​Свободное падение

Украинские публичные компании обновили минимум своей стоимости на мировых фондовых площадках. Данные бирж свидетельствуют, что с начала года акции украинских эмитентов подешевели на 35-90%. Основной причиной столь негативной динамики стала дестабилизация экономической и политической ситуации в стране, начиная с военного вторжения в Крым и его аннексии и заканчивая противостояниями в восточных регионах. Это привело к тому, что инвесторы, опасаясь потерь, разуверились в перспективности инвестиций в акции украинских компаний и некоторые из них даже стали сбрасывать акции. Вторая причина удешевления является следствием первой – девальвация гривни. Многие украинские эмитенты на протяжении года разочаровали своих акционеров и кредиторов финансовыми результатами, показав убытки.

При этом в каждом отчете появилась новая строка – «убытки от курсовых разниц», достигающие порой девятизначных цифр. В этой связи многие эмитенты, в частности, агрокомпании, вынуждены были корректировать инвестиционные планы, сокращая предполагаемые объемы инвестиций в разы, корректировать объемы выплаты дивидендов. Еще одна причина, существенно подкосившая интерес иностранных инвесторов к украинским компаниям, – объявление дефолта и несвоевременная публикация отчетов некоторыми участниками. В частности, после дефолта компании Агротон, объявленного еще в прошлом году, а также Мрії, подвергшейся дефолту в августе, настроения на рынке прямых иностранных инвестиций ухудшилось. Проблемы с публикацией отчета KSG Agro, Sadovaya Group привели к тому, что акции этих компаний и вовсе были изъяты из обращения на бирже. «Сейчас котировки падают все больше на эмоциях и негативном фоне, а не на фундаментальных факторах», – констатирует старший аналитик инвестиционной компании Арт-Капитал Андрей Патиота. Однако для каждой компании и отрасли существуют и субъективные моменты.

Десятка аутсайдеров

Лидером падения котировок стала компания Сергея Касьянова KSG Agro. Ее акции с начала года обвалились на 90%. «Компания находится на грани дефолта на фоне довольно высокого краткосрочного долга, низких цен на зерновые и негативного денежного потока от операционной деятельности за 9 месяцев 2014 г.», – говорит аналитик инвестиционной компании Eavex Capital Иван Дзвинка. Сам С. Касьянов признает сложное положение предприятия и отмечает, что переговоры о реструктуризации с банками усугубляет факт наличия у компании активов в Крыму, которые нынче заморожены. Их стоимость он оценивает в $10 млн.

Второе место среди лидеров по падению стоимости акций закрепилось за одним из крупнейших сыроделов страны – компанией Милкиленд Анатолия Юркевича. Бумаги компании подешевели на 82%. Причинами таких изменений стали, во-первых, российское эмбарго на поставку молочной продукции (а Россия, по словам начальника отдела по связям с инвесторами Милкиленда Сергея Трифонова, – крупнейший рынок сбыта для компании с долей около 60%). Злую шутку с компанией также сыграли девальвация и дефолт по долгам. Сейчас холдинг находится на стадии завершения переговоров о реструктуризации. Чтобы минимизировать потери, по словам Анатолия Юркевича, компания переориентировала свои экспортные поставки на азиатские рынки, а также оптимизировала ассортиментный портфель, сократив выпуск сыров в пользу сухого молока, которое хранится дольше и транспортируется легче. Это помогло Милкиленду минимизировать потери.

Третье место среди биржевых аутсайдеров закрепилось за компанией Ивана Гуты Мрія, которая после объявления дефолта по облигациям дестабилизировала рынок настолько, что о привлечение инвестиций из-за рубежа стали говорить шепотом. Стоимость Мрії с начала года снизилась на 76%.

«Помимо технического дефолта по долгам, на стоимости акций компании сказалось то, что группа выступает гарантом $200 млн. долгов другого бизнеса своего собственника», – говорит Иван Дзвинка. Сейчас компания всячески пытается убедить кредиторов списать почти 70% долгов в рамках процесса реструктуризации. В частности, одним из предложений, поступивших от компании кредиторам, было списание долга по курсу 8 грн./$. Кредиторы возмущены таким шагом, ведь общий долг, по оценкам комитета кредиторов, достигает $1,3 млрд. Переговоры продолжаются.

Сахарный гигант Виктора Иванчика – агропромхолдинг Астарта – оказался на четвертой ступени антирейтинга стоимости котировок. Его акции подешевели на 74%.

Девальвация, риск отсутствия роста цен на сахар на фоне ожидаемого роста производства сахара в этом сезоне из-за больших объемов его производства в этом году – основные причины. Однако компания диверсифицирует риски – осенью введен в эксплуатацию завод по переработке сои. Более того, Астарта, несмотря на ухудшение финансовых показателей, не теряет доверия инвесторов. Компания стала первым холдингом, которому Европейский инвестиционный банк выделил кредит в €50 млн. Эти средства компания направит на строительство элеваторов и развитие логистической инфраструктуры. 

