Джош Барон: "Семейный бизнес не должен охотиться на руководителей-суперзвезд"

Мы наблюдали подобный случай совсем недавно, когда работали с мировой производственной компанией стоимостью $4 млрд.  в Гонконге. Компания управлялась основателем, который после отставки передал ее своему сыну. Эти двое создали каналы сбыта, построили цепочку поставок, вышли на прибыльные новые рынки и, что не менее важно, сохранили семью с хорошими взаимоотношениями и следили за тем, чтобы разногласия между членами семьи не навредили бизнесу.

Теперь, когда из компании ушел сын основателя, третье поколение – команда двоюродных братьев, которые разделены географически, постоянно ссорятся и не имеют опыта, необходимого для запуска такого большого и сложного бизнеса – пытаются понять, что делать.

Это сложная ситуация, и третье поколение решило искать генерального директора вне семьи. Они хотели найти кого-то, кто мог бы переписать стратегию для нового развития бизнеса; кого-то, кто мог бы стать посредником между фракциями семьи, разделившимися на два лагеря: реинвестирования прибыли в развитие и выплаты высоких дивидендов.

Они называли этого идеального нового генерального директора "Мистер Замечательный".

Поиск по всему миру выявил двух кандидатов – и оба они оказались суперзвездами. Но в итоге оба отказались от работы. Оба считали, что бизнес не готов к постороннему CEO.

Эти отказы восприняли болезненно, но в итоге они оказались большим подарком. Никто не смог бы сделать так, как хотели владельцы. Кандидаты, которые согласились бы на эту роль, скорее всего, не поймут всей сложности ситуации внутри семьи (и обрекут бизнес на провал), или, еще хуже, увидят возможность взять контроль в свои руки и оттолкнуть семью от руля.

Ситуация, с которой столкнулась эта семья, не единична. Они подошли к проблеме преемственности, полагая, что то, что успешно работало в прошлом, будет работать и сейчас.

Они думали так до тех пор, пока сторонние люди не стали отказываться от должности генерального директора – тогда семья поняла, что даже самый замечательный человек не сможет управлять их бизнесом так, как им хочется, когда он стал настолько сложным. Для начала нужно ввести в действие некоторые системы и структуры. А это была работа, которую могли сделать только владельцы из состава семьи.

Бизнес не обязательно должен иметь миллиарды долларов дохода перед тем, как попадет в эту точку – мы наблюдали подобную ситуацию в семейных компаниях различных размеров. Что нужно делать, если вам захочется привлечь внешнего генерального директора? Во-первых, вам следует несколько изменить самих себя:

Примите роль владельца. Даже если вы привыкли, что управляют бизнесом ваши родители, пора осознать, что владельцем теперь становитесь вы. И сейчас вы должны принять на себя ответственность и развивать себя, как управленца, владельца бизнеса до тех пор, пока не сможете передать власть стороннему руководителю. Частично проблема заключается в том, что многие представители «следующего поколения» испытали то, что называется «приобретенной беспомощностью». Когда в течение многих лет или десятилетий вас не допускали до принятия решений, вы можете не знать, как это делается, и не важно, жив ли еще патриарх семьи. Так что ваш первый шаг – самый трудный: вы должны осознать себя собственником.

Выберите путь владения. После того, как вы надели на себя «мантию» владельца, вы имеете полное право определить, куда следующий генеральный директор должен вести бизнес. Знайте то, что происходит. Пусть ваша цель – рост ликвидности, оборачиваемости или привлечение к работе новых членов семьи, ваше направление влияет на поиски и выбор того человека, который поведет ваш бизнес дальше. Новый человек не может взяться за дело, если вы не согласовали с ним, куда идет ваш бизнес.

Боритесь с борьбой против генерального директора. Убирайте тех, кто будет мешать новому генеральному директору. Если в компании есть члены семьи, которым там не место, уберите их. Самое худшее, что может случиться, это когда в компании высоко забирается некомпетентный сын тети Марии Джонни – просто потому, что он Джонни, сын тети Марии. Если вы предложите новому генеральному убрать этого Джонни из компании, новый  лидер потеряет 15 процентов голосов в правлении, которые принадлежат тети Марии. Это худший кошмар для нового генерального директора. Кроме того, необходимо очистить систему компенсации. Пока патриархи правили бизнесом, они могли покупать людей. Если вы найдете у кого-то специальный компенсационный договор, избавьтесь от него.

Поменяйте структуру власти. Если у вас есть бизнес-патриарх, структура власти, как правило, чрезмерно централизована – с сильным мужчиной или женщиной в центре, который управляет решениями совета акционеров и фактически ведет бизнес в одиночку. Нельзя привлечь успешного несемейного CEO прежде чем изменится эта структура власти. Нужно ввести в действие соответствующие ограничения и противовесы. По крайней мере, вы должны четко определить и разграничить роли для себя, акционеров и исполнительной команды. Одна семья активизировала правление для того, чтобы восполнить пробелы, с которыми были бы неприятности у их нового генерального директора. Это поддержало нового руководителя и он убедил патриарха, что отойти в сторону – безопасно.

Залишити відповідь