Объединение духа и материи в воздухе

Основанная в 1933 г. с воздушным флотом, насчитывавшим в то время всего пять самолетов, Turkish Airlines сегодня предоставляет все виды пассажирских и грузовых авиаперевозок на внутренних и международных направлениях. Работу авиакомпании помогают обеспечивать 12 дочерних предприятий, из которых три принадлежат ей полностью, а в остальных Turkish Airlines участвует в качестве партнера-учредителя. В настоящее время 49% ее акций принадлежит государству (которое оказывает ей существенную поддержку) и 51% – частным владельцам. Авиакомпания является членом Star Alliance.

Но всего 10-11 лет назад карта полетов Turkish Airlines не была такой обширной, а структура компании – не такой разветвленной. Ситуацию сумел переломить к лучшему генеральный директор Темель Котиль. Получивший солидное техническое образование в США, Котиль начал свою карьеру в Turkish Technic, одном из дочерних подразделений Turkish Airlines в 2003 г. в качестве заместителя генерального директора. А два года спустя возглавил авиакомпанию, и под его руководством она в корне изменила принципы работы, включив философию, ориентированную на удовлетворение потребностей пассажиров, во все виды своей деятельности. Она применяется в подразделениях авиакомпании, расположенных в аэропортах имени Ататюрка и Сабиха Гекчен в Стамбуле. 

Финансовые предпосылки для расширения

Минувший финансовый год выдался для Turkish Airlines удачным. Компании удалось увеличить пассажиропоток на 23,6% и перевезти в общей сложности 48,3 млн. человек, причем на внутренних маршрутах их численность увеличилась на 26,1%, а на международных – на 21,9%. По данным Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA), рыночная доля Turkish Airlines достигла 12,8%, а сама компания обеспечила себе второе место по показателю пассажирских перевозок среди европейских авиаперевозчиков.

По сравнению с 2012 г. доходы от продаж экономкласса в 2013-м выросли на 16%, бизнес-класса – на 29,5%. В структуре совокупных доходов за прошлый год доходы от пассажирских перевозок составили 89%, а от грузоперевозок – 8,7%. Перевозки грузов и почтовой корреспонденции росли параллельно с увеличением пассажирских, показав прирост на 20,1% (до 565 тыс. т).

Маршрутная сеть Turkish Airlines географически хорошо диверсифицирована. В 2013 г. авиакомпания расширялась по направлениям, в первую очередь осваивая Южную Америку и Австралию. При этом отношение численности персонала к показателю ASK (километр доступного сиденья, available seat kilometer) в прошлом году снизилось на 4,9%, поэтому удельные затраты оставались неизменными по сравнению с предыдущим периодом.

С оглядкой на конкурентов

Между тем и конкуренты Turkish Airlines – прежде всего турецкие лоу-костеры (Pegasus, Onur Air, Atlas Jet и IzAir) – не бездействовали. Все эти бюджетные авиакомпании обслуживают внутренние турецкие авиарейсы, а в некоторых случаях и зарубежные направления, находящиеся в непосредственной близости от Турции. 

Особо негативно сказалась конкуренция с Pegasus в аэропорту Сабиха Гекчен. Хотя доходы Turkish Airlines по итогам I квартала текущего года и выросли до 5,13 млрд. турецких лир (с 3,59 млрд. лир за тот же период годом ранее), что на 43% больше, авиакомпании все же пришлось зафиксировать чистый убыток в размере 226,3 млн. лир ($110 млн.). Впрочем, по утверждению топ-менеджмента Turkish Airlines, финансовый результат за I квартал соответствовал их бюджетным ожиданиям и был вызван в основном сезонными факторами и колебаниями валютных курсов. 

Персонал и техника

В Turkish Airlines, безусловно, отдают себе отчет в том, какое влияние оказывают на их деятельность конкуренты. Вместе с тем здесь настроены играть в долгую и использовать уже достигнутые конкурентные преимущества, в первую очередь в части возможностей наращивания материально-технической базы. 

В рамках планов роста авиакомпания недавно заключила две большие сделки по приобретению 252 самолетов; одну с Airbus – на покупку 137 единиц, включая опционы (117 узкофюзеляжных A320 самолетов семейств CEO и NEO со сроком поставки до 2020 г., а также 20 широкофюзеляжных A330-300), и вторую – с Boeing на 115 единиц, включая опционы (из них 95 лайнеров B737 NG и самолетов семейства MAX плюс 20 широкофюзеляжных B777-300ER также со сроком поставки до 2020 г.).

Всего к концу 2020 г. во флоте Turkish Airlines будет насчитываться 427 самолетов (вместе с грузовыми). Средний возраст воздушного флота авиакомпании, в настоящее время составляющий шесть-семь лет, снизится до пяти.