Пятое место разделили между собой агрокомпании Agroliga и Agrogeneration – обе подешевели на 64%. Основная причина, как и для всех агрокомпаний, – низкие цены на зерно на внутреннем рынке из-за рекордных урожаев. Экспортные цены на зерно осенью достигли в июле минимума за четыре года – 2,3 тыс. грн. за тонну. 

Шестая ступень – за компанией Ferrexpo, акции которой с начала года подешевели на 60%. Несмотря на то что девальвация гривни для компании – явление положительное, ведь 100% продукции экспортируется, 40%-е падение цен на основной продукт железную руду подкосил финрезультаты компании и, следовательно, интерес к ней инвесторов. 

Более чем вдвое подешевели Senius Energy (-54%), Regal Petroleum (-53%), JKX Oil&Gas (-50%). Это связано с тем, что в целях увеличения бюджетных поступлений летом существенно повысилось налоговое бремя для нефтедобывающих компаний. К тому же не на руку вышеуказанным компаниям сыграли недавние инициативы Кабинета министров по обязательству частных нефтегазовых компаний продавать добытый газ НАК Нафтогаз.

Замыкает десятку лидеров по удешевлению яичный агрохолдинг Олега Бахматюка Авангард. «Девальвация, неоправданно и удивительно низкие финансовые показатели деятельности с начала года привели к тому, что компания подешевела на 50%», – говорит И. Дзвинка. Чтобы поддержать и кредиторов, и акционеров, собственник компании совместно с другими акционерами принял решение о выкупе части долга – на сумму $30 млн. Такое же падение стоимости показала Индустриальная молочная компания Александра Петрова. Причины тут сугубо конъюнктурные – низкие цены на зерно в 2014 г. Однако компания существенно расширила географию продаж и масштабы бизнеса, чем частично компенсирует потери.

Наказуемая лояльность



Игорь Лизогуб, директор департамента инвестиционного банкинга компании Pro Capital Investment



Стратегическая цель Варшавской фондовой биржи – стать региональным лидером Восточной и Центральной Европы. Для достижения поставленной цели на площадку активно привлекались не только локальные инвесторы и эмитенты, но и игроки из других стран. Наиболее значимых успехов в процессе привлечения иностранных компаний достиг украинский офис биржи, который привлек сюда 13 украинских фирм. 


Первые украинские компании, разместившие свои акции на Варшавской фондовой бирже, – Астарта (2006 г.) и Кернел (2007 г.). Эти размещения были очень успешными, компании показывали устойчивый рост и стали примерами историй успеха для будущих размещений. Дополнительное доказательство успешности размещения украинских компаний – включение акций Кернела в расчетную базу основного индекса польского фондового рынка WIG20 (биржевой индекс 20 крупнейших акционерных обществ, акции которых котируются на Варшавской фондовой бирже). Для отечественных компаний был введен специальный индекс WIG-Ukraine – пока единственный фондовый индекс вне Украины, в корзине которого исключительно компании из нашей страны. Другой аргумент в пользу размещения на Варшавской бирже – лояльное отношение к компаниям малой и средней капитализации и общая культурная «понятность» украинского бизнеса для польских инвесторов. 


На волне успеха первых размещений значительное количество украинских компаний осуществили IPO, к которым применялись сниженные требования ввиду общей лояльности польских инвесторов. К сожалению, количество не переросло в качество и большинство последующих размещений оказались неудачными для инвесторов, потери которых составили до 90% вложенных средств. Польские инвесторы обожглись на новых размещениях украинских компаний и разочарованы их результатами. Причины падения стоимости эмитентов в каждом конкретном случае разные, но почти у каждого украинского эмитента были проблемы с корпоративным управлением, что, по оценкам польских инвестиционных фондов, наиболее слабая сторона украинского бизнеса.

Лидеры и исключения

Наиболее стойкими к удешевлению оказались компании-голубые фишки. Однако и на их стоимости девальвация и конъюнктурные риски отразились довольно сильно. В частности, Кернел Андрея Веревского подешевела на 45%. Показав плохие финансовые результаты, а также неудовлетворительные показатели деятельности сегмента по выращиванию зерновых, стоимость акций стала падать. Тем временем менеджмент компании перманентно осуществляет выкуп акций агрохолдинга небольшими порциями, чтобы поддержать его капитализацию и впоследствии на акциях подзаработать. 

На 43% подешевели акции компании Westa. Основная причина – девальвация, а также геополитический фактор. Кроме того, у фирмы накопилось много долгов, погасить которые она не сумела. Аналогичная ситуация и с Sadovaya Group, которая привлекла деньги у ЕБРР, после этого – у OTP Bank. «Позже деньги у Sadovaya Group закончились, но у человека появился дом в Дубаях», – иронично отмечает генеральный директор SP Advisors Ник Пиацца. Акции Sadovaya Group не торгуются с мая 2014 г. из-за невыполнения требований биржи по публикации финансовых результатов.

