Людовики XXI века

За века своего существования европейское мебельное ремесло и декоративное искусство накопили множество стилей – мы условно называем их королевскими, по имени монарха, правившего в ту или иную эпоху в той или иной стране. Поэтому в современной терминологии, помимо канонических обозначений вроде барокко или рококо, утвердились параллельные названия мебельных и интерьерных стилей – от мрачноватой английской готики эпохи Тюдоров до барокко и рокайля многочисленных французских Людовиков. Самым популярным стилем у нынешних поклонников мебельной классики является высокое барокко эпохи Людовика XIV, короля-солнца, победившего Испанию и Нидерланды, ставшего самым могущественным монархом XVII в., чей двор диктовал моду всей Европе. Барокко Людовика с его витиеватой резьбой и маркетри, богатством материалов и яркими обивками и сейчас можно узнать во многих современных резиденциях. Для этого работает отдельный, довольно обширный сегмент итальянских мебельных фабрик, изготавливающих реплики барочных объектов. Однако, как показали недавние «экскурсии» в некоторые загородные поместья неподалеку от Киева, с барокко нужно быть очень осторожным, чтобы не впасть в китч и безвкусицу. Тем более что дизайнеры мебели предлагают поклонникам классики широкий выбор вариаций на эту тему – гораздо менее пафосных, однако обогащенных дополнительной игрой смыслов и эмоций.

Особенности методологии

Ключевым приемом, применяемым нынешними предметниками к классике, является эклектика. Современные дизайнеры уверяют: не бойтесь смешивать эпохи и стили, фактуры и материалы, это дает отличный результат. Прекрасный пример такого эклектичного пространства в этом году представило голландское бюро Moooi, которое на апрельском мебельном салоне в Милане (Salone Internazionale Del Mobile 2014) свою новую коллекцию мебели выставило не в выставочных павильонах, а в отдельном пространстве на Виа Савона. Его стоит рассмотреть подробнее: само помещение – эдакий индустриальный лофт с кирпичной кладкой – голландцы превратили в помесь дворца и дачи. Они занавесили отдельные участки помещения гигантскими (до 4,5 м высотой) фотообоями, выполненными из снимков фотографа Массимо Листри, специализирующемся на особой интерьерной фотографии резиденций, дворцов (например, в Ватикане) и знаменитых вилл. Эти фото дворцовых интерьеров создали стилевой и временной контраст с кирпичными стенами галереи, и в этом образовавшемся пространстве была расположена мебель – и тоже с большим разбросом по стилям. Надо сказать, что и в самой коллекции мебели Moooi есть отсылки к королевским стилям – это серия Тюдор от дуэта дизайнеров Юста ван Блейсвийка и Кики ван Эйк. Вдохновившись тюдоровским стилем, они спроектировали три объекта – буфет, комод и шкаф, в которых нашлось место и добротным тюдоровским рамам с характерными ножками и перекладинами, и текстилю той эпохи, так как вместо дерева для стенок и дверец мебели дизайнеры использовали особую плотную ткань опять-таки с характерным для Тюдоров растительным узором. 

Это увлечение стилями прошлого сооснователь Moooi дизайнер Марсель Вандерс объясняет так: «В мире, где доминирует все новое, мы хотели бы видеть наши работы в контексте вечности». Конечно, это чувство тоски по старине схоже с тем активным поиском корней, который проводят новые элиты, в том числе и с помощью барочных интерьеров своих домов. Однако, как показывают голландцы, старину нужно и важно сочетать с современными вещами, и тогда она приобретает контекст и движение, а интерьер – динамику.

