Вечная молодость

Несмотря на турбулентное время и сложную экономическую ситуацию, страна наша продолжает радовать культурными событиями. 25 октября в Национальном дворце искусств «Украина» состоялось открытие 44-го международного кинофестиваля «Молодость». Один из наиболее значимых фестивалей Восточной Европы стартовал фильмом французского режиссера Бенуа Жако «Три сердца», премьерные показы которого прошли в рамках Венецианского фестиваля в августе нынешнего года. Какие же фильмы следует непременно успеть посмотреть каждому киноману?

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

В программу 44-й «Молодости» включены кинокартины из шестидесяти стран. Причина такой впечатляющей статистики – значительное количество копродукции. Например, на фестивале будет продемонстрирована первая в истории кинематографа американско-эфиопская лента «Дифрет». Что касается Украины, то в этом году на «Молодость» было подано 319 отечественных фильмов, 45 попали в программу. Один из наиболее интересных среди них – полнометражный дебют режиссера Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь». Вместе с 12-ю другими картинами он примет участие в полнометражном конкурсе, призом в котором является статуэтка «Скифского оленя». Денежная часть премии – $10 тыс.

В короткометражном конкурсе примут участие 26 картин, из них две украинские: «Выдумка» Катерины Чепик и «Дань» Татьяны Войтович. К традиционному «Скифскому оленю» здесь прилагается приз в $2,5 тыс. Еще 27 украинских короткометражек включены в национальный конкурс.

Любителей хорошего кино ожидает не только конкурсная программа. Внеконкурсная палитра необычайно широка: кроме традиционных показов лучшего европейского кино из Франции или Германии, пройдет ряд специальных программ, наиболее интересная и провокационная – «Кино морального неспокойствия». В ней представлены российские фильмы, которые, по словам организаторов, «доказывают существование другой России». Специальные события – показ режиссерской версии «Нимфоманки» Ларса фон Триера, новый фильм Ульриха Зайдля «В подвале», адаптированная для большого экрана (смонтированная в фильм) запись концерта знаменитой скандинавки Бьорк «Biophilia Live». Кроме того, в специальной программе значатся: черно-белая реставрация картины «Великая иллюзия» (Франция, 1937) Жана Ренуара, «Кино про Алексеева» (Россия) Михаила Сегала, классика грузинского кинематографа советской эпохи «Голубые горы, или Неправдоподобная история» (1983) Эльдара Шенгелая.

Андрей Халпахчи, генеральный ди­­рек­тор «Молодости», так комментирует программу: «В последние годы значительное место на фестивале занимает новое прочтение классических фильмов. На этот раз их будет представлено пять. Сегодня зритель возвращается к классическим произведениям: «Трамвай «Желание»», «Римская весна миссис Стоун», «Бунтарь без идеала» и другие фильмы – возможно, не самая топовая киноклассика, но зритель каждый раз смотрит их с удовольствием. Это кино не перестает удивлять».

НЕМНОГО О ДЕНЬГАХ

Организация международного кинофестиваля – задача не из дешевых. Что касается финансирования «Молодости», то львиную долю здесь составляют спонсорские деньги. И хотя Министерство культуры Украины в этом году выделило 950 тыс. грн. (меньше, чем в прошлом), из-за забюрократизованности финансовых процессов в нашей стране деньги поступят на счета фестиваля только 2 ноября.

Организаторы не раскрывают точные суммы, требуемые на прокат топовых фильмов. А вот об общей структуре отчислений Андрей Халпахчи рассказывает: «Большую часть бюджетов международных фестивалей сегодня составляет плата за единичный показ фильма – «право на демонстрацию». Когда фестиваль только начинал работу, уже тогда была плата за показ. Сначала ее минимальный размер составлял $100, сейчас – до €1,5 тыс. за два показа. На сегодня, если, к примеру, брать артхаусное кино, это совершенно нормальная мировая практика, ведь очень часто эти арт-фильмы «катаются» по международным фестивалям и не выходят в широкий прокат». Важно заметить, что в текущем году многие компании предоставили свои картины бесплатно. А вот от сотрудничества с некоторыми пришлось отказаться – они запросили более $1 тыс. за единичный показ. Организаторы «Молодости» уточняют, что среднее «право на демонстрацию» на фестивале составляет €600 за два показа, но в эту сумму не включена цифровая копия фильма. Печать ее с пленки обходится около €100. Еще одна статья расходов – переводы.

Андрей Халпахчи: «Для нас очень важно не только развитие производства украинского кино, но и расширение нашего проката. Важно иметь настоящий кинорынок, ведь есть заинтересованные лица, приезжающие к нам. А когда есть покупатели и спрос непосредственно на украинский продукт, тогда, безусловно, и дистрибьюторы, и продюсеры заинтересованы делать качественный продукт. К сожалению, это в перспективе, и нам нужно работать над развитием украинского прокатного рынка. Строить его будущее».

