Как повысить эффективность своего магазина: пошаговая инструкция

Предлагаем перечень ключевых вызовов, с которыми сталкиваются операторы розничной торговли на разных этапах развития бизнеса. Предусмотрев план действий по каждому из этих направлений, руководитель сможет избежать проблем, связанных с неэффективной работой бизнеса. Это ключевые маркеры, которые подскажут, что необходимо предусмотреть и над чем стоит задуматься.

1. Создание эффективного магазина

В современных условиях большой бизнес должен научиться работать по принципу стартапа, считают эксперты EY. Выживут самые гибкие, и чтобы стать одними из них, нужно изначально выстраивать работу магазинов правильно.
 
Открытие магазинов

  • Найдите качественные площади для открытия торговой точки и рассчитайте процент арендных платежей от оборота. 
  • Реалистично планируйте продажи и закупки для новых точек, чтобы предотвратить сбои в сроках проведения строительно-монтажных работ и поставках со стороны подрядчиков. 
  • Взвешенно проводите бизнес-планирование во избежание ошибок в ассортименте и товарных остатках под открытие новых магазинов. 
  • Предусмотрите время на качественную подготовку торгового персонала.
  • Учтите необходимость разработки десятков дизайн-проектов в условиях ограниченных времени и ресурсов.

Персонал

  • Выделите ресурсы для найма квалифицированного персонала.
  •  Рассчитайте зарплатный фонд и объем других выплат (компенсаций) сотрудникам.
  •  Заложите основы эффективной системы обучения.
  •  Примите меры для уменьшения текучести торгового персонала. 

Внутренние процессы

  • Внедрите контроль над соблюдением розничных стандартов магазина и уровня обслуживания клиентов, поддерживайте CRM-систему.
  •  Настройте систему отчетности и управления розничными показателями.
  •  Организуйте эффективные процессы приема, выкладки, переоценки, возврата товара и его инвентаризации

2. Планирование и прогнозирование

Вам не нужно точно знать, где и когда упадет метеорит, но вы обязаны быть готовыми в это время и в этом месте продать фотоаппараты всем желающим. Если руководство четко понимает приоритетные направления бизнеса и имеет инструменты, позволяющие оперативно отслеживать изменения в работе магазинов, вероятность накладок снижается, а эффективность работы повышается в разы.
 
Планирование товарооборота

  • Разработайте единый подход к планированию продаж и закупок в разных отделах компании во избежание несогласованности. 
  • Регламентируйте процесс планирования — это поможет предотвратить сложности в коммуникациях и ошибки в результатах. 
  • Введите автоматизированную модель планирования и прогнозирования, чтобы повысить точность планов и правильно учесть следующие факторы:

 — сезонность;
— влияние промо-акций;
— отсутствие моделей на полке магазина (out of stock);
— время работы магазинов, а также рабо-та в праздничные и выходные дни.

  •  Введите грейдинг (разделение на кате-гории) магазинов, чтобы понимать приори-теты и эффективно распределять ресурсы компании.

3. Управление цепями поставок

Пришло время критически оценить эффективность затрат и процессов. Здесь всегда есть пространство для оптимизации. Посмо-трите на мировых лидеров розничных продаж — залог их успеха в оптимальных затратах, процессах и, конечно, грамотном управлении. Какие факторы необходимо учесть и над чем стоит задуматься, чтобы занять лидирующую позицию среди конкурентов?
 
Дизайн цепи поставок

  • Разработайте подходящую структуру цепи поставок с точки зрения затрат и уровня сервиса. 
  • Определите оптимальное количество складов и их расположение, чтобы обеспечить минимальные затраты и целевой уро-вень сервиса магазинов.
  • Учтите в разработанной структуре цепи поставок следующие факторы:

— потребность в складских и транспорт-ных мощностях на двух-четырехлетний период работы сети;
— изменение затрат на логистику для всех возможных сценариев развития сети.
 
Повышение уровня сервиса складов

  • Минимизируйте количество ошибок при комплектации заказов до приемлемого уровня. 
  • Сократите нормативный срок поставки со склада. 
  • Уменьшите количество нарушений сроков поставки со склада в магазин. 
  • Эффективно распределяйте человеческие ресурсы. 
  • Разумно используйте складские площади.

Разработка маршрутов и графиков поставок

  • Рассчитайте оптимальные маршруты и соответствующие графики поставок, чтобы минимизировать транспортные затраты.