Тем более не стоит отказываться от иронии и сочетать, казалось бы, несочетаемое – так делает большинство дизайнеров, обращающихся к королевским стилям. Тот же Марсель Вандерс лучшие свои работы создал, насмехаясь над традиционным дельфтским фарфором. Итальянцы из Seletti в новой коллекции Export Como заявили, что противоположности притягиваются, и в барочные рамы с витыми ножками из массива дерева вставили деревянные ящики, в которых обычно перевозят грузы. В итоге получились очень эклектичные и лишенные всякого пафоса шкафы, тумбочки, консоли и комоды. С фактурами и поверхностями поиграла и Cerruti Baleri, выпустившая еще в 2012 г. коллекцию мягкой мебели с обивками, имитирующими три вида мрамора (включая каррарский), а также аметист и малахит. В нее входят пуфы Tatto, стулья Luigina, ширмы Wow и кресла с особенно ироничным названием Louis XV goes to Sparta («Людовик XV – спартанец»), где отсутствие драгоценного материала – это целенаправленный прием, а не свидетельство того, что вас обманули и подделали пластик под малахит.

Есть и концептуальные дизайнерские вещи, вдохновленные самой атмосферой давних эпох, но отнюдь не стилизованные – в их облике невозможно найти приметы прошлого. К примеру, бельгиец Жан-Франсуа д’Ор спроектировал для голландской Reflet+ коллекцию зеркал под названием Elisabeth. Они вдохновлены меланхоличностью елизаветинской эпохи в Англии начала XVII в. И глядя на эти расширяющиеся книзу зеркала в рост человека, видишь прежде всего меланхолию, а не барельефы и массивную резьбу тюдоровского стиля, процветавшего во времена Елизаветы I.


Богатый жанр

На самом деле возможности переосмысления классических объектов практически бесконечны, если за это берутся воодушевленные и креативные люди. Дизайнеры-мебельщики работают, как джазовые музыканты, создающие из одного стандарта тысячи вариаций. Ярким примером тому является проект компании Kartell, которая в этом году празднует десятилетие своей культовой настольной лампы Bourgie. В 2004 г. ее спроектировал итальянец Ферруччо Лавиани, взяв за основу свою домашнюю антикварную лампу эпохи барокко с абажуром и разлапистой ножкой с волютами, а Kartell выпустила ее в своем фирменном материале – поликарбонатном пластике. А в этом году фабрика пригласила 14 дизайнеров, чтобы они придумали свои версии на данную тему, и результат сотрудничества показывает на крупных мебельных выставках с итоговым благотворительным аукционом, который пройдет в конце года. 

Конечно же, каждый из дизайнеров привнес свой стиль и видение в Bourgie, и в итоге получилось 14 новых объектов с новыми смыслами и обертонами. Так, Филипп Старк подчеркнул саму барочность лампы, обернув вокруг ножки множество ярких бижутерных украшений. Голландская группа Front также сыронизировала, деформировав ножку так, будто лампа тянется к человеку, подобно любопытному зверьку. Людовика и Роберто Паломба изготовили лампу-набросок, сделав лишь каркас из черного металла, а Пьеро Лиссони поменял пластиковый абажур на бумажный, вдохновившись историей о режиссере Федерико Феллини, заказавшему своему декоратору изготовить для фильма город из бумаги. Японское бюро Nendo добавили к Bourgie пару, еще одну лампу, будто стоящую вверх тормашками, а Патриция Уркиола из настольной лампы сделала люстру, украсив узнаваемыми волютами ее раму. Сам Ферруччо Лавиани активно одобряет проект, сравнивая работу своих коллег с музыкальными ремиксами: «Я всегда поддерживал и продвигал концепцию ремикса, объясняя, что если я проектирую уже существующие вещи, то они становятся уже чем-то другим благодаря моему взгляду на мир и новой интерпретации. На песни Бьорк, Мадонны или U2 и Daft Punk создаются ремиксы, часто диаметрально противоположные и гораздо лучше оригинала. Я хотел бы, чтобы проект Kartell рассматривался не только как дань уважения этой фабрике, но и как манифест дизайнерского мира, ключевым посланием которого является то, что идеи, культура и различия других людей могут сделать вашу работу интереснее и современнее».

Залишити відповідь