Лоукосты в Украине: что нужно для дешевых перелетов?

Об этом рассуждали эксперты рынка на круглом столе «Лоукости в Україні. Як створити умови для дешевих перельотів?»

 

Лоукостер – это специфическая авиакомпания. Ее идеология – максимальное сокращение расходов. Не экономят они лишь на безопасности. Отсюда и особый принцип установки тарифов: чем больше пассажиров перевозит компания, тем меньше тариф, который она платит за взлет-посадку пассажирского судна и пассажирский сбор в аэропорту. По состоянию на 2012-2013 годы, общее количество пассажиров лоукоста в Украине – 13%. Для сравнения: у наших соседей, в Польше, эта цифра равна 50%. Лидером по лоукост-авиаперевозкам была Латвия – 86% из общего количества пассажирских мест.

При этом в обществе сложилось убеждение, что лоукост – это всегда дешево, что не всегда соответствует действительности. Действительно, по сравнению с традиционными перевозчиками расходы у лоукостов меньше, но не меньше, чем на 50-70%. То есть, снижение себестоимости – 15-20, максимум 25%. Просто у бюджетных авиакомпаний, как правило, агрессивная маркетинговая политика и гораздо большая дисперсия тарифов.

Нет среднего класса

Сейчас украинский авиарынок падает и к концу года эксперты прогнозируют его падение минимум на 40%. "Стоимость перелета неподъемна для большинства категорий граждан, а потому авиапоток падает. А ведь и классические авиакомпании, и лоукостеры пришли на рынок для того, чтобы получать прибыль, – говорит Сергей Коршук, директор департамента авиационных перевозок и аэропортов Госавиаслужбы. – Самым действенным стимулом для роста авиаперевозок будет рост благосостояния. До последнего времени мы наблюдали рост среди и международных, и внутренних перевозок. На рынке перевозок Киев-Донецк можно было наблюдать очень жесткую конкуренцию между перевозчиками. Но это все в прошедшем времени".

Еще одним сдерживающим фактором для роста рынка является двустороннее соглашение между Украиной и странами ЕС. Оно позволяет большому количеству авиакомпаний летать во многие пункты, и это способствует выходу на рынок перевозчиков. Но во многих странах ЕС это соглашение жестко зарегулировано, поэтому другие перевозчики, кроме тех, которые работают там исторически, не могут выходить на эти направления. В первую очередь, это касается Франции; есть много ограничений по Германии. Эта проблема будет решена, как только вступит в силы соглашение о едином авиационном пространстве. Это может стать серьезным стимулом для авиаперевозок между Украиной и ЕС и стимулировать выход новых авиакомпаний.

Свободу региональным аэропортам!

Еще одна проблема развития украинского авиарынка – неразвитость авиационной инфраструктуры. По мнению Александра Юракова, представителя общественного движения «Мы вместе» и экс-советника министров транспорта Украины, для привлечения лоукостеров и снижения цены на билеты, Украине надо серьезно заняться развитием региональных аэропортов.

"Ну, во-первых, рынок нужно сделать более открытым и немного демонополизировать. Мы все знаем, что все тарифы, которые устанавливаются в аэропортах, проходят через Минтранспорта и через Госавиаслужбу. Почему мы не можем сегодня внедрить градацию региональных аэропортов и дать право региональным аэропортам самим устанавливать эти тарифы? – говорит эксперт. – Я думаю, те же аэропорты Киева или Львова могли бы сделать политику более гибкой. Потому что, если существует региональный аэропорт, условно говоря, в городе Ровно, он не может конкурировать по тарифам с Киевом или Львовом и никогда не перейдет черту в 10 тыс. пассажиров в месяц. Поэтому, изменяя статус аэропортов, мы можем частично решить эту проблему. Это также поможет решить вопросы региональной авиации".

При этом, госрегуляторам следует внимательно следить за тем, как ведут себя администрации региональных аэропортов. Например, Днепропетровский аэропорт уже неоднократно выдавал разрешение на выполнение полетов авиакомпаниям, а потом внезапно отзывал его "в связи с проведением ремонтных работ на взлетно-посадочной полосе".

"На сколько я знаю, эта фраза о ремонте фигурирует в ответах аэропорта Днепропетровска уже 8 лет, – отмечает Елена Петренко, директор по продажам арабского авиаперевозчика Air Arabia Ukraine. – Такой же ответ получила после нас и другая арабская авиакомпания. В свое время туда не пускали других перевозчиков, даже крупных и классических. Но в 2009 году перевозчики наконец туда зашли, сегодня оттуда выполняют рейсы австрийские классические авиалинии, турецкие, "Люфтганза" и, конечно, Днеправиа".

Удешевить топливо

Кроме того, цена билета существенно зависит от стоимости топлива. Эту проблему отмечают и сами авиаторы. Например, в компании Air Arabia, которая выполняет полеты в 4 города Украины – Киев, Харьков, Одесса и ранее – в Донецк, отмечают, что перелет в Эмираты длится 5 часов, а перелет из Киева в Харьков 1 час 30 минут, но при этом стоимость билета из Киева в ОАЭ в среднем $340-360, стоимость билета из Киева на восток Украины (Харьков, Днепропетровск) – $450.

Поэтому госрегулятору, возможно, следует заняться разработкой каких-нибудь преференций при плате на топливо для региональных и лоукост-авиакомпаний, считает Юраков.

Есть еще и проблема курсовых разниц. На украинском авиарынке все расчеты проводятся, фиксируются в валюте, а билеты продают в гривнах, а просчитать который будет завтра курс – это очень сложно. Поэтому пока в Украине не будет стабильной экономики, иностранным лоукостерам сложно прогнозировать и стоимость билета, и возможность открытия новых маршрутов, а значит, наш рынок для них – наименее интересен в среднесрочной перспективе и договор "об открытом небе" проблему не решит – нужна специальная поддержка своих авиаперевозчиков и тех, кто заходит на украинский рынок.

Залишити відповідь