Обойти по очкам

Место на карте

В начале ноября стало известно, что наша страна, несмотря на события, произошедшие в 2013-2014 гг., и необъявленную войну с Россией, обогнала своего северного соседа на пять позиций в индексе процветания, заняв 63 место среди 142 стран. Prosperity Index ежегодно составляет международная аналитическая организация Legatum Institute. Согласно пояснениям Шана Хансена, исполнительного директора Legatum Institute, этот индекс отражает уровень национального успеха. По мнению аналитиков, наибольшего национального успеха добилась Норвегия, а в первую пятерку вошли также Швейцария, Новая Зеландия, Дания и Канада. Россия же, напротив, своими действиями на международной арене ухудшила свое положение с 61 до 68 позиции.

Это лишний раз доказывает, как важен для страны правильный имидж, чтобы выглядеть привлекательно в глазах иностранных инвесторов, бизнесменов и туристов. Авторы рейтинга прежде всего анализируют достижения в экономике, возможностях ведения бизнеса, госуправлении, образовании, здравоохранении, оборонном секторе, в сфере защиты прав и свобод, а также учитывают уровень доходов населения. Но, как выясняется, огромные природные богатства, большой экономический потенциал и объем ВВП на душу населения не всегда гарантируют успех в глазах мировой общественности. Например, другие соседи Украины – Польша и Беларусь – такие разные по структуре экономики и стандартам госуправления, занимают более высокие места – 31 и 53 соответственно. И только Молдова – 89.
Безусловно, гораздо важнее быть, а не казаться. И здесь более показательны другие исследования, где Украина также продемонстрировала определенные успехи. Скажем, в рейтинге «Индекса глобальной конкурентоспособности 2014-2015», который ежегодно составляет Всемирный экономический форум, Украина поднялась с 84 на 76 место среди 144 стран. Нам удалось отыграть только 8 позиций из 11, потерянных в прошлом году. А Россия поднялась сразу на 11 пунктов рейтинга – до 53 места. Из ближайших соседей у Польши 43 место (-1 позиция), Румыния – 59 (+17), Венгрия – 60 (+3), Словакия – 75 (+3), Молдова – 82 (+7), Беларусь в рейтинге отсутствует.

Лидером рейтинга, который рассчитывается по 12 интегральным показателям, в шестой раз подряд стала Швейцария. На втором месте, как и год назад, Сингапур. США в этом году заняли третье место благодаря активному стимулированию инновационной активности компаний.
Напомним, этот индекс оценивает способность государства обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан, что в первую очередь зависит от эффективности использования ресурсов, которыми располагает страна. Согласно отчету ВЭФ прогресс был достигнут за счет более позитивного восприятия институтов и эффективности рынков, а также лучших результатов в сфере образования.

Впрочем, авторы исследования не скрывают, что подъем Украины отражает скорее ожидания, связанные с приходом нового правительства после Евромайдана, и предупреждают, что стране нужны глубокие реформы, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост. Многие предпосылки для этого в Украине есть. Например, эксперты ВЭФ отмечают хорошо образованное население (40 место) и размер рынка (38 место), достаточно великий по европейским меркам.
В то же время среди главных проблем фигурирует необходимость перестройки институциональной структуры (130 место), сокращение доминирования крупных компаний на внутренних рынках (129 место), повышение конкурентоспособности рынков (125 место) и, следовательно, их эффективности (112 место).

По мнению Олега Устенко, исполнительного директора Международного фонда Блейзера, прежняя модель ведения бизнеса в Украине, когда приближенные к власти компании пользовались незаслуженными преференциями или монопольным положением, препятствует приходу инвестиций. А это в свою очередь сдерживает инновационное развитие экономики.
Десятку же стран-лидеров, по мнению экспертов ВЭФ, объединяют ряд общих факторов. В первую очередь они обладают опытом в разработке, доступностью и возможностями использования имеющихся талантов, а также доступностью осуществления инвести­ций, повышающих инновации. Это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству между государственным и частным секторами.

Аналитики ВЭФ отмечают, что, кроме разделения европейских стран на более конкурентоспособный Север и отстающий от него Юг и Восток, сейчас наблюдается новая тенденция – конкуренция между странами, которые проводят реформы, и теми, кто этого не делает.

Что именно надо исправлять в Украине, хорошо иллюстрирует недавний рейтинг «Doing Business 2015», составляемый экспертами Всемирного банка. Этот рейтинг важен в силу своей популярности, в том числе среди инвесторов. Среди прочего он содержит базовую сводку по бизнес-климату страны. Неспроста украинское правительство ставило своей целью войти в первую сотню стран этого рейтинга, что, собственно, недавно и произошло. Но, как отмечают во Всемирном банке, перемещение со 112 позиции на 96 удалось в основном за счет внедрения электронной системы подачи и уплаты налогов в фонд заработной платы. В результате количество налоговых платежей было уменьшено с 28 до 5, а время, затрачиваемое на уплату налогов, сократилось с 390 до 350 часов. В то же время, как сообщила Оксана Кузякив, исполнительный директор Института экономических исследований и политических консультаций, например, показатель в 350 часов – вдвое хуже показателя для стран ОЭСР (175 часов).

