Ветер перемен: как война меняет юридический бизнес

Юридический бизнес живет по особым законам, которые с годами становятся все суровее. Один из них заключается в том, что юрист всегда должен следовать за своим клиентом, а не наоборот. Ранее клиенты сами разрывали телефон в вашем офисе? Забудьте! Эти времена безвозвратно минули. Сегодня, если ваш крупнейший заказчик выходит на новый рынок, вы непременно задумаетесь над тем, чтобы и самому расширить рамки своего регионального присутствия, открыв офис за рубежом. Не будет лишним и разнообразить палитру юридической практики, если клиенту понадобятся услуги в другой правовой сфере. В ином случае, «вкусный» заказ непременно получит кто-то другой.

Хорошо, когда клиент развивается и растет. Но совсем другое дело, если предприниматель вынужден уйти с рынка либо вовсе перевозит весь бизнес в связи с обстановкой в регионе. Именно с такой ситуацией столкнулись в этом году предприниматели из Крыма и Донбасса, многие из которых покинули родные края. Крымчане меняли прописку по политическим убеждениям, а также в связи с правовым коллапсом. Жители Донбасса были вынуждены спасать семьи и бизнес от пуль и снарядов.
 
Юридическая миграция из Донбасса

Военные действия в зоне АТО повлияли на работу не только местных предпринимателей, но и юристов, в частности, специалистов в сфере таможенного оформления грузов, которых на Востоке достаточно много. Те, кто в былые времена ел свой хлеб с маслом благодаря правовому сопровождению импорта и экспорта товаров на границе с Россией, сегодня вынуждены кардинально перестраивать наработанные годами схемы. Главными проблемами внешнеэкономической деятельности компаний Донбасса стал отказ перевозчиков от въезда на территорию Донецкой и Луганской областей и риск потерять груз из действий боевиков. Именно это и вынудило бизнес искать возможности таможенного оформления товаров в соседних регионах Украины. Достаточно распространенной стала схема доставки товаров до ближайших областей, например, Харьковской, проведение там таможенного оформления и затем перегрузка на местные автомобили для более безопасного ввоза на Донбасс. Однако и это не гарантирует бизнесу, что товар дойдет до конечного пункта назначения.

В свою очередь, на Донбассе у местных юридических компаний стали появляться нестандартные заказы – помощь в переводе внешнеэкономической деятельности клиентов в соседние области Украины. «С одной стороны, это был дополнительный и неожиданный заработок для нас. Но, в то же время, это был показатель того, что начался массовый отток бизнеса из Донецка, – делится дончанин Герман Таслицкий, чей консалтинговый бизнес недавно переехал в Киев. – На фоне такого катастрофического падения, когда мы лишались работы, связанной с внешнеэкономической деятельностью наших клиентов, их общехозяйственного обслуживания и мелким бытовым консультированием граждан, мы получали заказы на оказание помощи в работе в соседних регионах».
 
Как следствие, юристам Донбасса пришлось изучать практику таможенного оформления в соседних областях, искать новые деловые контакты, а также расширять свое территориальное присутствие в Украине вслед за покинувшими регион клиентами. В итоге, вслед за бизнесом Восток страны был вынуждены покинуть и консалтинг. «Сейчас юрист Востока Украины – это, скорее, мертвая профессия. Очень сложно заниматься правовыми вопросами в бесправном регионе», – сетуют они.
 
Благо, юридический бизнес не привязан к производственным мощностям, а его главным ресурсом был и остается человеческий интеллект. Как следствие, многие столичные корифеи, годами чувствовавшие себя комфортно на местном рынке, ныне обеспокоены массовой миграцией в Киев региональных конкурентов. При чем, речь идет о специалистах достаточно высокого уровня.
 
Правовой коллапс в Крыму

После аннексии Крыма в автономии, по оценкам специалистов, наступил настоящий правовой коллапс, который затронул не только предпринимательскую деятельность, но и частную собственность рядовых граждан полуострова. На поверхность всплыла масса сложных вопросов юридического характера, ответы на которые специалисты долгое время не могут подобрать. К примеру, как местному бизнесу спасти свои активы от возможного рейдерства, обесценивания или национализации новой властью? Предприятиям, которые по разным причинам (либо мотивам) остались в Крыму, ныне приходится работать в параллельных правовых плоскостях, просчитывая все риски, как по российскому, так и по украинскому законодательству.
 
«100% людей, которые владели какой-либо недвижимостью, или каким-либо бизнесом в Крыму, побежали к юристам. Ясно, что это всех волнует, но не понятно также – что людям отвечать и каким законодательством пользоваться для решения их вопросов. Каждая ситуация сугубо индивидуальная и безумно сложная с точки зрения юриспруденции», – констатирует столичный адвокат Сергей Боярчуков.
 