37% стоимости потерял крупнейший производитель курятины в Украине Мироновский хлебопродукт Юрия Косюка. Винят в этом девальвацию, которая привела к $302 млн. чистого убытка по итогам 9 месяцев 2014 г., в частности, из-за переоценки стоимости активов, а также закрытия рынков стран Таможенного союза.

Яичный холдинг Овостар Юнион потерял 36% своей цены по состоянию на январь 2014 г. «15% продаж компании – в гривне, около 70% производственных затрат в долларе, а также отложение реализации инвестиционной программы вселило в инвесторов сомнения, и цена акции поползла вниз», – говорит И. Дзвинка. Однако положительным является тот факт, что долг украинского подразделения отнесен на материнскую компанию, что минимизирует убытки от курсовых разниц и переоценки активов в связи с девальвацией.

Злостный нарушитель графика погашения долгов Агротон подешевел лишь на треть. Однако этот показатель относителен, ведь в прошлом году после объявления дефолта холдинг подешевел на 80%. Основными рисками работы с данным предприятием сегодня является расположение большей части его земель в Луганской области. 

Угледобывающая Coal Energy подешевела на 34% после 90%-го падения в 2013 г. «Более чем двукратное снижение производства компании в начале 2014 г. из-за перепроизводства отразилось на операционных и финансовых показателях предприятия. После, из-за того что активы компании находятся в зоне боевых действий и шахты практически не работают, инвесторы просто перестали покупать бумаги, выжидая лучших времен», – резюмирует И. Дзвинка. 

Единственной публичной компанией, не потерявшей вопреки общерыночному тренду своей стоимости, является Агрокультура, акции которой выросли в цене на 32% с начала года. Поясняется этот феномен тем, что до конца года здесь действует программа выкупа акций мажоритарным собственником, что и не позволяет акциям дешеветь.

Смутные перспективы

В ожидании стабильности акции агрохолдингов очень чувствительно реагируют на любое политическое заявление, отмечают аналитики. Поэтому от детальных прогнозов и рекомендаций по ценовым параметрам бумаг инвестиционные аналитики стараются воздерживаться. «Если противостояние на востоке Украины удастся прекратить, интерес инвесторов к нашим компаниям должен возрасти», – полагает специалист департамента инвестиционного банкинга Pro Capital Investment Сергей Парпуланский. Только в этом случае стабилизируется экономическая ситуация, и курс национальной валюты может стать экономически обоснованным и прогнозируемым. 

Сейчас же эксперты и вовсе предпочитают не говорить о перспективах украинских эмитентов – станет ли легче, не знает никто. На фоне нынешней дестабилизации и потери доверия к украинским компаниям новых размещений в ближайшем будущем ожидать не стоит. Рисковать собственными средствами и бизнесом украинские бизнесмены научатся нескоро, ведь слишком велика цена, заплаченная их старшими публичными коллегами в течение нынешнего года.

Подкреплены опасения инвесторов еще и низкой культурой корпоративного управления. В частности, украинские компании зачастую не выполняют заключенных с инвесторами договоренностей. Это, безусловно, отнюдь не увеличивает интерес к украинским эмитентам не только польских, но и других иностранных инвесторов. Но, как уверяет вице-директор отдела развития бизнеса Варшавской фондовой биржи Роберт Квятковский, нарушения инвестиционных соглашений недобросовестными компаниями вовсе не закрывают путь для других компаний, желающих стать публичными. Однако внимание инвесторов к корпоративной культуре эмитентов теперь будет особо щепетильным. И в этом направлении нашим компаниям есть куда стремиться.

Рискнуть не рискнут

Александр Почкун, управляющий партнер аудиторской компании Baker Tilly в Украине


Большинство украинских публичных компаний котируются на Варшавской фондовой бирже. Но мнение о том, что эта биржа более привлекательна для эмитентов, не вполне соответствует действительности. Ведь количество размещений на лондонской и варшавской площадках примерно сопоставимы, да и инвесторы там практически одни и те же. 


Популярность Варшавской биржи стала расти несколько лет назад, когда появилась возможность инвестировать в ценные бумаги у польских пенсионных фондов. Если говорить о привлекательности и вероятности размещений украинских компаний на мировых фондовых площадках сейчас, то она фактически нулевая. Почему? Потому что инвесторы предпочитают другие виды инвестирования в эмитентов менее рисковых юрисдикций, нежели украинские ценные бумаги. 


В то время как множество украинских публичных компаний, например, Sadovaya Group, Агротон, здорово подпортили репутацию украинских эмитентов, вряд ли в ближайшее время кто-либо из новичков, планировавших размещение, рискнет выйти с предложением к инвесторам.

Залишити відповідь