В то время как другие авиакомпании сокращали или откладывали инвестиции в операционную деятельность и тренинги из-за глобального экономического кризиса, Turkish Airlines приобретала тренажеры и учебные самолеты для своей летной академии и центра подготовки летного персонала, а также увеличила время обучения в целях повышения уровня летной подготовки. 

Летная академия ведет профессиональную авиаподготовку с 1982 г., и является сегодня, пожалуй, главным учебным авиацентром в Турции. Она расположена на площади в 8,6 тыс. кв. м, имеет 36 учебных и два тренажерных класса. Одновременно в академии могут обучаться до 800 человек. Преподают 46 инструкторов – экспертов в своих областях, которые проводят в год около 2 тыс. курсов и семинаров. В 2011 г. академия стала региональным стратегическим партнером IATA. В 2013-м она получила статус сертифицированной учебной школы IATA. В соответствии с соглашением, подписанным с IATA, академия вправе предоставлять обучение в любой точке мира. 

Центр подготовки летного персонала Turkish Airlines открыт с 1994 г. В то время в нем был лишь один авиатренажер. Сегодня центр располагает полноценными тренажерами всех моделей самолетов, использующихся авиакомпанией. Он соответствует всем необходимым отраслевым стандартам и отвечает за подготовку всего летного и бортового персонала компании. 

В течение 2013 г. подготовку прошли 5777 человек из летного состава Turkish Airlines, в том числе 1143 пилота. В дополнение к этому 30 авиакомпаний мира воспользовались услугами учебного центра для подготовки своих сотрудников.

Бортовой сервис

Обеспечивать комфорт пассажиров помогает совместное предприятие кейтеринговой компании DO & CO и Turkish Airlines, работающее с 2007 г. Помимо этого, турецкая DO & CO самостоятельно предоставляет свои услуги около 60 авиакомпаниям в самой Турции и за ее пределами, сервируя порядка 35 млн. блюд в год. Благодаря партнерству с Turkish Airlines эта кейтеринговая компания сейчас контролирует примерно 70% рынка питания на борту самолетов в Турции.

С момента введения новой концепции питания в 2007 г. (но не только благодаря этому!) компанией DO & CO общий уровень удовлетворенности пассажиров Turkish Airline вырос с 49 до 98%. Программа «Летающие повара», действующая на всех дальних маршрутах авиакомпании с 2010 г., также получила признание пассажиров. По результатам опроса, проведенного в 2010 г. Skytrax, служба питания, представляемая в экономклассе на борту рейсов Turkish Airline, заняла первое место в мире. В аналогичных опросах Skytrax в 2011 и 2012 г. турецкое подразделение DO & CO оказалось на втором месте в мире по всем категориям обслуживания (бизнес-, премиум- и экономкласс).

Что говорят некоторые отраслевые рейтинги

В январе 2014 г. американский журнал Business Traveller составил список лучших в мире авиакомпаний. Оценивались услуги туристического и бизнес-класса. 

  • Лучшая в мире авиакомпания – Singapore Airlines.
  • Лучшая авиакомпания, предлагающая международные рейсы, – Qatar Airways.
  • Лучший I класс – Singapore Airlines.
  • Лучшая услуга бизнес-класса – Qatar Airways.
  • Лучшая услуга класса Premium Economy – Virgin Atlantic.
  • Лучшая услуга экономкласса – Singapore Airlines.
  • Лучшая развлекательная программа – Etihad Airways.
  • Лучшая услуга зала ожидания в бизнес-классе – Delta Sky Clubs.

Малайзийский перевозчик Firefly назван самой дешевой бюджетной авиакомпанией мира в рейтинге сайта WhichAirline по итогам 2013 г. В среднем ее билет стоил €30. В Европе наиболее доступными признаны турецкие Onur Air – €56, Atlasjet – €62 и Pegasus Airlines – €65.

По чистой цене билета (без учета стоимости провоза багажа) турецкие перевозчики лишь немного опередили Ryanair, чей билет в среднем обходится в €66. Далее следуют Wizzair – 71, Volotea – 81, Air Lithuanica – 81, Vueling – 82, Air One – 86, Germanwings – 86, Blue Air – 87, easyJet – 87, flybe – 88, airBaltic – 98, Norwegian – 104. Однако если в расчет включить стоимость провоза одного места багажа, рейтинг меняется. Турецкие компании сохраняют лидерство (багаж у них бесплатен), но крупнейшие европейские дискаунтеры опускаются в конец первой десятки. 

В общемировом рейтинге без учета багажа лидерство Firefly неоспоримо: билет занявшей второе место VivaAerobus в среднем в полтора раза дороже – €47. C учетом провоза одного места багажа отрыв Firefly еще больше – билет занявшей второе место SpiceJet в среднем стоил €52.

Залишити відповідь