На СтартАП! Марш!

Марк Кубан, известный американский миллиардер, актер и светский лев, владелец телеканалов, спортивных команд и кабельных сетей, сегодня инвестирует в сотни стартапов. Он объявил о собственной программе стимулирования экономики, включающей «открытый источник обмена идеями». Он дает начальный капитал с одним-единственным условием: проект должен начать приносить прибыль не позднее чем через три месяца с момента запуска безо всякой рекламы.

Предлагаем несколько его советов начинающим бизнесменам.

Концепция бизнеса очень проста. Ты должен платить по счетам. Если у тебя что-то осталось, то ты улыбаешься и используешь деньги так, чтобы инвестор твоего бизнеса увидел: дебет с кредитом сошелся. Если ты не имеешь достаточно средств, чтобы оплачивать счета, ты или занимаешь деньги, чтобы покрыть дефицит, или объявляешь себя банкротом, и либо пытаешься еще раз, либо выходишь из игры. Все предельно просто.

Нет никакой другой опции. Конечно, ты можешь продать бизнес или просто пустить дело на самотек, свалив свои проблемы на головы подчиненных, но это не изменит математики. Совершенно не важно, чем именно ты занимаешься, но ты обязан иметь стратегию получения прибыли. Нет прибыли — нет бизнеса. Я вроде бы говорю о прописных истинах, но, не поверите, — далеко не все это понимают. Возьмите хотя бы предпринимателей из той же Кремниевой долины…

Я условно поделил бы все стартапы на два лагеря. Первый — понимает концепцию о необходимости прибыли и знает, что он собирается продавать, для чего и даже кто и как это будет делать. Когда представители этого лагеря моделируют свой бизнес, они планируют наименее затратный путь и ставят целью достичь точки безубыточности за месяцы, а не за годы. Да, они могут максимизировать свои проценты и платить себе соответственно растущей прибыли, могут пригласить акционеров, а могут продать компанию. Прибыльность всегда дает право выбора.

Второй лагерь «стартаперов» опирается на финансовые модели в чистом виде, чтобы оправдаться, что прибыльность компании — дело далекого будущего. Они создают компании для того, чтобы достичь некоего уровня и статуса, и для них неважно, что продавать, — траффик, продукты или пользователей. Целью становится монетизация на определенном уровне развития. Они проводят все время в Excel, являются экспертами в CRM, знают множество технологий. Компании, в которых они работают, их главный конкурент — это то, что они стремятся превзойти. Они проецируемые бойцы. Довольно резонно, правда? Да, если ты, конечно, понимаешь смысл жизни людей, затеявших этот стартап.

У венчурных капиталистов есть тенденция влюбляться в концепты. Они имеют те же проблемы, что и владельцы бизнеса, когда оценивают игроков. Знаете, какая у них бизнес-модель? Основать десять компаний в надежде, что одна-две вытащат восемь остальных лузеров. Большинство инвесторов рассчитывают, что порог убыточных предприятий не превысит хотя бы 80%.

Меня лично не волнует ни миссия, ни принцип управления внутри, а волнует одно — прибыльна моя компания или нет. Что ты продаешь? Как серьезно ты работаешь над тем, чтобы продавать? Почему ты платишь себе зарплату, а не комиссию? Какие у тебя есть преимущества перед другими продавцами СЕГОДНЯ?

Когда я инвестирую компанию, рассчитываю на быстрый стопроцентный возврат денег.

Если ты хочешь основать и растить бизнес, при этом все контролируя, лучше положи деньги на долгосрочный депозит в банк — не мучь ни себя, ни людей. Единственное, что ты обязан и можешь контролировать, — это продажи. Безупречные продажи. Идеальный клиентский сервис — это то, что должно заботить тебя еще до того, как ты оторвал голову от подушки. И если ты ложишься ночью спать с мыслью о том, как сделать своего клиента счастливым, — это уже неплохо. Но лучше всего, если ты просыпаешься ночью от внезапной идеи, как повысить прибыльность компании. Тогда тебе точно нечего бояться, и ты уже можешь задумываться о том, как будет выглядеть твой консалтинговый блог.

Советы «стартаперам»

Делать только то, что ты любишь, иначе ничего не выйдет.

Если у тебя нет стратегии запуска проекта, то ты не одержим этой идеей. Если ты не одержим идеей, забудь о ней. Даже пытаться не стоит, уж поверь.

Определи свои ключевые профессиональные преимущества и будь лучшим в том, что делаешь. Найми лучших людей, которые тебя дополняют. Но никогда не вмешивайся в их сферу компетенции.

Никогда не нанимай середнячков: ими легко управлять, но они не сделают твою компанию особенной. Найми креативных и смелых людей, которым будет по-настоящему в кайф работать в этом проекте. Не ущемляй их. Дай им как можно больше свободы и ответственности. Люди, которые любят свою работу, будут стараться сделать максимум возможного.

Продажи важны всегда. Продумай, как компания будет зарабатывать деньги, и как именно будут вестись продажи.

Кофе-машина? Ты шутишь! Застрелись, если потратишь деньги на кофе-машину. Кофе для близких, вода для всех. Ланч — способ выйти из офиса и пообщаться.
Никаких офисных перегородок. Мой самый большой страх, это нанять кого-то, кто мечтает построить империю. Если человек стремится летать только первым классом, попрощайся с ним. Если руководитель неохотно идет на переговоры о результатах продаж вашего сервиса — прощайся. Строители империй могут разрушить твою компанию.

Что касается технологических моментов, то пользуйся тем, с чем умеешь обращаться. И не вздумай никому ничего навязывать. Пусть люди работают так, как удобно им самим.

Никогда не нанимай PR-агентство. И вообще, никогда не вкладывай деньги в ненужные атрибуты. Верный признак неудачи, это когда фирма начинает рассылать футболки со своим логотипом кому ни попадя. Сделай такие футболки для своих сотрудников, но не для толпы.

Сделай рабочую атмосферу в стартапе веселой, насколько это возможно, даже если тебе самому не до веселья. Нельзя запугивать людей — лучшие уйдут и ты будешь обречен работать со слабаками.

МАТЕРИАЛ ЖУРНАЛА СТРАТЕГИИ

Залишити відповідь