Как встречаются культуры

Театральный режиссер и педагог Венсан Гийом преподает теорию и практику театрального искусства в университете Пуатье на западе Франции. Пять лет назад он приехал в Украину, чтобы завязать сотрудничество с местной театральной средой. Творческое приключение закончилось серьезными последствиями. С украинскими артистами, объединенными в театрально-перформативную группу «I.T.Per», и столичным центром им. Л. Курбаса он сделал три постановки, последнюю из которых показали во время недавно прошедшего фестиваля «Французская весна». Сам Гийом считает, что пребывание в Украине в течение последующих лет изменило и его самого и его представление о Европе. Мы попросили режиссера подвести итог впечатлениям, накопленным за пять лет. 

 Почему я сюда приехал   Украина – это своего рода тектоническая зона, отделяющая Россию от Европы. Мне хотелось поработать за пределами Шенгенской зоны. До этого я три года жил в Германии, два – в Великобритании, конечно, во Франции… Путешествуя по Европе, я уже не чувствовал себя за границей. У всех членов Евросоюза очень похожие законы, стиль жизни. Помню, как в юности, находясь в Германии, обменивал франки на дойчемарки, а теперь в пределах еврозоны мне не приходится делать даже этого. Еще один важный вызов лично для меня состоял в том, что я не говорил ни на украинском, ни на русском. Мне было интересно встретиться с культурой, в которой я не понимал ни слова. 

 Встреча с Украиной  Для первого визита я использовал свой летний отпуск. Прибыл в Борисполь. Забрал свой багаж. Поменял деньги. Спросил у милиционера, где автобусная остановка, и как только сделал один шаг за пределы аэропорта – лишился привычных способов коммуникации с миром. Я не мог прочитать ни одного названия улицы, написанного кириллицей (это было еще до чемпионата Европы по футболу). Сначала сходил туда, куда ходят все туристы: в Софию, Лавру… Два часа провел на берегу Днепра. Просто сидел и глядел на реку. По сравнению с Луарой Днепр казался мне просто гигантским.

 Встреча с людьми  Люди здесь преимущественно не разговаривают на английском, поэтому немного сторонятся иностранцев. Но если все же удается вступить с ними в контакт, они оказываются очень дружелюбными, гораздо дружелюбнее, чем, например, во Франции. Не думаю, что я их идеализирую. И во Франции, и в Украине есть разные люди. Но тут условия жизни значительно сложнее. Я, конечно, не социолог, но мне кажется, что когда люди сталкиваются с большим количеством проблем, это их сближает. Само собой, это делает их более тревожными и заставляет держаться на дистанции, но возникающие отношения более глубокие и крепкие. Это очень важно для того, чтобы заниматься театром. Может быть, по этой причине я и принял решение работать в Украине. 

 Бюрократия   Знаете, во Франции тоже есть бюрократия, только она компьютеризирована и имеет выход в интернет. Здесь же мне приходилось часами выстаивать очереди и заполнять кучу бумаг (иногда я делал это неправильно, поэтому все переделывал). Так что очень быстро я узнал, что Украина – это не одна лишь Лавра (улыбается) и ваши люди страдают не только от экономических проблем. А в местную театральную среду меня ввела Анн Дюрюфле, культурный атташе посольства Франции в Украине, и Франки Бландо, руководитель Французского института, за что я им очень благодарен. 

 Что я здесь узнал о себе и о французах  Я понял, насколько мы ленивы и эгоистичны, пребывание в Украине дало мне возможность увидеть это со стороны. Никогда не считал себя материалистом, главная цель которого – обладание как можно большим количеством собственности. Но думаю, что я все же стал здесь менее эгоистичным… Вы знаете, французы – чемпионы мира по разговорам о правах человека, свободе, равенстве, солидарности. Но мы можем поговорить об этом, а потом закрыться в своей комнате и смотреть телевизор. Нам кажется, что благодаря революции 1789 г. (хотя по Марксу это вроде бы и не революция) мы несем миру какой-то свет (улыбается). Это по меньшей мере наивно. Я, конечно, представлял себе реальное положение вещей, поскольку преподаю философию. Но одно дело знать, а другое – чувствовать, как это глупо. И я почувствовал это в Украине… Узнав, что на Майдане погиб Андрей Мовчан (работал в театре им. И. Франко художником по свету. – Прим. ред.), ездивший с нашей группой в прошлом году на фестиваль в Херсон, я три дня не мог прийти в себя.

Залишити відповідь