В то же время, события на Донбассе, а также принятие Радой Законов об оккупированной территории и свободной экономической зоне «Крым» открыли новые заказы для юристов с материковой части Украины. Так, юрист Андрей Лиманский прогнозирует увеличение исков по восстановлению уволенных граждан, которые призывались по мобилизации. Возрастет число споров о получении социальных статусов и выплат для участников АТО, а также количество уголовных дел, связанных с военными преступлением, например – дезертирством.
 
Поскольку все правовые акты, принятые самопровозглашенной властью Крыма считаются Украиной недействительными, то и дееспособность предприятий, зарегистрированных согласно этим актам, может быть поставлена под сомнение. Данные риски, по мнению А.Лиманского, вынудят в дальнейшем украинский бизнес разрабатывать безопасные алгоритмы заключения сделок с крымскими контрагентами. Впрочем, все это преимущественно мелкая рыбешка для крупного юридического бизнеса, который привык кормиться за счет M&A-сделок, банковского сектора, проектов с ценными бумагами, землей и недвижимостью.
 
Европейский свет в конце тоннеля

По оценке юристов, общее падение юридического бизнеса стало прослеживаться еще с киевского майдана, т. е. с конца прошлого года, и ныне эта стагнация неуклонно продолжается. «С моей точки зрения, рынок юридических услуг, как и любой другой рынок, сей час находится в состоянии шока,- делится Сергей Боярчуков, – говорить о развитии и тенденциях не приходится, потому что никто ничего не делает. Кто-то подчищает хвосты, кто-то занимается лишь теми делами, которые отложить или перенести невозможно».
 
Сегодня консалтинг все чаще прибегает к сокращению сотрудников в силу их недостаточной загруженности, переходу на 4-х дневную рабочую неделю и стараний сократить свои расходы. В то же время, по мнению адвоката Виктории Пташник, юридические компании стараются максимально сохранить ценный персонал, понимая, что перспективы потепления рынка ввиду подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС не за горами. Уволив сейчас квалифицированных сотрудников, которые годами работали в команде, мы не гарантируем, что оперативно сможем восполнить свои потери в будущем – признается юрист.
 
Оптимистический настрой подтверждает и адвокат Артем Афян, считая, что проводимые сегодня в стране реформы будут порождать определенные волны судебных процессов. А это всегда хлеб для юриста. В частности, вслед за Законом о люстрации последует волна исков тех, кто посчитает себя несправедливо сокращенным. «В ближайшее время стоит ожидать череду судебных тяжб по выполнению контрактных обязательств. Уже пошла первая волна споров в банковском секторе: невозвраты депозитов и взыскание кредитов. В ближайший год активизируется рынок банкротства», – прогнозирует адвокат.

В целом же, по оценкам управляющего партнера юридической фирмы Aequo Дениса Лысенко, в 2014 году, несмотря на сложную геополитическую ситуацию в стране, общий объем рынка юридических услуг в Украине в денежном выражении в национальной валюте останется на уровне прошлого года. При этом сохранится тенденция 2013 года по востребованности юридических практик: наиболее значимыми для рынка останутся практики разрешения споров, а также корпоративного права/слияний и поглощений.

Одной из основных рыночных тенденций 2014 года будет усиление конкуренции на рынке юридических услуг, что заставляет юридические фирмы переосмысливать подходы, пересматривать бизнес-процессы, активизировать маркетинговую деятельность, отказываться от неперспективных направлений и осваивать новые практики. В условиях интенсивной конкуренции на первый план выйдет долгосрочность взаимовыгодных отношений с клиентами. Приоритетным направлением в продвижении юридических услуг становятся программы лояльности и кросс-селлинг, а также нестандартные решения и ходы, которые помогут в кризисе найти новые возможности. Цена и далее будет одним из ключевых факторов при выборе юридического советника при сопоставимом качестве услуг.

В заключение, говоря о переменах в профессии украинского юриста, следует отметить один неоспоримый факт. Украинским юристам «посчастливилось» жить и работать в очень нестабильное время – в эпоху политического и экономического кризиса, что регулярно отражается на законодательной базе. Год за годом мы становимся свидетелями новых реформ, законов, правил, инструкций, вынуждены мириться с «ветреностью» судебной практики.

Кто-то назовет это временем новых возможностей, другие окрестят непостоянством правовой системы. Но, так или иначе, перемены закаляют юристов, заставляют их обрабатывать больше информации и получать новые знания,  становиться более гибкими и изобретательными. В итоге, профессия юриста, которая ранее ассоциировалась с опытными пожилыми людьми в дорогих аксессуарах, стремительно молодеет, становится более мобильной и менее консервативной. Возможно, мы становимся свидетелями настоящей революции в профессиональном деле?

Залишити відповідь