В Американской торговой палате в Украине считают, что улучшение позиции нашей страны в рейтинге «Doing Business 2015» свидетельствует о том, что реформы в Украине осуществляются в правильном направлении. Однако это не тот показатель, на котором можно останавливаться. Дальнейшими шагами в налоговой сфере, по мнению бизнес-сообщества, должны стать уменьшение ставок единого социального взноса, дальнейшее упрощение налоговой отчетности, в частности, по зарплатным налогам, а также переход на электронную форму отчетности для всех без исключения налогов.

Количество же нерешенных проблем значительно больше. Самые низкие показатели в Украине зафиксированы относительно защиты прав собственности, подключения предприятий к электросетям. Также ухудшились условия для проведения международных торговых операций.

Гонка на опережение

Между тем в мире, стремительно меняющемся под влиянием цифровых технологий, действовать нужно все быстрее. При этом для поддержания необходимого уровня жизни в условиях свободного рынка, как правило, необходимо постоянное повышение производительности труда и качества товаров/услуг. Конкурентоспособность страны прежде всего связана с ее экспортом, а также с привлечением прямых зарубежных инвестиций.

Наглядный пример глубинных изменений мировой экономики привел в своей статье министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. По его словам, все большее число процессов в мировой экономике приобретает интернациональный характер. В результате компании адаптируют свою деятельность не только к местному, но и к зарубежному законодательству. Современные коммуникации позволяют обслуживать зарубежные рынки, даже не присутствуя там физически. Собственно, благодаря таким процессам, например, возникла надобность в глобальных стандартах налогообложения, в частности, об обмене налоговой информацией между странами.
При насыщении рынка товарами и услугами конкуренция усиливается и происходит переход от ценовых к неценовым факторам сравнения товаров и услуг, и в первую очередь по их качеству. Вопрос в том, как создать соответствующие возможности национальному товаропроизводителю, которые способствовали бы повышению его конкурентоспособности.

Нужны новые стандарты

Здесь Украине как нельзя кстати оказалось подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Благодаря снижению импортных пошлин и довольно длительному переходному периоду для адаптации своей экономики к работе по европейским стандартам страна получила возможность экспортировать свою продукцию в Европу, одновременно защищая собственный рынок от дешевого импорта. Более всего пошлины уменьшились для легкой промышленности, в частности, для производителей одежды, мебели, минеральной продукции и пищепрома. При этом Украина сохранит ненулевые, хотя и низкие ставки ввозной пошлины на отдельные товары машиностроения.

Как показала практика применения торговых преференций, отечественные товары могут конкурировать с европейскими, свидетельством чего является рост экспорта. По данным Минэкономразвития, за девять месяцев этого года экспорт в ЕС достиг $13,4 млрд. Это почти на $1,3 млрд., или 10,7%, больше, чем за тот же период прошлого года. Сейчас данное направление занимает 32% в общем объеме экспорта. В 2013 г. эта цифра не превышала 26%.

Наибольшими темпами растет экспорт сельхозпродукции. «Мы переориентировались с российских рынков на европейские. Нашли возможность продавать продукцию в ЕС и другие страны мира», – заявил ранее премьер Арсений Яценюк. Например, как отметил глава правительства, продажа мяса и субпродуктов птицы в Россию за полгода упала на 81%, а экспорт в другие страны вырос с 30 до 100%. По его словам, Украина уже полностью использовала квоты на поставку в ЕС меда, виноградных соков, пшеницы, муки, кукурузы. Квота на экспорт мяса и полуфабрикатов использована на 77%, зерновых круп – на 78%, томатов – на 72%.

Сейчас активно пытаются пробиться на европейский рынок наши молочники. Но чтобы расширить экспорт, страна должна адаптировать свое законодательство к европейскому, в основном в области стандартизации и безопасности продукции. И главное – обеспечить его работу на практике. Представители пищевой и перерабатывающих отраслей выделяют пакет из нескольких законов. В частности, гармонизацию законодательства Украины в сфере безопасности и качества пищевых продуктов с законодательством ЕС. Для этого нужно создать единый контролирующий орган в сфере безопасности пищевых продуктов, уточнить терминологию, виды правонарушений и меры наказания в данной сфере. Предполагается, что разрешительные документы и процедуры, отсутствующие в ЕС, будут отменены и в Украине. Например, европейские принципы регулирования ГМО предполагают регистрацию источников ГМО, а не продуктов, произведенных из них.

Кроме того, необходима регистрация всех сельскохозяйственных животных, чтобы предотвращать эпидемии и гарантировать безопасность пищевых продуктов. Без этого экспорт животноводческой продукции в ЕС невозможен. Наконец нужно внедрить международную практику раздельного сбора отходов для последующей их переработки и утилизации.

