JYSK: мы верим в Украину!

Первый магазин международной розничной сети JYSK был открыт в 1979 году в Дании Ларсом Ларсеном, основателем компании. Сегодня сеть представляет собой большую международную группу, управляющую более 2150 магазинами в 36 странах мира, преимущественно в Европе. Оборот компании составляет около €2,5 млрд. в год.

Компания JYSK присутствует на украинском рынке уже 10 лет. Ее история в нашей стране началась с киевского магазина, открытого на условиях франчайзинга, а 2012 году фирма уже вышла самостоятельно на украинский рынок, выкупив своего франчайзи-партнера. На данный момент торговая сеть JYSK в Украине насчитывает 23 магазина и интернет-магазин. Несмотря на сложную геополитическую и экономическую ситуацию в стране, в ближайшие 10 лет датская компания планирует открыть в Украине еще 150 магазинов.

О вере компании в украинский рынок, о ее ценностях, планах и работе в нашей стране рассказывает ритейл-директор JYSK Nordic Микель Нильсен.

О ценностях компании

35 лет назад компания JYSK была маленькой семейной организацией, состоящей из тесного круга единомышленников, которые виделись друг с другом каждый день. Но с того времени компания стремительно разрослась. Сегодня у нас более 2150 магазинов. Как тут уследишь за каждым? Поэтому в 2000 году, когда основатель JYSK Ларс Ларсен отошел от прямого управления компанией, нынешний генеральный директор Ян Бо совместно с коллегами попросил его прописать ключевые ценности компании, чтобы не был утрачен ее особый дух. В эти положения запрещено кому-либо вносить изменения. Для нас это – святая вещь.

Каждый сотрудник JYSK – торговец. Под этим понимается не только умение профессионально обслужить клиента, но и любовь к своему делу, открытость, экономность (любая трата денег должна быть разумной!), надежность, целеустремленность. Важно, чтобы каждый сотрудник компании отвечал за свои слова. Пообещал – сделай. Компания может развиваться только при условии, что ценности эти не будут лишь плакатом на стене. Важно, чтобы сотрудники жили ими.
Все работники JYSK – коллеги. У нас весьма «плоская» организационная структура. У JYSK нет пирамиды, где директор – недосягаемая личность. Мы вообще мало пользуемся и хвастаемся титулом директора. В магазине я знаю каждого работника и с каждым из них здороваюсь. Моя задача как профессионального менеджера – поддержать тех, кто работает в зале. Ведь лицом компании является не директор, а они. Мы всячески поощряем в JYSK командный дух. Например, когда приезжаем в Украину, можем пойти со своими сотрудниками на футбол или выбраться на несколько дней в Карпаты, вместе взойти на Говерлу. Однако я как директор должен гарантировать покупателю, что для наших продавцов потребитель является приоритетом номер один.

О разработке стратегии

То, что мы предлагали потребителю 10 лет назад, как в Украине, так и в любой другой стране мира мало чем отличается от того, что мы предлагаем сейчас: это товары в среднем и нижнем ценовом сегменте, то, что называется «качество за доступную цену». Это краеугольный камень стратегии нашей компании.

Процесс стратегического планирования – постоянный, он никогда не заканчивается. Мы всегда рассматриваем трехлетние горизонты. Совсем недавно JYSK разработал стратегию на 2015-2017 гг. На подготовку такого трехлетнего плана у компании был год. Как мы это делаем? Разработкой занимается не только центральный офис JYSK Nordic, но все кантри-менеджеры. Совместно с ними мы четко определяем, на каком этапе развития находится компания сейчас и куда ей двигаться в будущем. Говорим о желаниях и стремлениях. Обязательно привлекаем стороннюю организацию, чтобы взглянуть на себя со стороны. Мы проводим исследования: в последний раз опросили 12 тыс. респондентов из ряда ключевых для нас стран (в их число вошла и Украина) не только о том, как они относятся к JYSK, но и в целом к рынку товаров для дома. Говорим с людьми о вещах, которыми они действительно интересуются. После – обсуждаем полученные результаты внутри компании. Ищем отличия между странами. Вводим поправки в стратегический план. Многие совещания у нас проходят в формате воркшопа, на котором идут горячие споры. Важно, что руководство JYSK никогда не общается в режиме монолога. Нам важен диалог со всеми сотрудниками.

