Философия lifelong learning

Писатель Анатоль Франс однажды заметил: чтобы знания хорошо усваивались, их следует поглощать с аппетитом. Не секрет, что в вопросах учебы аппетит или умение наслаждаться вкусом приходит со временем. Можно ли полагать, что, отучившись в школе и вузе, мы всецело отдали дань своему основному образованию? Есть ли у образования возрастные границы, и каковы они? Как измерить отдачу от вложений в свое обучение, если они совершаются уже после 30- или 40-летнего рубежа?

Возможно, из глубин нашего сознания в ответ на подобные вопросы всплывет прописная истина о том, что учиться нужно всю жизнь. Однако такое утверждение часто теряется в хитросплетениях сложных механизмов человеческой мотивации. Действительно, в круговороте будней взрослой жизни с каждым годом все сложнее заставить себя заняться самообразованием.

Попробуем развернуть ситуацию под иным углом и взглянуть на нее глазами государственного деятеля. Представим, что миллионное население той или иной страны, а другими словами — ее интеллектуальный капитал, в среднем завершает период «формального» образования к 25 годам, после чего вступает в рабочие ряды и все меньше отвлекается на постороннюю информацию. А что было бы, если бы люди продолжали приобретать новые знания и навыки, раскрывать свой потенциал на протяжении долгих лет? Как стимулировать подобную ситуацию и сделать так, чтобы с возрастом они не выпадали из социального и экономического контекста жизни? Отдача от подобной политики государства могла бы быть колоссальной, но как построить такую инвестиционную модель?

Такими абстрактными, на первый взгляд, вопросами уже не один год задаются самые разнообразные исследователи. В их круг входят ведущие университеты, Европейская комиссия, ОБСЕ. Предмет их исследований — lifelong learning, непрерывное обучение, образование длиною в жизнь.

Свою последнюю публикацию на тему lifelong learning Еврокомиссии начала следующей древнекитайской пословицей: если думаешь на год вперед — посади зерно; если планируешь на десятилетие — посади деревья; если мыслишь на жизнь вперед — воспитай и обучи людей (Гуанцзы). Более того, в исследовании говорится не только об образовании lifelong — «длиною в жизнь», но и lifewide — «шириной, тоже охватывающей всю жизнь». Каждая новая проблема, с которой сталкивается человек, приводит его к новым знаниям, умениям и навыкам, способности разрешать конфликты, изучать другие культуры и языки, совершенствоваться физически.

Невозможно сосредоточить вопросы образования лишь на школах и вузах, а основной сферой применения полученных знаний считать рабочие места. Объективно наше обучение продолжается изо дня в день, по мере того как мы выстраиваем свои отношения с другими людьми и окружающим миром. Значит всю жизнь можно рассматривать как непрерывное неформальное обучение. Оно развивает в человеке любознательность, пытливость ума, открытость восприятия, способность быстрее адаптироваться к переменам, делает его жизнь осмысленнее и позволяет дольше оставаться активным членом общества.

Представьте себе страну с постоянно прирастающим интеллектуальным капиталом, которая создает и поддерживает соответствующую инфраструктуру для непрерывного образования. Материальные и нематериальные дивиденды от этого процесса сложно переоценить.
Форматов lifetime learning множество, рассмотрим некоторые из них.

MOOC (Massive Open Online Course)

Для того чтобы записаться в ряды учеников бесплатных открытых онлайн-курсов, практически не требуются усилия. Зарегистрировавшись на сайте, человек получает доступ к огромным объемам прекрасно структурированной информации. Подобные курсы рассчитаны на несколько недель, они предлагают видеолекции и их краткий конспект, но редко бывают интерактивными в привычном смысле этого слова. Видеолекции можно посмотреть только в записи, ведь таким образом достигается охват широкой аудитории. Тем не менее преподаватель охотно отвечает на вопросы учеников на форуме. Читая вопросы остальных, ученик в определенный момент понимает, что одновременно с ним курс проходят люди из разных уголков планеты. Часто условием получения сертификата выступает успешно сданная небольшая контрольная работа, а в конце каждой недели предлагается пройти короткий оценочный тест. Лучшим примером такой МООС-платформы может служить уже полюбившийся многим сайт Coursera.org.

Многие ведущие университеты мира также выкладывают в открытый доступ видеолекции своих преподавателей вместе с кратким конспектом. По такому принципу работают проекты Stanford Online, Open Yale University, MIT.

