Игры разума

Не так давно в беседе с известным российским музыкальным критиком Артемием Троицким, я спросил у него насчет современных украинских коллективов, музыка которых ему сегодня интересна. Он ответил, что, учитывая его давнюю любовь к украинскому року, очень хотел бы услышать что-то новаторское и свежее. Но пока, к сожалению, не довелось. «Видимо, ситуация в Украине сегодня настолько тяжелая, что на музыку сил уже не хватает», – высказал критик свое предположение. Пожалуй, так оно и есть. И очевидно, это касается также других видов современного искусства, самым демократичным представительством которого в Украине на сегодня является «ГогольFest», которым руководит Влад Троицкий.

Несомненно, фестиваль образца 2014 года сохранил свою уникальную атмосферу, создаваемую по большей части миролюбивыми разноцветными фриками, ароматами вегетарианских благовоний, перемешанных с запахами жареного мяса и разрисованными стенами заводских корпусов. Однако программа мероприятий нынешнего «ГогольFest» все же носила на себе печать тяжелого времени, была сдержанной и содержала не так много хитов, как в иные годы.

Специального упоминания достойна премьера эскиза оперы по Шекспиру «Кориолан» в постановке Владислава Троицкого. Сорокаминутный отрывок, разложенный на полтора десятка исполнителей, не слишком строго соответствовал объявленному жанру и скорее напоминал мюзикл с вокальными вставками, окрашенными характерной оперной обер­тональностью и яркими мелодическими номерами. Впрочем, зрители, среди которых постановка вызвала нешуточный ажиотаж, явно не были разочарованы.

Разумеется, кроме того, на фестивале было что посмотреть и послушать. Мы же решили сосредоточиться на другой его немаловажной составляющей, а именно той части культурного обмена, которая происходит в лекционных залах. «ГогольFest» – традиционная площадка если не для жарких интеллектуальных споров, то во всяком случае для расширяющих сознание лекций, мастер-классов и круглых столов. В этом году здесь можно было услышать многое: начиная от рассуждений самопровозглашенных мыслителей на тему Майдана и заканчивая презентацией мистической системы саморазвития Human Design. Вот несколько месседжей, отобранных из более конвенциональных областей.

Влад Троицкий: Реализация мечты

Основатель и руководитель «ГогольFest» Владислав Троицкий традиционно выступает на фестивале со своим посланием. Одна из симпатичных черт его незаурядной личности состоит в том, что он не боится показаться наивным или пафосным. Наверное, только практик и делатель может озаглавить свое выступление так малоиронично: «Материализация мечты». Сам он сказал об этом так: «Кажется, ну что такое мечта? Какая-то ерунда, абстракция. На самом деле это фантастический по энергоемкости и потенциалу ресурс. Потому что без мечты нет веры, а без веры и жить как-то… Ну что это за жизнь без веры?.. Мы же за этот год получили удивительную возможность. Страна и люди получили мечту».

Значительная часть его выступления была посвящена «реализации». «Сначала у нас была мечта избавиться от чего-то ужасного, от Януковича, от его системы… Но объединиться на сопротивлении, уничтожении – это просто и понятно. Теперь возникает второй вопрос: а что строить? И здесь речь уже идет о культуре договариваться. Это требует серьезного труда от каждого из нас. Потому что каждый думает, что именно он носитель истины. Вот как нам договориться, чтобы слышать то, что нас объединяет, а не разъединяет?»

Какой смысл отвлекаться на фестивали, искусство и прочие виды не утилитарной деятельности во время войны? «Понятно, что ситуация в стране непростая. Все это страшно и трагично, – говорит В. Троицкий. – Но если мы будем все свое сознание концентрировать на этом ужасном ужасе, то он просто сожрет нас без остатка. Мы будем втыкать в эти новости и рефлексировать о том, как нас не любит «старший брат», как вялая Европа не может нас защитить. Но при всем трагизме происходящего мы должны благодарить мир за то, что нам не дают расслабиться. Оказавшись сейчас в Евросоюзе, мы остались бы ее печальной провинцией. Например, как это случилось с Болгарией или Румынией, где наиболее мобильная часть населения вымылась в более богатую часть Европы. В Европе, вместе с тем, кризис пассионарности. Им не нужны изменения. У них, может быть, не так все хорошо, но они уговаривают себя, что все хорошо. И в этом состоянии находятся, боясь тревожить своих пенсионеров. С ними надо дружить, конечно, но точно не подлаживаться под их представление о своем будущем».

Павел Гудимов: От каждого президента по музею

В 2005 г. Павел Гудимов вынужденно покинул группу «Океан Эльзы» и предпочел славе поп-звезды гораздо более тонкие и тихие удовольствия мира современного искусства, архитектуры и дизайна. Как галерист и архитектор Гудимов определенно преуспел, а его несколько суховатые выступления и лекции – одни из самых насыщенных теми «семенами», о которых говорят «расширяющие сознание».

