Вкусный дизайн

В конце мая в Лондоне прошла дизайнерская выставка Clerkenwell Design Week (CDW), которая на мировой карте подобных мероприятий занимает особое место. По сравнению с такими гигантами, как Миланский мебельный салон, парижский Maison et Objet и даже лондонский 100% Design (правда, в последнее время он порядком сбавил обороты), она довольно скромная, однако по своей концепции и духу является новаторской. CDW – мероприятие нового поколения сразу по двум причинам. Во-первых, Clerkenwell Design Week объединяет в себе и предметный дизайн, и архитектуру с урбанизмом, это в общем пытаются так или иначе воплотить все крупные дизайнерские выставки, однако у лондонцев синергия двух жанров получается лучше всех. Во-вторых, предлагает не только новинки (сейчас ими никого не удивишь), но и специфический опыт, связанный с дизайном, в том числе и чувственный. Эти идеи оказались весьма плодотворными: в 2014 г. дизайнерская выставка отметила свое пятилетие разнообразными очень интересными коллаборациями и появлением в составе участников мировых мебельных знаменитостей. Так, в этом году впервые на ней появились бренды итальянской группы Poltrona Frau, такие как Alias, Cappellini, Cassina и Poltrona Frau.

На своем месте

Четыре главных павильона выставки – Design Factory, Detail, Platform и Addition (последний появился только в этом году) – расположились в старинном районе Лондона – Клеркенвелле, история и архитектура которого накладывают сильный смысловой отпечаток на мероприятие. По крайней мере, с XII века Клеркенвелл существовал у стен Лондонского Сити и был застроен монастырями и церквями, а название района означает «колодец клириков» (в честь реального колодца, воде из которого приписывали целительные свойства). После клириков Клеркенвелл заняли ремесленники, мебельщики, часовщики, пивовары и ювелиры, а также торговцы, издатели и радикалы всех мастей. В свое время здесь жил Оливер Кромвель, на рубеже XIX-XX веков – российские социал-демократы Владимир Ленин и Вера Засулич, газета «Искра» некогда печаталась в здешних типографиях. До сих пор слава издательского района не покинула Клеркенвелл, поскольку тут находятся редакции таких крупных изданий, как The Guardian и The Observer. Кроме того, закрепились и мебельщики с множеством галерей, а также фотографы и дизайнеры. 

Вот в таких напитанных многослойными историческими аллюзиями декорациях и происходит CDW, которая как подыгрывает уже имеющимся традициям и смыслам, так и проводит новые, современные архитектурные эксперименты, обогащающие лондонский пейзаж. Так, павильон Design Factory, где были представлены британские и зарубежные мебельные бренды, расположился в одной из достопримечательностей района, здании викторианской эпохи, принадлежавшем торговой компании George Farmiloe & Sons. Атриум этого помещения, построенного как эдакий индустриальный вариант итальянского палаццо, стал ареной для масштабной инсталляции – тоже в технологичном духе. Ее создали итальянская Foscarini, занимающаяся осветительными системами, и автопроизводитель Jaguar, титульный спонсор выставки. Спускающийся с крыши здания прямо на автомобиль каскад из световых трубок очень эффектен, а в его конструкции сплелись новшества и традиции – вручную выдутое стекло с LED-светильниками. 

Другие урбанистические объекты выставки обыгрывают ремесленное прошлое района. Так, на площади Сент-Джон лондонское архитектурное бюро Studio Weave спроектировало павильон под названием Smith (с англ. – «кузнец») – размышление на тему городского строительства, оптимального подбора инструментов и материалов. Для павильона, недолговечного и непрочного жанра, архитекторы использовали панели из фиброцемента, отличающегося прочностью и в то же время гибкостью, поскольку он представляет собой композит из цемента, армирующих волокон и минеральных наполнителей. Этот материал был очень популярен на заре индустриализации, но к 1970-м он был запрещен из-за асбеста в его составе. Однако в последние десятилетия была найдена замена асбесту, поэтому фиброцемент снова взяли на вооружение в строительстве.

Другой урбанистический проект обыгрывает тему брусчатки, которой устилали средневековые города. Вместо нее лондонские архитекторы Russ Henshaw совместно с Turkish Ceramics предлагают использовать керамическую плитку, уложенную так, чтобы получались разнообразные оптические эффекты, чему и был посвящен проект Tile Mile.

Новые практики

Презентации новых коллекций и проектов на CDW были неразрывно связаны с разнообразными околодизайнерскими и не очень мероприятиями, которые организаторы выставки называют «практиками», и не зря. В их программу входили уже привычные лекции и дискуссии с профессионалами, мастер-классы, например, по сборке мебели и изготовлению бижутерии, а также тестирование продуктов и услуг, которые участники выставки постарались сделать максимально интересными для посетителей. Для людей дизайн-индустрии, несомненно, самым привлекательным стал проект фабрики Vitra к 15-летию культового стула Tom Vac авторства Рона Арада. По этому случаю Vitra пригласила порядка 20 архитекторов и дизайнеров, каждый из которых создал свою версию стула. Позже в Лондоне состоялась выставка этих версий с кульминационным выступлением самого Рона Арада. 

Но это профессионалы, а для привлечения широкой публики главным инструментом стали конкурсы: к примеру, производитель офисной мебели Bene просил нарисовать идеальное пространство, необходимое для работы, Boss Design устроил соревнование по настольному теннису. А галерея, которая так и называется – The Gallery, – пригласила всех желающих изготовить свою модель на 3D-принтере и обеспечила подарочный сертификат победителю. Но лучше всех отметилась та же Vitra, устроившая к пятилетию выставки своеобразную игру в прятки под названием Find The Five («Найди пятерку»). На территории павильонов и вокруг представители фабрики замаскировали пять классических стульев Wire, спроектированных Чарльзом и Рэй Имз, и тот, кто смог опознать все пять, участвовал в розыгрыше одного из этих стульев. 

Кроме того, дизайнерские компании отлично опробовали «на вкус» сотрудничество с представителями смежных сфер, в частности, искусства: на стендах были организованы выставки современной скульптуры (например, парижанки Эммануэль Пикар в Interstuhl), танцы под руководством современных хореографов, показы кино, а также перформансы художников-муралистов. Эти высокие жанры, к которым обратились мебельщики, вовсе не отменяют того, что дизайн – весело. Вдобавок к дизайн-пространствам было организовано около 30 ресторанчиков с разнообразными дегустациями, на выставке была установлена новинка – беспроводное зарядное устройство Aircharge, которое каждый мог протестировать. Помимо этого, олимпийская чемпионка и основательница Scandinavian Fitness Линда Хеденстром давала уроки фитнеса, а на стенде производителя офисных звукоизолирующих панелей Screen Solutions можно было «погонять» на симуляторе автогонок. 

Такое смешение индустрий, высоких и низких жанров, народных увеселений и научных дискуссий пока видится довольно странным. Однако в этом и заключается очарование Туманного Альбиона, где рождаются самые эксцентричные идеи. В этом смысле путь Clerkenwell Design Week схож с Лондонской неделей моды, десятилетие назад поражавшей модную общественность немыслимыми коллекциями Вивьен Вествуд. Однако именно благодаря этому Лондон стал одной из мировых столиц моды, и, похоже, тем же путем и широкими шагами он продвигается в дизайн-индустрии. Если Клеркенвелл удержит ритм, то скоро Великобритания вернет себе лавры дизайнерской столицы мира.

Залишити відповідь