Профессиональная сертификация

Непрерывное образование всецело зависит от мотивированности его участников. Один из главных стимулов к саморазвитию кроется, несомненно, в конкуренции на рынке рабочей силы. Сертифицированный специалист ценится выше, тем более что сертификацию проводят независимые центры по своим непредвзятым стандартам.

Многие сертификационные сообщества построены по принципу платного членства. Размер оплаты достигает нескольких сотен долларов.

Изначальная цель каждого нового члена — получить доступ к источникам профессиональной информации и пройти все этапы сертификации. Подготовку и сдачу экзаменов участник проходит самостоятельно. Однако на этом функции сообщества не заканчиваются, оно предлагает продолжать обучение, накапливая условные единицы. Некоторые сообщества считают свой сертификат утратившим силу, если участник не продолжает обучение или не делает свой вклад в развитие самого сообщества (например, подготовив статью или вебинар).

Несомненно, суть концепции lifelong (и lifewide) learning интуитивно понятна каждому из нас и далеко не нова. Во все времена успеха добивались те, кто стремился узнать новое и умел не слишком быстро пресыщаться достигнутым.

Сочетание вечной идеи с современным цифровым пространством придает ей совершенно новое измерение. В этом пространстве стираются границы, необходимую информацию легко найти за считанные минуты, а лекцию одного преподавателя могут одновременно слушать сотни тысяч людей.

Требования рынка рабочей силы меняются с каждым днем, здесь часто приходится прилагать немало усилий к тому, чтобы оставаться в контексте происходящего. Все меньше остается оправданий для нежелающих самостоятельно добывать информацию, смотреть на мир шире и проникать глубже, чем предлагают программы формального образования. Даже если не задумываться о психологическом конкурентном давлении на рынке труда, новый мир предлагает невероятное количество возможностей внести разнообразие в жизнь каждого человека, раскрыть и развить многое из того, что никак не связано с основной профессией. Можно вновь пробудить в себе аппетит к поглощению знаний и выйти за рамки привычных стандартов учебы. И все же основной движущей силой в этом захватывающем процессе для каждого из нас остается осознание того, что новое и увлекательное находится на расстоянии вытянутой руки.

Примеры профессиональной сертификации

CFA (Chartered Financial Analyst), проводится CFA Institute (США).

Охватываемые сферы: корпоративные финансы, инвестирование в акции, деривативы, долговые финансовые инструменты, анализ финансовой отчетности, коммуникационные навыки, навыки руководства, наставничества и лидерства, стратегического планирования и проч.
PMP (Project Management Professional), проводится Институтом проектного менеджмента — PMI (США).

Охватываемые сферы: навыки менеджмента проектов, управления крупным частным капиталом, оценки и моделирования с помощью численных методов, основы презентации и ведения переговоров, управления рисками, ведения переговоров с клинтами.
Примерами подобных сертификатов могут послужить также CIMA (международный менеджмент), CCBA (бизнес-анализ), CAP (международные стандарты финансовой отчетности) и др.

Отдельные примеры lifelong learning

В 2000 году стартовала программа европейской комиссии под названием «Грюндтвиг». Она направлена на поддержку различных программ непрерывного образования и, кроме прочего, на предоставление возможности обучаться людям преклонного возраста и тем, кто по разным причинам перестал быть активным участником общественной жизни.

Как и во многих других проектах еврокомиссии, в программе «Грюндтвиг» создаются партнерские сообщества из представителей разных европейских стран. Это позволяет обмениваться наработками и опытом, распространяя новые инициативы по всей Европе.

Власти Финляндии активно поддерживают инициативу E-learning network for liberal adult education — систему электронного образования для взрослых. Она в первую очередь направлена на разработку программ дистанционного образования для взрослых на базе интернет-доступа.

В городе Порт Глазго (Шотландия) существует Центр предпринимательства святого Стефана (St Stephen’s Enterprise Centre). Его основная идея — извлечь максимум пользы из трансформации образования с помощью информационных технологий. Он предлагает разнообразные программы дистанционного обучения. Организаторы утверждают, что их основная миссия — избавить пользователей от тягостных ассоциаций с неповоротливыми и устаревшими системами обучения, порождающими у учеников страх допустить ошибку в своих ответах.

Программа JOYFLL — Join Your Grandchildren in Learning a Foreign Language («Изучай иностранный язык вместе с внуками»). Проект был создан людьми из Болгарии, Греции, Италии и Испании и ориентирован на изучение иностранных языков внуками и их дедушками и бабушками на совместных уроках. Организаторы утверждают, что им удалось развеять миф о том, что иностранные языки покоряются только молодым.

МАТЕРИАЛ ЖУРНАЛА СТРАТЕГИИ

Залишити відповідь