4. Категорийный менеджмент

Основная цель любого бизнеса — получение максимальной прибыли от каждой товарной категории, однако это невозможно сделать без опытной и эффективной команды. Вот основные факторы успеха: единые цели, согласованные действия, знание покупателя и рынка и, конечно, желание победить.
 
Управление товарным предложением

  • Создайте ассортиментные матрицы в зависимости от особенностей спроса и сегментации покупателей в различных регио-нах и локациях магазинов. 
  • На постоянной основе отслеживайте изменения в спросе и оперативно корректируйте ассортиментные матрицы. 
  • Тщательно планируйте и согласовывайте действия всех департаментов компании (ло-гистики, закупок, маркетинга, продаж и т.д.). 
  • Оперативно управляйте планограммами выкладки товаров.
  • Используйте новые технологии управления ценами, чтобы оставаться конкурентоспособными и быстро реагировать на ценовые изменения и промоакции конкурентов.

Оценка действий и квалификация персонала

  • Повышайте квалификацию специалистов по управлению товарными категориями, нанимайте опытных работников, которые смо-гут эффективно ими управлять. 
  • Оптимизируйте операционные затраты в разрезе товарных категорий. 
  • Постройте оперативную отчетность с подробной детализацией — для более точной оценки результатов действий и инициатив.

5. Интеграция каналов продаж и IT-решений

Может ли ваша сеть стать для покупателя всем: справочным бюро, шоу-румом, онлайн-магазином, центром обслуживания 24/7 плюс бесплатной доставкой? Если вы не понимаете, чего хочет покупатель в конкретный период времени, вряд ли он отдаст вам свои деньги. На помощь приходят современные IT и телекомтехнологии, позволяющие анализировать информацию о потребителе и предоставлять услуги на высоком уровне.
 
Выбор и запуск веб-платформы, интеграция с бэк-офисом

  • Выберите и разверните надежную web-платформу с возможностью онлайн-оплаты. 
  • Обеспечьте актуальность отражения остатков на сайте и возможность резервировать товар.
  • Сделайте процесс сортировки товара максимально удобным. 
  • Внесите изменения в работу сall-центра, чтобы обрабатывать онлайн-заказы.
  •  Проводите системную работу по привле-чению качественного трафика на сайт (SEO, SMM, CPA).

Организация доставки интернет-заказов

  • Определите целевые маршруты доставки.
  • Предложите различные способы оплаты, а также организуйте возможность осуществления платежей при доставке и возврате товаров. 
  • Заключите договоры с логистическими компаниями на доставку товара. 
  • Организуйте возможность осуществления платежей при доставке и возвратах товара. 
  • Управляйте заказами и выполняйте про-активную работу с их статусами.

Увеличение конверсии сайта до отраслевого уровня

  • Настройте web-аналитику и выполните оптимизацию landing pages.
  • проводите системную работу над usability, UX-интерфейсами (стартовая страница, страница категории, промо-страницы, продуктовая страница, корзина, checkout). 

Создание и постоянное улучшение контента сайта

  • Организуйте производство контента для сайта, запустите фотостудию. 
  • Создайте описания товаров, понятные покупателям и SEO-оптимизированные, настройте связи с сопутствующими продуктами. 
  • Определите маркетинговую, продуктовую иерархию.
  • Оптимизируйте фильтры поиска на сайте.

Создание единой базы данных клиентов

  • Выполните персонализацию сайта. 
  • Настройте персонализированные e-mail/SMS-рассылки.
  • Запустите программу лояльности и управляйте ею с помощью современных CRM-систем.

6. Развитие сети

Основой успеха офлайн-магазина является расположение. Осмотритесь вокруг — определите, кто является вашими клиентами, как их привлечь и управлять ожиданиями. Предлагаем направления, на которые стоит обратить внимание при поиске выгодного месторасположения.
 
Направления развития сети

  • Разработайте методологию оценки привлекательности регионов и определите целевые параметры для поиска объектов.
  • Создайте экономическую модель обоснования открытия новых объектов в двух вариантах: аренда и покупка. 
  • Разработайте методологию оценки потенциального товарооборота новых локаций. 
  • Пропишите рекомендации по организационной структуре отдела развития, внутренним процессам, системе ключевых показателей эффективности и мотивации.

Залишити відповідь