Чему не научит Нина Кирилловна

Я окончил институт с красным дипломом, у меня практически всегда задумчивый вид и я ношу очки с внушительной черной оправой. Многие считают, что я выгляжу как серьезный человек. «Ты, наверное, в школе был отличником?» – говорят они, зевая. Вовсе нет. Если бы вопрошающим был действительно интересен мой ответ, я мог бы им рассказать, что по части учебы мне довелось побывать на самом дне, там, где безвылазно обитают школьные маргиналы: двоечники, хулиганы и заугольные курильщики из плохих семей. А я рос в хорошей семье. Но началось все с того, когда где-то в классе седьмом я обнаружил, что уследить за каждой из частей математики – алгебры и геометрии – выше моих сил. Ситуацию усугубляла наша новая учительница – кровожадная Нина Кирилловна, сеявшая «двойки» и «единицы» с такой же щедростью, как и «разум­ное» и «вечное». Про «доброе», разумеется, в то время я даже не вспоминал.

Для того чтобы справиться со сложившейся ситуацией и даже стать одним из любимых учеников Нины Кирилловны, мне понадобилось около года. Хочу сказать, что складывалось все нелегко, это был, как говорится, ценный опыт, который, получив сполна, даже сегодня не могу похвастаться, что выработал какой-то изящный метод обучения, кроме изнурительной осады толстого учебника и хождения в лобовую атаку на клетчатую тетрадку с полями в два сантиметра.

Между тем в эпиграфе опубликованной недавно в русском переводе книги «Искусство учиться» Джошуа Вайцкина, американского спортсмена и бизнес-тренера, говорится: «Некоторые люди способны понять принцип действия, досконально изучив всего один предмет или событие… Предметы и люди подчинены одному и тому же правилу. Если вы разбираетесь в чем-то одном, то разберетесь и в другом, по крайней мере в основных и общих вещах».

Посоветовать прочесть эту книгу можно, во-первых, всем любителям ЖЗЛ, написанным от первого лица. «Искусство учиться» – автобиография всемирно известного шахматного вундеркинда, героя документального фильма «В поисках Бобби Фишера». Вайцкин выиграл свой первый шахматный чемпионат в девять лет, а через два года сыграл вничью с Гарри Каспаровым во время сеанса одновременной игры, который гроссмейстер проводил для детей и подростков в Нью-Йорке в 1988 г. В 16 лет он стал международным мастером, однако впоследствии его заинтересовала традиционная китайская гимнастика тайцзицюань, в частности, одно из ее боевых направлений – туйшоу. На этом поприще Джошуа тоже достиг неординарных успехов. Он – обладатель черного пояса по бразильскому джиу-джитсу и двухкратный чемпион мира по туйшоу.  

Вторая категория читателей (несмотря на знакомство с Ниной Кирилловной, я смею отнести и себя к этой категории) может попробовать выловить из развернутых воспоминаний автора полезные рекомендации для создания или совершенствования собственной системы освоения новых знаний и навыков. Авансируя эту часть книги, Вайцкин пишет: «Со стороны кажется, что нет более разных видов спорта, чем шахматы и тацзицюань, но в моем сознании они начали сливаться. Я стал выражать свои шахматные идеи языком жестов тайцзи, как будто оба вида спорта имели невидимую, но прочную общую основу».

В книге можно найти по крайней мере несколько настоящих жемчужин:

1 описание такой формы визуального (и, скорее всего, умственного) восприятия, как объемное зрение, когда ты не фокусируешься узким лучом на деталях реальности, а накрываешь ее словно покрывалом, чутко реагирующим на малейшие изменения;

2 принцип «цени процесс до того, как оцениваешь результат», который противопоставляется популярной установке «результаты любой ценой». Если вы не хотите личной судьбой проиллюстрировать феномен выгорания, сконцентрируйтесь на спокойном доведении до совершенства базовых телесных техник или технологий мышления;

3 принцип, который называется «мышление новичка». Это способность добровольно отказаться от уже имеющихся способов достижения целей и желание попробовать что-то новое;

4 концепция «внутреннего решения», означающая полное (ну, может быть, на 99%) принятие на себя ответственности за происходящее, включая неприятности, источником которых якобы являются внешние люди и обстоятельства;

5 замечательная идея о существовании в любой сфере деятельности, комфортной (в позитивном значении этого эпитета) зоны, при нахождении в которой тратится оптимальное количество энергии, а не «рвутся жилы».

Наконец, самый главный инструмент успешного обучения – убежденность в том, что обстоятельства всегда складываются наилучшим образом. Речь не о том, чтобы культивировать в себе необоснованный оптимизм, что лишь усугубляет проблемную ситуацию. Важно воспринимать любые препятствия как дополнительный импульс к поискам и обучению чему-то новому, даже если происходящее кажется нам абсолютным и бесспорным несчастьем.

Эту книгу Вы можете приобрести в интернет-магазине shop.companion.ua.

Залишити відповідь