент. Не менее важно — соблюдение авторских прав на изображения.

Возможно, компаниям стоит обратить внимание на относительно новую социальную сеть Pinterest, получившую репутацию женской. Постепенно она становится неотъемлемой частью маркетинговой стратегии ритейлеров. В англоязычном интернете не сдают позиции Slideshare и Tumblr.

Мобильные приложения

Мир вокруг будет становиться все более мобильным. Повысится значение мобильного контента, способного заинтересовать и вовлечь клиентов. Подтверждение тому — экономические показатели крупнейших игроков на рынке. К примеру, доход Facebook от рекламы в мобильном интернете в 2013 году достиг 40% (для сравнения: в 2012-м он был равен лишь 5,35%). Общий его доход от мобильной рекламы в прошлом году достиг $16,65 млрд.

Видео, мини-фильмы  и вирусные ролики

Компании начнут активнее использовать видео. По­пу¬лярность видеоконтента выросла благодаря сервисам от Instagram, Vine и Cube. Возможно, контент, генерируемый пользователями, приведет к созданию социальных сетей, основанных только на видеоконтенте. Компания Cisco прогнозирует, что в 2015 году 85% всего интернет-трафика будет формироваться от просмотра видео.

Количество просмотров больше не будет критерием успешности видео, созданного брендами. Новым критерием станет вовлечение пользователей. Бренды попытаются включать в ролики ненавязчивые сообщения им с призывами к действиям.

Погружение —  новый вид вовлечения

Мало просто сделать свою кампанию заметной, теперь еще и недостаточно просто вовлечь в нее.

В этом году лидирующие бренды попытаются полностью погрузить пользователей в мир своих продуктов, товаров и услуг. Стать неотъ­емлемой частью жизни.

Используемые инструменты пока все те же — геймификация, профили в соцсетях, дополненная реальность и проч.

Рекламный ретаргетинг и персонализация

Рекламный ретаргетинг поможет увеличить конвертацию за счет того, что напомнит пользователю, какой продукт или услугу он ранее увидел в онлайне. Благодаря этому бренд и его продукт будут всегда на слуху.

Ценности среднего класса и Facebook

Какие ценности разделяют пользователи Facebook? Как происходит самоидентификация потребителей на платформах, где проходят быстрые и так называемые необязательные, но эффективные коммуникации?
Социальные медиа — широкое поле форм и способов коммуникаций, разворачивающихся на различных интернет-платформах. Это сравнительно новое понятие, но уже устоявшееся поле, в котором люди ведут и чувствуют себя иначе, чем в обществе или в публичной сфере офлайна, говорят по-другому. Рядовые пользователи комфортно освоились в этом пространстве, обустроив его под себя, уверенно живут в нем и активно его используют.

В чем же парадокс социальных медиа? Их пользователи свободны в социальном плане, но в то же время стеснены форматами самих интернет-ресурсов. Форматы Facebook и YouTube выглядят каждый по-своему. Где пользователь ощущает себя свободнее и увереннее? Ответ прост: пользователь, не рефлексирующий по этому поводу, чувствует себя одинаково в обоих случаях. В этих «местах встреч» у ординарных потребителей есть явное желание показать себя, свою «самость». Их месседжи: «это я говорю!», «услышьте и постарайтесь меня понять!», «смотрите, какой я замечательный!»… В социальных медиа не просто общаются, а зачастую старательно, хоть и необязательно осознанно, продвигают себя.

Что же это означает? Каждый опыт такого представления — выстраивание или конструироване не столько своего профиля (например, на YouTube или Facebook), сколько своей идентичности. Точнее сказать, это непрерывный открытый процесс самоидентификации через рассказ о своем опыте, своих впечатлениях, чувствах, удачах и неудачах, о том, как и что люди могут сделать для того, чтобы стать лучше. Пользователи решают, с кем, а также против кого дружить. В построении рассказов участвуют еще и другие пользователи, так как выстраиваются они на открытых медийных подвижных платформах.

Facebook — место обитания представителей среднего класса. Какие же ценности пользователей Facebook? В первую очередь это продвижение нескольких базовых идей:

  • моей мобильности как пользователя и представителя среднего класса;
  • моей креативности;
  • моей успешности;
  • мои частные страдания или неудачи не могут изменить тот факт, что в жизни «я» остаюсь очень успешным;
  • я в кругу своих друзей;
  • я приверженец всего естественного, натурального, луч­шего;
  • у меня есть своя позиция;
  • я приверженец высокой культуры, хотя осознаю возможность и необходимость существования массовой.

Эти, а также другие ценности и позиции, демонстрируемые представителями среднего класса, и составляют в своем многообразии процесс идентификации, включающей в себя три основных компонента: опыт как переживание жизни, экспрессию и рефлексию. Когда пользователь выстраивает свой профиль на Facebook, он одновременно заботится и о формате личной идентичности. Продвигая себя через обустройство личного профиля с помощью общения он включает все три компонента. Его рассказ о себе становится открытым, подвижным, увлекательным даже в том случае, если он произносит банальности или повторяет общие места. Поэтому любой человек как нарратор, рассказчик о самом себе, представляет огромный интерес, а ординарные пользователи со своими индивидуальными чувствами, личным опытом, рефлексией и саморефлексией составляют то самое удивительное множество. Это открывает нам колоссальные возможности.

По материалам проекта «ПостНаука»

МАТЕРИАЛ ЖУРНАЛА СТРАТЕГИИ

Залишити відповідь