Стратегия – это не что-то непоколебимое. Она – живой организм. Ситуация на рынках сегодня весьма динамична, и нужно ей соответствовать. Ситуация в Украине – более чем наглядный пример. За короткий промежуток времени рынок стал весьма турбулентным. Практически невозможно прогнозировать, что страну ждет до 2017 года. Стратегический план JYSK здесь постоянно корректируется. Простой пример – Крым. У нашей компании были там магазины в Ялте, Севастополе и Симферополе. Мы только-только перестроили один из них, переоборудовали, увеличив площадь в два раза. А в 2014 году компания JYSK рассчитывала открыть два новых магазина в Керчи и Евпатории.

В феврале на встрече всех директоров магазинов мы планировали динамическое развитие, а уже в марте ситуация кардинально поменялась. Мы больше не могли вести в Крыму свой бизнес легально, в соответствии с международным законодательством. На следующем собрании решили закрыть все магазины, вывести их на материковую часть Украины. Забрали с собой всех сотрудников, пожелавших остаться с нами. Предоставили им дополнительную поддержку в размере четырехмесячного оклада, чтобы они могли обустроиться на новом месте. Если компания хочет выжить и расти, ей следует быть динамичной и ценить не только клиентов, но и работников, пусть это и сопряжено со значительными финансовыми затратами.

Об украинском рынке

У компании JYSK нет розовых очков, когда мы смотрим на ситуацию в Украине. Но и не нужно посыпать голову пеплом. Просто настало время работать еще упорнее. Буквально на днях мы полностью переоборудовали наш магазин в универмаге «Украина», увеличив его площадь в два раза. Награда за труды – красивое торговое помещение, которое нравится покупателям. Наши клиенты видят, что даже в такое тяжелое время мы развиваемся. Это вселяет в людей надежду.
То, что в стране сложная политическая или экономическая ситуация, не значит, что можно останавливаться и опускать руки. В текущем финансовом году мы планируем открыть еще восемь новых магазинов: в Киеве, Львове и Хмельницком.

Сегодня JYSK весьма успешно работает с украинскими компаниями. Важно отметить, что поставки продукции этих фирм осуществляются не только для внутреннего украинского рынка, но и по всей сети JYSK. Например, искусственные елки от украинского производителя доставляются еще и в Польшу, Данию. Мы плотно сотрудничаем с днепропетровским производителем диванов Davidos, текстильным брендом «Руно», целым рядом компаний. Кроме того, постоянно ищем новых партнеров.

Сегодня на украинском рынке товарные группы, реализуемые сетью JYSK, представлены различными операторами разных форматов. Если говорить конкретно о формате, в котором работаем мы, то сейчас в Украине у нас нет конкурентов. Хотя существуют другие операторы рынка, у которых в той или иной степени есть подобные товары (например, Эпицентр). Та же ситуация и в мире. Есть IKEA – ключевой игрок на рынке, но товарная структура у нас разная, отличаются цены, дизайн и подход к обслуживанию клиентов.

О турбулентном времени

Как жить и работать в столь турбулентное время? В сложившейся сегодня в мире ситуации для компании JYSK важно вернуться к истокам. Ведь что такое, собственно, «Юск»? Это Ютландия – не только самый большой регион Дании, но и понятие, означающее «скромность и искренность». В Ютландии живут люди, привыкшие тяжело работать. Они понимают, что ничего не дается легко. Ютландцы крепко стоят на земле обеими ногами, а не витают в облаках. У них всегда есть крепкая «база». А что такое база JYSK? Это наши клиенты. Мы должны сделать все, чтобы потребитель был удовлетворен. На этом нужно концентрироваться.

Еще очень важны в турбулентное время месседжи компании, которые должны быть предельно простыми и ясными. Это касается всего, начиная от рекламы и заканчивая ценообразованием. Кроме того, внутри компании каждый сотрудник должен понимать, почему принимаются те или иные решения. Более того, сотрудники должны ощущать свою сопричастность к механизмам изменений. Быть носителями ценностей компании. Верить и сопереживать им. И тогда никакая турбулентность не страшна!

О знакомстве М. Нильсена с Украиной

«Первый визит в страну был для меня весьма экстремальным. Тогда я принимал участие в открытии франчайзингового магазина в Харькове. На все было пять дней. Естественно, построить магазин следовало в соответствии с концептом компании, так же качественно, как мы это делали в Дании или в любой другой стране. С товарами, оборудованием и прочим не было никаких проблем. Проблема состояла в коммуникации: украинские партнеры всеми силами старались нам помочь, но не говорили на английском. Мы так и общались все эти дни невербально, усиленно жестикулируя. Для меня это был действительно новый опыт. Я впервые был за границей на постсоветской территории, изучал новую для меня культуру. Но впечатления об украинцах у меня остались тогда самые позитивные. И да – нам удалось вложиться в столь краткие сроки. Магазин был успешно открыт».

Залишити відповідь