Поскольку три четверти аграрного экспорта составляет растениеводческая продукция, особую важность обретает законодательная инициатива о переходе на европейские методы ее контроля. Бизнес не раз требовал вывести из-под чрезмерной опеки фитосанитарной инспекции хотя бы те продукты, которые предназначены для дальнейшей переработки и потребления (например, зерно, подсолнечное масло, продукты пищевой промышленности). Помимо этого, бизнес призывал сократить сроки выдачи разрешительных документов и упростить процедуры контроля.
Это может снизить расходы на подтверждение качества продукции, соответственно улучшит ее конкурентоспособность.

Принятие Украиной евростандартов в сфере животноводства стимулирует переход на них отечественных предприятий. Быстро пройти этот процесс смогут лишь крупные сельхозпроизводители. «Каждый год мы увеличиваем производство качественного молока. Вопрос в том, как обеспечить его получение, транспортировку и хранение в соответствии с требованиями ЕС. Для этого необходимо создать все условия. Например, в Польше основные поставщики молока – фермы, где содержится от 20 до 40 коров. Это вопрос организации. У нас нет такой системы, нет необходимой логистики. Я считаю, что единственный способ ее создать – это организация сельскохозяйственных кооперативов», – говорит Вадим Чагаровский, глава совета директоров Союза молочных предприятий Украины.

Некоторые участники рынка говорят, что пропуск в ЕС нужен им для расширения сбыта в первую очередь в страны Азии и Ближнего Востока. «В Европе наши сыры не будут продаваться. Там качество молока выше, а цены на сыр ниже», – анонимно признались на одном из предприятий. Однако доступ на европейский рынок открывает возможности для экспорта в большую часть стран мира.

Цифровое будущее

Еще одна отрасль, интенсивно развивающаяся в Украине, несмотря на кризис, – информационные технологии. Собственно, наши специалисты уже давно знакомы с международными стандартами, так как этот бизнес ориентирован в значительной степени на внешний рынок. По словам рекрутеров, об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что в IT-секторе, в первую очередь софтверных компаниях, оплата труда в гривне фиксируется только в 60% случаев. При этом в остальных отраслях 90% компаний платят в местной валюте. Оплата в твердой валюте связана с тем, что главная ценность в этом бизнесе – мозги программиста, а не оборудование или недвижимость.

Наши специалисты достаточно квалифицированы и пользуются спросом как на родине, так и за границей. Например, Украина вошла в топ-100 стран – поставщиков талантов в Силиконовую долину по версии Bloomberg Businessweek. Пока наша страна в хвосте списка, на 87 месте (во многом потому, что каждый американский штат рассматривался отдельно наряду с остальными странами мира).

Зато в рейтинге стран по количеству стартапов (сервис Startup Ranking) Украина оказалась на 37 месте из 137 возможных. С общим количеством в 77 стартапов мы опередили Южную Корею. На первом месте США (3687 стартапов), на втором Индия (990), а на третьем – Великобритания (555).

Со временем, когда сфера компьютерных и телекоммуникационных услуг придет в соответствие с евростандартами, это усилит конкуренцию среди украинских компаний и позволит им активнее выходить на европейский рынок.

А к 2020 г. наша страна намерена выйти в лидеры в области IT-аут­сорсинга. Весной этого года правительство объявило о запуске проекта, цель которого – сделать Украину движущей силой в IT-сфере Европы. Со стороны бизнеса программу развития IT-отрасли подписали компании Ciklum, SoftServe, Miratech, EPAM Ukraine, GlobalLogic, Luxoft Ukraine и IT Ukraine.

В рамках проекта хотят повысить качество подготовки украинских айтишников. Кроме того, экспорт услуг и разработка модели электронного правительства станут основой для развития проекта. Однако чтобы Украина стала конкурентоспособной на международном рынке, необходимо пересмотреть налоговое законодательство, касающееся IT-аутсорсинга. Если удастся создать благоприятный налоговый режим и повысить качество образования, то доход от экспорта IT-услуг в США и ЕС составит более чем $10 млрд. в год.

Неожиданные возможности

Локомотивами экономики неожиданно могут оказаться отрасли, которые еще совсем недавно были не в самом лучшем состоянии. И президент, и премьер неоднократно заявляли, что в новых политических реалиях украинский во­ен­но-промышленный комплекс должен стать одной из движущих сил отечественной экономики. Поэтому уже сейчас многие заводы по выпуску военной техники и оборудования обеспечены госзаказами, а международная аудиторская компания проводит аудит финансов предприятий Министерства обороны. В этой связи хорошие шансы подняться есть у авиа- и судостроителей. Возможный отказ США от российских ракетоносителей в своей космической программе открывает дополнительные возможности для отечественных ракетостроителей.

Наибольшие трудности сегодня испытывает украинское машиностроение, особенно ориентированное на рынки постсоветских стран. Чтобы выжить, предприятиям придется менять не только ассортимент и качество продукции, но порой и профиль своей деятельности, поскольку, например, отечественный автопром, собственно говоря, так и не смог убедить потребителей в целесообразности своего существования.

Подытоживая, можно сказать: в Украине уже появляются новые точки роста экономики, способные поднять страну на новый уровень конкурентоспособности. Это как относительно молодые отрасли экономики (IT-сфера), так и традиционные (АПК), получившие новый импульс к развитию с приходом иностранных инвестиций и передовых технологий.

Залишити відповідь