Второй IТ-бум на фондовом рынке: как избежать судьбы доткомов

В эпоху цифровых технологий IТ-проекты занимают лидирующие позиции фактически во всех сферах жизни, и финансовые рынки – не исключение. Поэтому не удивительно, что более чем успешное IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже китайской компании Alibaba вызвало бурю эмоций среди финансовых экспертов всех мастей. Как известно, только за первый день торгов акции компании подорожали более чем на треть – до $92,7. Это обеспечило китайскому гиганту электронной коммерции капитализацию на уровне $230 млрд. и сделало его 18-й крупнейшей торгующейся на бирже компа­нией.

Новичок по уровню капитализации обогнал даже таких IТ-монстров, как Amazon и Facebook. Все эти компании относят к так называемой второй волне биржевых размещений IТ-компаний. К ней также относят первичные размещения интернет-гигантов Google, LinkedIn, Twitter, Yandex NV, Groupon – всего около 200 компаний отрасли.

Привлекательный актив

Часть из этих IPO с уверенностью можно назвать успешными. К примеру, за последний год капитализация Facebook выросла более чем на 64% – до $196,9 млрд. Такой рост, по словам эксперта UniCredit Bank Андрея Приходько, сопоставим с улучшением финансовых показателей Facebook. К примеру, в первом полугодии 2014 г. компания нарастила выручку на 65% – до $5,4 млрд., а чистую прибыль – на 160% ($1,4 млрд.). Основная причина такого роста – увеличение доходов от мобильной рекламы.

Также стоит обратить внимание на историю размещения компании Pandora Media, привлекшей $235 млн. в ходе IPO на Нью-Йорк­ской фондовой бирже. «Ком­пания продала свои ценные бумаги по $16 за акцию, рыночная стоимость Pandora составляла около $2,6 млрд. В первый год торгов котировки снижались до $8 за акцию, но впоследствии акции продемонстрировали уверенный рост», – вспоминает глава аналитического отдела инвестиционной компании Ивекс Капитал Дмитрий Чурин. Сегодня их цена находится на отметке около $25, что принесло инвесторам, купившим бумаги в ходе IPO в 2011 году, доходность 55%.

Но не всем компаниям второй волны так повезло. К примеру, интернет-сервис по продаже скидочных купонов Groupon по итогам IPO в 2011 г. смог привлечь $700 млн. Капитализация компании тогда составляла $12,7 млрд. «Событие было действительно масштабным, так как размещение Groupon стало вторым по величине в мире среди интернет-компаний после размещения акций Google в 2004 г. на $1,9 млрд.», – отмечает Д. Чурин. Но уже по состоянию на 6 октября того года капитализация Groupon составляла всего $4,5 млрд., что равноценно падению стоимости акций компании на 65% за последние три года. Также с момента проведения IPO на американской бирже NASDAQ в декабре 2011 г. на 74% упала стоимость компании Zynga – американского разработчика онлайн-игр. При размещении компания смогла продать свои акции инвесторам по $10, что соответствовало оценке бизнеса в $7 млрд. Сегодня же акции этого разработчика котируются лишь по цене $2,6.

«Если проанализировать ключевые размещения последних лет, то в среднем они происходят по завышенной оценке. Это нормально для фондового рынка, торгующего ожиданиями. Затем неизбежно наступает небольшой откат. И только спустя некоторое время после него начинают работать финансовые показатели, конъюнктурные факторы и др.», – говорит управляющий проектом финансовой системы Плати Позже Юрий Деревко.

Назад в будущее

Игра на ожиданиях и чрезмерная переоценка потенциала приобретаемых активов уже обернулись потерями для инвесторов в период так называемой первой волны размещений IТ-компаний. Этот период конца 1990-х – начала 2000-х называют бумом доткомов – временем, когда инвесторы осознали всю ценность и перспективность предприятий, работающих в сфере информационных технологий. Тогда разместили свои акции на фондовых биржах более 500 IТ-компаний, среди которых Broadcom, Cisco Systems, Amazon, eBay, McAfee. Компаниями первой волны были технологические IТ-фирмы, а именно производители телекоммуникационного оборудования и разработчики ПО, в то время как вторая волна IPO на IТ-рынке сопровождалась выходом на фирмы, занимающиеся разработкой интернет-сервисов.

