Наденьте это немедленно

Когда лондонскому дизайнеру Доминику Вилкоксу предложили создать нечто оригинальное для выставки, организуемой в 2012 г. в графстве Нортгемптоншир – историческом центре обувной промышленности Великобритании, – он нашел вдохновение в сказке. «Я стал думать о Дороти, героине книги «Волшебник из Страны Оз», и ее красных туфельках, – рассказывает Вилкокс. – Девочке стоило трижды стукнуть каблуком о каблук, и башмачки перенесли ее домой. Я подумал: а можно ли сделать нечто подобное?». Результатом его сотрудничества с местными обувщиками и программистами стал прототип мужских кожаных туфель под названием No Place Like Home (в переводе с английского – «В гостях хорошо, а дома лучше»). Данную обувь отличает не только оригинальный дизайн (это серые кожаные туфли с красными шнурками), но и встроенные микропроцессор и GPS. Принцип их работы следующий: через USB-порт в ботинок с компьютера загружается нужный адрес; если во время ходьбы стукнуть каблуком о каблук, то левый ботинок с помощью светодиодов начнет указывать направление движения, а правый сообщит о прибытии в место назначения.

Пока дизайнер ищет производителя, который поверит, что покупателями такой обуви может стать не только горстка технофилов. А вот калифорнийская GTX уже несколько лет продает кроссовки со встроенными в подошву модулями GPS. Они имеют четкую целевую аудиторию – людей, чье местонахождение необходимо отслеживать в режиме реального времени, скажем, детей или людей с особыми потребностями.

Эти примеры являются проявлением набирающей силу тенденции – возникновения все большего числа так называемых носимых устройств со встроенными сенсорами, дисплеями и другими цифровыми технологиями. Появление миниатюрных и недорогих сенсоров и LED-модулей вызвало настоящую гонку среди технологических гигантов и стартапов, предлагающих носимые устройства в виде одежды, обуви, украшений, аксессуаров, даже контактных линз и нательных наклеек. По оценкам IHS Global Insights, рынок таких продуктов, подключаемых к интернету или работающих с мобильными приложениями, вырастет с $8,6 млрд. в 2012 г. почти до $30 млрд. в 2018-м. Credit Suisse говорит о прыжке с $5 до 50 млрд. за аналогичный период.

Носите на здоровье

В области здравоохранения почти все носимые устройства служат одной цели – сделать более комфортной жизнь людей с ограниченными возможностями. Очки с субтитрами для людей с нарушениями слуха, технологии по ориентированию на местности для слепых, устройства с камерами для определения местонахождения людей с потерей памяти, контактные линзы для измерения уровня глюкозы у диабетиков – лишь единичные тому примеры. Компании, занимающиеся такими разработками, как правило, узкоспециализированные и малоизвестные.
В 2005 г. Британский совет по дизайну призвал представителей медицинского и технологического сообщества переосмыслить подход к разработке слуховых аппаратов и изобрести нечто менее громоздкое и неудобное, чем то, что представлено на рынке. По мнению чиновников, по этим причинам в Западной Европе лишь 30% глухих использовали слуховые аппараты, а $5-миллиардный рынок оставался неосвоенным. Результаты работы, позволившие открыть целую выставку в Лондонском музее Виктории и Альберта, впечатляли. К примеру, тут были нательные наклейки, которые через Bluetooth передавали сообщения в миниатюрный наушник, вставляемый в ухо человека с нарушением слуха. Другой экспонат – украшения, блокировавшие входящие звуки, когда уровень шума становился настолько сильным, что мог травмировать ухо. Далеко не все изобретения из-за высокой цены или сложности изготовления были коммерциализированы. Хотя одно – SoundBite Hearing System – с 2011 г. успешно продается в США. Устройство за $6,8 тыс. напоминает зубной протез, действие которого основывается на костной проводимости звука.
Носимые устройства дали второе дыхание азбуке Лорма – языку для слепоглухонемых, в котором буквам алфавита соответствуют определенные зоны на ладони. В 2012 г. берлинская Design Research Lab создала прототип перчатки Mobile Lorm Glove. Благодаря специальным датчикам на ладони владелец перчатки может составлять текстовые сообщения, которые через Bluetooth будут передаваться на другую перчатку или мобильный телефон. Сам же он сможет принимать сообщения в виде вибраций.

Людей, страдающих различными формами нарушения зрения, в мире насчитывается порядка 285 млн., из них 45 млн. поражены слепотой. Калифорнийская Grathio Labs придумала перчатку Tacit, известную как «сонар для слепых». Ультразвуковые датчики определяют расстояние до различных предметов и преобразуют эту информацию в давление на запястье (чем ближе объект, тем сильнее давление). Цена перчатки составляет всего $65. Конкурирующая компания Point Locus в 2012 г. создала нечто иное – тактильный жилет с GPS, указывающий направление движения путем вибрации.