Закрытие «Молодости» пройдет 1 ноября в кинотеатре «Киев» (17:00, Синий зал). Организаторы долго оставляли его программу в секрете. Как оказалось, будет презентован черновой монтаж коллективного проекта «Россия/Украина. Реальность на Майдане». К слову, после программы-закрытия киноманов ждет еще много интересных показов 2 ноября. Это – сюрприз для истинных ценителей качественного кинематографа. «Молодость» продолжает жить, творить, она «взрослеет», прилагает все больше усилий не только к развитию кино в нашей стране, но и формирует активный прокатный рынок. Плоды этой работы можно будет собрать уже через несколько лет.

ЗНАКОВЫЕ ПОКАЗЫ ФЕСТИВАЛЯ

Международный фестиваль «Молодость» уже в самом разгаре.

Что же стоит успеть посмотреть в рамках фестиваля?

«Нимфоманка»

(Дания – Германия – Великобри­тания – Франция – Бельгия), режиссер Ларс фон Триер

Премьера расширенной режиссерской версии «Нимфоманки» в Киеве состоялась 25 октября. Продолжительность фильма – 5 часов и 24 минуты. Первая часть режиссерской версии «Нимфоманки» была представлена на Берлинском кинофестивале (февраль 2014 г.), вторая – на Венецианском (август-сентябрь 2014 г.). А мировой прокат «обрезанной» версии картины стартовал 25 декабря прошлого года.

Изначально Ларс фон Триер смонтировал картину продолжительностью пять с половиной часов, но из-за маркетинговых соображений было решено сократить ее и поделить на две части – по два часа каждая. Исполнительный продюсер фильма Петер Ольбек Йенсен: «Ларс не рад был идти на сокращения, но понимал, что нельзя снимать фильм такой продолжительности с бюджетом около $11 млн., ведь тогда его рыночная стоимость резко падает». Режиссер планировал выпустить две версии картины – цензурную и без купюр. Но позже продюсеры разрешили прокатчикам «замыливать» любые сцены на их усмотрение. Кассовые сборы первой части фильма составили около $10,2 млн. (в США – $785,9 тыс.), второй – всего $2,2 млн. (в США – $327,1 тыс.).

Еще задолго до выхода «Нимфоманки» в свет мировые СМИ объявили ее «первым в карьере Триера порнофильмом». Несмотря на обилие сексуальных сцен, эта картина представляет собой нечто большее. По словам режиссера, «это светлая и поэтическая история эротических переживаний женщины от рождения до пятидесятилетия, рассказанная от лица главной героини».

«Братья. Последняя исповедь»

(Украина), режиссер Виктория Трофименко

«Братья…» – один из главных украинских фильмов 2013 года. Картина – обладатель приза критики на Московском кинофестивале (июнь 2014 г.). Чтобы создать «Братьев…», Виктории Трофименко пришлось пройти нелегкий путь длиной в 5 лет: нестабильное финансирование, затянувшееся согласование авторских прав, подбор актеров, сложные съемки. Камнем преткновения стали не только европейские сопродюсеры, требовавшие эксклюзивного коммерческого предложения, но и местные жители Гуцульщины, неоднозначно отнесшиеся к съемкам в их краях.

Виктория Трофименко: «Торгни Линдгрен (шведский писатель, автор литературной основы. – Прим. ред.) – дорогой автор, и право на экранизацию его произведения с эксклюзивным коммерческим опционом стоит более €5 тыс. в год». Следует уточнить, что после длительных переговоров автор дал разрешение на бесплатный опцион в течение нескольких лет. Позже также поступила помощь от продюсеров и Министерства культуры Украины. Из необходимых $2 млн. не хватало приблизительно $500 тыс. Для решения данной проблемы было решено привлекать средства с помощью краудфандинга. Удалось собрать только $350 тыс. Недостающую сумму вложила украинская компания ProntoFilm.

Фильм можно посмотреть 2 ноября в кинотеатре «Киев» (15:00, Красный зал).

«Срок. Начало великой истории»

(Россия – Эстония), режиссеры Павел Костомаров, Александр Расторгуев, Алексей Пивоваров

О российском протестном движении 2010-х снято немало фильмов. В том числе и документальный «Срок…». По словам авторов, в проекте они отстранились от «политических игр» и уделили внимание повседневной жизни лидеров движения. Павел Костомаров: «Наша главная цель – снять не то, как человек дает комментарий, а как он просто живет…» Так как это весьма щекотливая тема для российской власти, то в процессе создания картины возникали некоторые трудности и препятствия, проект даже приостанавливался. Но несмотря ни на что, «Срок…» увидел мир, а мир увидел «Срок…». Премьера состоялась в июле 2014 г. на 49 кинофестивале в Карловых Варах. В свете последних событий в Украине будет интересно сравнить Майдан с протестной Болотной.

Фильм можно увидеть 2 ноября в кинотеатре «Жовтень» (19:30, зал «Гегемон»).

Залишити відповідь