Сотрудничество для стабильности

Фонд мира (США) и журнал Foreign Policy выпускают Рейтинг недееспособности государств (Failed States Index). Его индекс призван оценить неспособность властей контролировать демографическую ситуацию, целостность страны, политику и экономику. Фактически рейтинг оценивает страновые риски по следующим критериям: демографическое давление (наличие противоборствующих этнических групп); уровень мигрантов и беженцев; приверженность исполнению законов и соблюдению прав человека; риски иностранного вмешательства (политическое, военное, внешнее финансирование) и др. В 2013 г. Украина занимала 117 место из 178 – между Малайзией и Ямайкой (для сравнения: Россия – 80, то есть с более высоким рейтингом недееспособности государства). В 2012 г. наша страна была на 113 месте. Увы, рейтинг в 2014 г., как мы все понимаем, будет совсем не оптимистичным. А недееспособное государство во многом определяет и недееспособность компаний. Как должен вести себя бизнес в подобной ситуации?

Вернуться к ценностям

Некоторые международные эксперты считают, что корпоративная социальная ответственность (КСО) может развиваться только в условиях стабильности, поэтому сейчас нужно подождать. На одной из последних встреч с украинским бизнесом обсуждался вопрос помощи стране.

Прозвучала мысль, что сегодня бизнес должен следовать формуле «трех Р» («работать, работать и еще раз работать»).

Тем не менее бывают времена, когда необходимо делать больше, чем просто работать.

И поскольку внешняя КСО больше покрывает проекты развития местных сообществ в тех районах, где находятся предприятия компании, сегодня бизнесу необходимо выходить на национальный уровень и связывать свои проекты с приоритетами Украины как страны. Для этого руководство компании может задать себе три вопроса:

  • Какие у нас ценности?
  • Где мы должны быть в соответствии с нашими ценностями?
  • Что мы обязаны делать?

На эти вопросы для себя ответили руководители многих украинских компаний. В то же время, например, председатель правления Siemens Джо Кайзер на встрече с Путиным заявил, что его компания продолжит инвестировать в экономику России. Между тем канцлер Германии Ангела Меркель сообщила, что «немецкие компании не должны предавать европейские ценности ради того, чтобы защитить свой бизнес». К этому можно добавить, что и корпоративные ценности поставлены под угрозу, ведь среди них у того же Siemens значится обязательство вести этичный и ответственный бизнес.

Не стоит забывать и о том, что существенную роль в замедлении и смягчении санкций Евросоюза по отношению к России сыграл именно бизнес. Его лоббисты встречались с представителями американского, немецкого, итальянского правительств и ЕС, чтобы высказаться против конфронтации с Россией. Да, подход «бизнес как обычно» продолжает успешно работать, но, возможно, стоит вернуться к истокам – ценностям компаний, к тому, как их разделяют руководители и собственники и как они интегрированы в корпоративную культуру?

События в Украине стали зеркалом, отобразившим истинные ценности многих компаний. В более или менее стабильные времена можно выпускать отчеты о КСО, присоединяться к международным инициативам в этой сфере и проводить помпезные культурные мероприятия. Однако в ситуации напряженности и нестабильности первые вопросы, возникающие к компании, претендующей на лидерство в корпоративной социальной ответственности, будут касаться ценностей.

Политика и вопросы безопасности

В настоящее время формула «трех Р» и модель «обычного КСО» не может быть эффективной. Актуальность приобретает подход «роль бизнеса в развитии страны». Знаменитый Майкл Портер назвал данный подход общей ценностью, то есть решение общественной проблемы с помощью бизнес-модели, подразумевающей партнерство и глокальность (глокальность – взаимосвязь и взаимозависимость глобального и локального уровней, локализация действий по корпоративной социальной ответственности глобальных организаций. Компании все чаще стараются сбалансировать свои приоритеты по КСО с национальными приоритетами страны, в которой расположены их предприятия). Общую ценность сегодня понимают собственники и генеральные директора, демонстрирующие гражданскую позицию и соотносящие свои приоритеты с национальными. Многие сотрудники киевских компаний в декабре 2013 – феврале 2014 г. стремились быть на Майдане, руководители часто не препятствовали этому, но просили взять официальные отпуска (ведь в случае инцидента во время рабочего дня ответственность несет работодатель).

Конечно, компаниям сложно оставаться вне политики. В некоторых ситуациях бизнес-лидеры чувствуют необходимость примкнуть к определенным политическим силам, но для них важно просчитать риски. Например, во время апартеида в Южной Африке организации не выступали публично против правительства, что привело бы к отзыву лицензий и другим видам давления, а стремились бороться с бедностью в стране через социальные инвестиции в местные сообщества и своих сотрудников. Они обеспечивали транспортную развозку работников, что давало им больше безопасности в неспокойной стране.