Канадская фирма Orpyx сосредоточилась на помощи людям с периферической невропатией – осложнением диабета, проявляющимся в потере чувствительности в конечностях. Компания разработала стельки с датчиками, способными сигнализировать об избыточном давлении на стопу, – причине различного рода повреждений, плохо поддающихся лечению у диабетиков.

Электронный тренер

Спорт – второй крупнейший рынок для носимых устройств. Доминируют здесь системы контроля за тренировками. «Нет причины, почему каждый наш продукт, будь то наручные часы или кроссовки для баскетбола, не может быть умным», – отметил в 2012 г. Стефан Оландер, вице-президент подразделения цифрового спорта компании Nike. Тогда она презентовала FuelBand – наручную повязку, отслеживающую ежедневную физическую активность человека и через iPhone-приложение визуализирующую информацию о каждом сделанном шаге и сожженных калориях. «RFID-метки сейчас настолько миниатюрные, что их можно встраивать в ярлык на одежде, а различные сенсоры – в ткань, – отметил Оландер. – Это позволяет нам изучать кожно-гальванические реакции, характер потения человека, его сердечный ритм и давление, чтобы оценить производительность во время тренировок».

В том же направлении движутся и другие спортивные бренды. Adidas, помимо аналога FuelBand под названием miCoach, предлагает умные футболки и спортивные бюстгальтеры для оценки спортивных результатов бегунов, а также футбольные бутсы, измеряющие скорость движения, ускорение и преодоленное расстояние. Under Armor разработал нагрудный ремень со встроенными сенсорами, акселерометром и 2 Гб памяти. Это носимый компьютер стоимостью $99 измеряет сердцебиение, дыхание, температуру кожи, а также общую эффективность тренировочного процесса.

Канадская компания Recon Instruments выпустила горнолыжные очки, которые в режиме реального времени отслеживают и выводят лыжнику данные о его местонахождении, температуре воздуха, высоте над уровнем моря, а также скорости езды, продолжительности и длине прыжка. Если установить соединение со смартфонов, очки будут показывать также входящие звонки и sms-сообщения. Словенская фирма TMG-BMC фокусируется на разработке носимых устройств для диагностики мышечного дисбаланса – основной причины спортивных травм.

Играть так играть

«Начиная примерно с 2010 г. носимые устройства стали выходить за пределы здравоохранения и спорта и проникать в новые для себя области: коммуникацию, интернет-навигацию, общение в соцсетях и компьютерные игры», – отмечают в массачусетской Forrester Research. Иными словами, такие продукты начинают появляться именно в тех сегментах, с которыми они обычно ассоциируются у обывателей. «Мы видим людей, которые не расстаются со смартфоном и, едва проснувшись, тянутся за ним, – рассказывает Маржит Веннмахерс, партнер венчурной Andreessen Horowitz и одна из наиболее влиятельных женщин Силиконовой долины. – Люди хотят всегда иметь при себе компьютер, чтобы понять, что им делать, куда идти или разузнать о человеке, с которым у них назначена встреча. Носимые устройства являются продолжением идеи смартфонов».

Среди наиболее раскрученных носимых технологий – умные часы и очки. Они функционально похожи: за счет совместимости со смартфоном принимают и совершают звонки, отправляют sms-сообщения, снимают фото и видео, воспроизводят музыку, имеют встроенные Wi-Fi, Bluetooth и GPS, управляют различными приложениями в зависимости от конкретной модели.
Компании пока экспериментируют, а ожесточенные словесные баталии между сторонниками и противниками этих устройств говорят о том, что они вызывают живой интерес.

Сейчас многие технологические компании, именитые и не очень, стараются предложить что-то новое. Microsoft работает над созданием умной ткани, которая позволила бы управлять различными устройствами. HP Labs и Motorola экспериментируют с гибкими экранами. Philips создал прототип Emotions Jacket – предмет одежды, подключающийся к DVD-проигрывателю и позволяющий своему обладателю ощутить те же эмоции, что и герою фильма. Американская TN Games предложила жилет под названием 3rd Space. Встроенный в него воздушный компрессор быстро меняет давление в восьми пневматических камерах, что дает возможность геймеру ощутить то же, что и герою видеоигры: удары, попадание пули, разрыв гранаты и т. п.

Мода 2.0

Однако есть и те, кто уделяет внимание не столько функциональности, сколько внешнему виду носимых устройств. Это компании, специализирующиеся на высокотехнологичной моде, – создании предметов одежды, не особо практичных, но феерично мигающих и меняющих цвет.
Studio Roosegaarde представила платья Intimacy 2.0, выполненные из черной и белой пленок, которые становятся прозрачными вследствие повышения частоты сердцебиения женщины. По словам основателя компании, эксцентричного дизайнера Даана Роозегарде, он уже продал несколько платьев в частные художественные коллекции и ведет переговоры с несколькими домами моды. «Технологии выпрыгнули из компьютера и стали частью того, что вы носите, и мы учитываем это в нашей работе», – говорит дизайнер.