На сегодняшний день от волны доткомов конца 1990-х практически ничего не осталось – основная часть тех компаний либо объявили себя банкротами, либо же были проданы новым игрокам IТ-рынка. К примеру, стала банкротом в 2001 г. компания eXcite. Эта поисковая система была одним из самых узнаваемых брендов в интернете в то время. А ведь еще в 1999 г. eXcite даже имела возможность купить зарождающийся Google всего за $1 млн., но по каким-то причинам отказалась от этой сделки.

Также в 1998 г. с фантастическим успехом разместилась на Нью-Йоркской бирже компания TheGlobe.com – аналог современных социальных сетей. Котировки ее акций в первый день торгов взлетели в 7 раз. Но проблемой компании стало то, что она не смогла монетизировать свой сервис. Это и привело ее к краху уже через год после IPO. Более удачно все закончилось для компании Broadcast.com. Это интернет-радио было куплено компанией Yahoo! в 1999 году за сумасшедшие по тем меркам $5,7 млрд.

«В размещениях любых компаний в начале 2000-х (особенно доткомов) присутствовала значительная доля агрессивных ожиданий и спекуляций. Рынок зачастую переоценивал грядущие размещения. Все оценки строились преимущественно на ожиданиях, не подкреплявшихся реальными показателями деятельности компаний. Все это в итоге и привело к банкротствам и обвалу рынка», – утверждает Ю. Деревко. Вторая волна показала инвесторам, что размещения проходят на пике стоимости акций, после чего их цена вновь проседает. Это, по мнению Юрия Деревко, также говорит о завышенных ожиданиях инвесторов и спекуляциях со стороны профессиональных участников рынка.

В свою очередь Андрей Приходько отмечает, что институциональные инвесторы сейчас предпочитают вкладывать только в уникальные компании, занимающие монопольное положение в своем сегменте. Такой компании, по словам А. Приходько, они готовы простить даже текущие убытки, что, к примеру, и происходило при размещении Twitter. Но для этого компания должна предлагать рынку понятный инструмент монетизации, как, например, мобильная реклама. «Никто не будет инвестировать во второй Twitter, в то время как в эпоху доткомов инвесторы были готовы вкладывать в любые, даже неуникальные интернет-компании», – вспоминает А. Приходько.

Остаться на волне

Аналитики ожидают, что актуальность продуктов и услуг компаний второй волны ІТ-бума будет наблюдаться еще не один год. Стоимость же акций таких компаний станет изменяться в зависимости от того, какой именно контент они станут предоставлять конечному пользователю. Да и подход инвесторов к вложению средств в интернет-компании стал намного более трезвым по сравнению с эпохой доткомов, подчеркивают эксперты.

«Мы не видим неадекватного роста капитализации публичных интернет-компаний. Он адекватен росту доходов компании. По­этому пока нельзя говорить, что пузырь интернет-компаний в ближайшее время лопнет», – поясняет Андрей Приходько. Однако интернет-бизнес не защищен от конкуренции. Именно поэтому в последнее время все чаще появляются новости о крупных поглощениях гигантами вро­де Facebook, Google, Microsoft небольших и средних интернет-компаний. Таким образом, они решают несколько задач – исключают потенциальных конкурентов и развиваются сами за счет новых, приобретаемых направлений. Яркий пример последних лет – покупка видеохостинга YouTube корпорацией Google. «Сейчас рынок активно обсуждает возможный выход Google на рынок глобальных финансов, где, возможно, он сможет потеснить таких монстров, как Merrill Lynch, Goldman Sachs и др.», – добавляет Ю. Деревко. Подобные процессы, по мнению аналитиков, в долгосрочной перспективе делают крупные интернет-бизнесы более привлекательными и менее рисковыми для инвестиций, чем небольшие. Но, как правило, лишь одна компания из ста в ІТ-бизнесе достигает масштабов гиганта, резюмирует начальник отдела стратегического развития IBI-Rating Игорь Андрусик.

Залишити відповідь