Вообще безопасность персонала – важный вопрос КСО компании. В Украине о безопасности работников до последнего времени мало задумывались, но события 17-19 февраля, когда в Киеве не работало метро, продемонстрировали несостоятельность многих руководителей решать сложные вопросы. В некоторых компаниях сотрудникам предложили работать на дому, в других – работу без обеспечения условий развозки. Извлекая уроки, следует прописать политику безопасности компании и сотрудников во время конфликтов, изложив в ней, кто что должен делать, кто за что отвечать, что делать с документами и проч.

Расширение социального диалога

Во всем мире эксперты рассматривают три причины социальных конфликтов: коррупция, бедность и социальная невовлеченность. Бизнес может заниматься профилактикой и решением данных проблем несколькими способами: через свою основную активность, программы социальных инвестиций, вовлечение в социальный диалог и поддержку развития общественных институций.

Да, правило «трех Р» замечательное, но его нужно расширить. Основная бизнес-активность компании должна включать в себя не только эффективную работу, но и эффективное корпоративное управление (в том числе борьбу с коррупцией и за прозрачность), инвестиции в ключевые сектора экономики и социальные инвестиции.

К перспективным сегментам украинской экономики эксперты сейчас часто относят IT и сельское хозяйство. Любопытно, что недавно в Луганске был проведен эксперимент, в ходе которого шахтеров учили писать Java-коды, более 30% из них научились это делать. В Индии аналогичный показатель был в два раза меньше. Приятно осознавать, что украинцы способные, но важнее то, что, продолжая данный эксперимент, можно переобучать тех, кого уволили, и создавать дополнительные рабочие места. С этим процессом связаны и вопросы обучения предпринимательству. Хорошо, что правительство уже обратило внимание на это направление и создает рабочую группу при Кабмине.

Программы социальных инвестиций предусматривают усиление работы с местными сообществами, глокальность и развитие территорий. Совместно с бизнесом правительству необходимо разработать такие программы силами, например, рабочей группы при Министерстве регионального развития.

Вовлечение в социальный диалог усиливает работу с сотрудниками, в том числе по вопросам безопасности. Дополнительно компания может принять решение о волонтерстве или бонус-часах, которые сотрудники смогут потратить на консультации, встречи с представителями государственной власти, общественными организациями, фондами и внести свой вклад в развитие страны. Вовлечение сотрудников в социальные проекты поможет отвлечься и на время забыть о своих страхах и состоянии не–определенности. Такие проекты помогут также объединить работников из различных регионов.

Развитие общественных организаций предусматривает их поддержку и финансирование бизнесом. Сегодня может возникнуть та же ситуация, которая когда-то в США привела к росту доверия к общественным организациям и благотворительным фондам. Смогут ли компании работать с третьим сектором (общественными организациями) – во многом зависит от него самого: насколько он сможет доказать, что ему можно верить.

Пожелания правительству

Сотрудничество бизнеса и власти получит перспективы стать успешным, если произойдут изменения в головах руководителей самого высокого уровня. Правительству нужно делать все возможное для того, чтобы к нему росло доверие.

Конечно, вопрос о разработке национальной политики по корпоративной социальной ответственности в настоящее время подвис. Сегодня на первое место выходит разработка политики КСО государственных компаний. Пока ЕС ожидает голосования в Европарламенте по директиве о большем раскрытии нефинансовых показателей в ежегодных отчетах, под которую подпадут в основном публичные компании и финансовые институции (с более чем 500 сотрудниками), в Украине стоит начинать с государственных компаний.

Правительству необходимо уделять внимание управлению госкомпаниями, не только меняя там руководителей, но и реализовав следующие активности:

  • ввести больше прозрачности в корпоративное управление;
  • обязать разрабатывать стратегию КСО и ежегодно отчитываться по ней, раскрывая информацию по нефинансовым показателям;
  • ввести полную финансовую отчетность по тендерам и допустить общественные советы к мониторингу финансовых расходов таких компаний;
  • создать рабочую группу из экспертов КСО для помощи организациям в разработке и реализации стратегии социальной ответственности.

Как раз сейчас государство на своем примере должно показать, как реализовать корпоративную социальную ответственность. Дополнительно правительство обязано поддержать вовлеченность бизнеса в развитие страны. Для этого ему следует:

  • слушать бизнес и вести диалог со стейкхолдерами; в каждом министерстве определить руководителя, в обязанности которого включить коммуникацию с общественностью;
  • решения правительства оценивать бизнес-тестами, которые есть, например, в парламенте Нидерландов, где любой принимаемый законодательный акт оценивают с точки зрения его эффективности для бизнеса. Важно отметить, что интересы малого и среднего бизнеса, несмотря на их важную роль в поддержке Майдана, пока плохо представлены на национальном уровне. Что касается крупного бизнеса, то переговоры ведутся по вопросам таможни, налогов. Однако есть и другие сферы, определяющие развитие страны, а именно – образование, здравоохранение, региональное развитие, экология;
  • показать пример: сделать прозрачными закупки, подумать о принципах ответственных инвестиций, пытаться реализовать системы управления КСО (например, стандарты ISO 9001, ISO 14001) в государственных институциях, раскрывать КСО-показатели в своих отчетах.

Залишити відповідь