Для тех, кто не готов выложить десятки тысяч долларов за прозрачное платье, британская компания CuteCircuit предложила плиссированную юбку со встроенными светодиодами за 3,7 тыс. фунтов стерлингов, которая с помощью iPhone-приложения может менять узор. «Все сферы нашей жизни уже стали цифровыми, но мода застряла в Средневековье», – сетует креативный директор CuteCircuit Франческа Розелла.

Молодой британский дизайнер Ричард Николл совместно с Vodafone представил женскую сумку с устройством для подзарядки мобильного телефона и специальным LED-брелоком, оповещающим о входящих звонках, sms-сообщениях и оставшемся заряде батареи.

Но известные дома моды и уж тем более «массовые» производители одежды пока не воспринимают носимые устройства всерьез. «Электронные устройства имеют дурную привычку ломаться во время стирки», – шутит Дженнифер Дар­мор, эксперт консалтинговой Artefact. Да и пройдут годы, прежде чем производители высокотехнологичной одежды достигнут такой экономии на масштабах, чтобы снизить цены до уровня, доступного массовому покупателю. «Модный рынок пребывает в том же состоянии, в каком находился рынок мобильных телефонов, когда те были размером с кирпич, – говорит Дармор. – Чтобы мы вступили в эру iPhone и получили массовые продукты, необходимо лет 20».

Потенциал приложений

Слова Дармор верны практически для всех категорий носимых устройств. Аналитики Forrester уверены, что некоторые разработки могут стать такими же хитами, как планшет iPad или сенсорный контроллер Kinect для игровой приставки Xbox360. И слово «некоторые» здесь является ключевым. Убеждение, что потребители даже на Западе с большой охотой примут носимые устройства, является скорее мифом. Согласно опросу, проведенному Accenture в 2013 г., 49% американцев считают носимые устройства дорогостоящей причудой, а 38% согласны использовать их лишь в том случае, если по функциональности они сравняются со смартфонами.

Так что путь к сердцам потребителей лежит через коммуникацию, доступную цену и высокую функциональность. Последняя означает необходимость появления приложений и сервисов, подобных тем, какие сегодня существуют для смартфонов и планшетов. По словам С. Оландера, бизнес-возможности носимых устройств выходят за рамки простой продажи новых или усовершенствованных продуктов, предполагая предложение умных цифровых сервисов, трансформирующих отношения между брендом и потребителем. «Традиционно покупка продукта считалась концом таким отношениям, – объясняет топ-менеджер компании Nike. – Наша стратегия заключается в том, чтобы с покупкой продукта отношения только начинались. Если мы предоставим возможность доступа к важным и полезным сервисам, человек снова и снова будет к нам возвращаться. И это куда интереснее как для потребителя, так и бренда». В ближайшее время Nike и Recon планируют предложить платформы, позволяющие программистам создавать приложения.

Но есть еще одно условие, необходимое для перевода носимых устройств из категории нишевых в повсеместные. Это поддержка как минимум одной из пяти программных платформ: Apple, Google, Microsoft, Amazon и Facebook (и, конечно, их сообществ разработчиков). «У Apple есть образцовые маркетинг и бренд, у Google – открытая платформа, у Microsoft – лучший на сегодня датчик глубины для трехмерного сканирования окружающей обстановки, у Amazon – информация о более чем 100 млн. продуктов и их покупателей, у Facebook – контактные данные 800 млн. пользователей», – отмечают эксперты Forrester. Впрочем, эта пятерка уже движется в сторону разработки носимых устройств и экосистем приложений к ним, и, по оценкам Credit Suisse, пара Apple и Google с их мобильными операционными системами и магазинами приложений имеет наибольшие шансы на успех. Правда, если не упустят из виду проблему обеспечения безопасности передачи данных.

Носимые устройства за последние три-четыре года стали объектом пристального внимания технологических компаний, и это внимание будет возрастать. Пока эти гаджеты могут нелепо выглядеть или быть неудобными в использовании, но это только начало пути. Носимые устройства однозначно интересны, хотя сейчас вокруг них больше вопросов, чем ответов: как расширить их функциональность, повысить энергоэффективность, обеспечить конфиденциальность данных, снизить цены, сделать их удобными и стильными, привлечь покупателей, выйти на развивающиеся рынки? Формула успеха проста: кто первым найдет ответы на эти вопросы, тот и получит наибольшую прибыль.

Залишити відповідь