«Французы имеют такую традицию. Каждый президент со времен Помпиду должен оставить после себя музей. И желательно, чтобы этот музей носил статус национального. Помпиду основал в Париже центр современного искусства, получившего его имя. Во времена Миттерана был открыт музей д’Орсе. Ну и так далее… И вот одно из последних открытий, состоявшееся два года назад, – Лувр в Ленсе, провинциальном шахтерском городке на севере Франции. Заметьте, Франция находит средства для таких дорогостоящих проектов даже во время кризиса! Она находит возможности приглашать самых амбициозных архитекторов мира для воплощения новой суперсовременной модели музея», – так Павел Гудимов начал одну из своих лекций на «ГогольFest». И хотя формально она была посвящена пониманию современного искусства, одним из основных ее месседжей стал призыв к модернизации работы современных украинских музеев. Как это делают во Франции, музейщики и кураторы которой считаются одними из самых прогрессивных мировых специалистов в той сфере, которая у нас по-прежнему остается в рамках этакого сугубо «школьного», «ритуального» формата.

Кинопроизводители: Хватит уже самовыражаться

На круглом столе, посвященном отечественному кинопроизводству ощущалось незримое присутствие фильма «Поводырь». «Через два месяца он выйдет в украинский прокат, и от этого момента будет отсчитываться история украинского кино. Ведь этот фильм сделан для широкой зрительской аудитории и соберет не менее 20 млн. грн., а может, и больше», – пророчил харизматичный директор сети кинотеатров «Кінопалац» Богдан Батрух.

Масштабная картина Олега Санина была избрана недавно в качестве украинского соискателя премии «Оскар». Избрание это, надо сказать, произошло не без скандала. По мнению создателей фильма «Племя» (экспериментальной картины каннского лауреата Мирослава Слабошпицкого, оказавшегося конкурентом «Поводыря»), голосование проходило с нарушениями.

В ответ на это О. Санин, как сообщают СМИ, предложил решить вопрос с помощью зрительского голосования: «Только оно сегодня может служить эталоном справедливости». Предложение, прямо скажем, популистское и как бы не обстояло дело с честными киновыборами, оно тем не менее отражает определенную тенденцию, которая формируется в нашем Госкино.
Так, отвечая на призыв «дорогу молодым», его нынешний глава – актер, продюсер и политик Филипп Ильенко – сказал: «Все хотят быть только режиссерами-постановщиками, и лишь в Каннах. И вложить в фильм всю боль своей несчастной жизни. В итоге много фильмов не собирают кассу, потому что никто не думал, что их будут смотреть вообще. Вот я получил шанс (скорее всего единственный) стать режиссером и все в эти несчастные 90 минут вложу так, чтобы вздрогнули все».

А равняться надо на «Поводыря», которым не уставал восхищаться господин Батрух: «Это первый фильм, являющийся завершенным продуктом, который зрителю стоит посмотреть. Потому что в Украине очень часто выдается на рынок нечто такое, что является не фильмом, а каким-то недоразумением. Нужно ликвидировать коррупцию и давать государственные деньги только тем, кто может предоставлять конечный продукт». В подобном духе высказалась и директор киевского кинотеатра «Жовтень» Людмила Горделадзе: «Да есть авторское кино, где человек просто самовыражается. Но вот нужно ли это зрителю? Если фильм находится за пределами массового интереса, мне кажется, бюджетные деньги на это тратить нельзя».
В общем, было объявлено, что от авторского кино все уже устали. Настало время идеологически выверенных блокбастеров, предназначенных для массовой самоидентификации простых украинцев.

Арт-кластер «Выдубичи»: Давайте выйдем к воде

С тех пор как в 2012 г. «ГогольFest» переехал в промзону Выдубичей, появились планы о создании на базе экспериментально-механического завода, в корпусах которого проводится фестиваль, первого киевского арт-кластера – территории, где могли бы концентрироваться культурные учреждения и компании креативного профиля. Нельзя сказать, что идея воплощается стремительными темпами, но дело на месте точно не стоит. Менеджментом проекта занимается девелоперская компания City State. Архитектурной разработкой – бюро Zotov & Co. Его лидер Виктор Зотов отметился на «ГогольFest» мировоззренческой лекцией, а сотрудники, составляющие по совместительству оргкомитет международного фестиваля CANnections, провели архитектурную резиденцию «Тихий ход». Местом ее локации стал небольшой участок днепровского берега. Как оказалось, от завода до воды всего 200 метров. Резиденты сколотили на побережье небольшую деревянную террасу и барную стойку, повесили гамаки, ночные фонари и показывали кино под открытым небом. Киевлянам организаторы хотели показать, как же все-таки хорошо иметь свободный доступ к реке. Украинским инвесторам – напомнить о том, что недвижимость, расположенная у воды, стоит в несколько раз дороже. Что касается арт-кластера, то Zotov & Co объявили, что в скором времени собираются переехать из центра в один из пустующих цехов завода и призвали желающих присоединиться. Издательский дом Companion Group, кстати, уже здесь.

Залишити відповідь