Как НБУ маневрирует цифрами

Однако этим сообщением Нацбанк продолжает неутешительную традицию преподносить украинцам информацию, не совсем соответствующую реальному положению дел в экономике.
В частности, отмечается, что объем монетарной базы по состоянию на 27 ноября составляет 330,5 млрд грн и с начала года он вырос на 23,4 млрд грн, или на 7,6%.

Законы рынка работают по схеме, когда с увеличением предложения товара снижается его стоимость. Гривна – также товар, эти правила распространяются и на нее. Допустим, что позиция НБУ по увеличению объема монетарной базы в течение года приемлема, и объём увеличился только на 7,6%. Даже при таких условиях удешевление гривны к доллару должно составлять 8–10%, но не 100%, как это произошло в реальности.

Украина уже проходила через подобное в 90-е годы, когда непрерывный рост цен на все товарные позиции, обесценивание национальной денежной единицы были следствием непрерывной эмиссии, монетаризации за счет этого дефицита бюджета.

Чем, как не монетаризацией госбюджета можно назвать выкуп Нацбанком облигаций внутреннего государственного займа за 2014 году на общую сумму 139,9 млрд грн? Напомним, эти деньги правительству занимает НБУ и в объем монетарной базы указанные средства не включаются.
Официальная статистика НБУ относительно динамики роста монетарной базы свидетельствует: по состоянию на 01.10.14 монетарная база составляла 351,432 млрд грн, из них наличными – 288,970 млрд грн. По сравнению с началом года, эти показатели повысились соответственно на 44,3 млрд грн и 51,2  млрд грн.

А уже в начале ноября этого года получаем данные, что в течение октября общий объем монетарной базы уменьшился на 18,918 млрд грн – до 332,513 млрд грн, а объем наличных денег уменьшился лишь на 7,406 млрд грн и составил 281,564 млрд грн.

В таком случае как же быть с заверениями НБУ, что изъятие из оборота наличных происходит синхронно с изъятием безналичных гривен и эти процессы взаимосвязаны?

Уменьшение значения монетарной базы за счет безналичной гривны не означает уменьшения ее объема в реальном обращения и ситуация не исправится в ближайшее время, поскольку наполнение оборота необеспеченной гривней продолжалось в течение почти целого года и продолжает происходить. Например, только за последний месяц государство докапитализировало Сбербанк на 10 млрд грн, который через неделю выкупил облигации 5-ти железных дорог на 1 млрд грн. Сегодня НБУ нас успокаивает, что курс гривны к доллару "находится в поиске сбалансированного значения". Однако если бы все происходило так гладко, столь резкого роста курса гривны к доллару не произошло бы. Даже в условиях ограниченного предложения в иностранной валюте, спрос и предложение были бы паритетными и взвешенными.

Конечно, в качестве аргумента НБУ мог бы выдвинуть проблему оттока депозитов. Однако за год его объем в гривне составлял 45,5 млрд грн, что никак не могло поколебать стоимость национальной денежной единицы на 100%. Зато отток депозитов в иностранной валюте составлял около $8 млрд. «Благодаря» стабилизационным мерам НБУ, их выплачивали в гривневом эквиваленте по курсу НБУ, а это даже при среднем курсе 12 грн за доллар – около 100 млрд грн. Вот и реальный спрос, и объем гривны в обращении.

Чем НБУ обеспечивал ликвидность банков, то есть их возможность выплатить депозиты по требованию вкладчиков? За счет краткосрочного кредитования (рефинансирования), механизм которого подобен финансированию дефицита бюджета. Всего на конец октября 2014 года речь идет о 153 млрд грн.

Позиция НБУ объяснима: близится к завершению финансовый год и для того, чтобы все показатели деятельности Банка казались относительно приемлемыми для населения, объем реальной денежной базы уменьшается умышленно.

Однако это не повод маневрировать цифрами и понятиями, ведь, как говорится, «маленькая ложь рождает большое недоверие».

Залишити відповідь