В фокусе: регуляторная политика

продлили

Постановление правления НБУ №758 «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины».

Анна Бабич, партнер ЮФ Aequo

1 декабря 2014 г. было принято постановление правления НБУ №758 «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины». Данным постановлением Нацбанк еще на три месяца (до 3 марта 2015 г.) продлил ограничения по валютным операциям, установленные ранее Постановлением НБУ №540 от 29 августа 2014 г. «О введении дополнительных механизмов для стабилизации денежно-кредитного и валютного рынков Украины», утратившим силу 3 декабря 2014 г.

Соответственно на сегодня остаются в силе среди прочего следующие ограничения: запрет на досрочное погашение кредитов, полученных от нерезидентов Украины, и запрет на внесение изменений в кредитные договоры относительно сокращения сроков их погашения, обязательная продажа 75%-й валютной выручки. Среди ограничений, касающихся вопросов иностранного инвестирования, следует выделить запрет на вывод из Украины валюты, полученной в результате продажи иностранным инвестором корпоративных прав украинских предприятий либо ценных бумаг украинских эмитентов за пределами фондовой биржи, валюты, полученной в форме дивидендов, за исключением дивидендов, выплачиваемых по акциям акционерных обществ, вращающихся на фондовых биржах.

Таким образом, регулятор с помощью административных методов по-прежнему пытается компенсировать существенное сокращение иностранных инвестиций, отток иностранной валюты и ее катастрофический дефицит в Украине. Подобные ограничения не вселяют надежду, однако без пролонгации срока их действия коллапс банковской системы в краткосрочной перспективе был бы неизбежен.

напомнили

Решение Высшего хозяйственного суда Украины по делу №911/79/14

Александра Павленко, парт­нер Pavlenko Legal Group

Приятным сюрпризом для бизнеса стало недавнее решение Высшего хозяйственного суда Украины по делу №911/79/14. Суд отменил незаконные решения предыдущих инстанций, вынесенных против бизнеса. Так, прокуратуре напомнили, что, согласно Закону «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», решения Европейского суда по правам человека являются источником права и должны применяться в Украине наравне с внутренним законодательством. Также суд обратил внимание на большое количество международных норм, согласно которым никакое частное лицо не может быть лишено своего интереса или собственности. А в тех случаях, когда суды лишают частную компанию своей собственности или предоставленного государством материального интереса (лицензии, разрешения и т. д.) только на том основании, что выявленные нарушения касаются выполнения полномочий самим государством (например, нарушения разрешительного органа), такие судебные решения должны быть отменены. Высший хозяйственный суд обратил внимание прокуратуры на то, что нарушения со стороны публичного государственного органа (а не частной компании) не влекут за собой лишение прав частной компании. Такое поведение признается «непропорциональным вмешательством в мирное владение имуществом».

идентифицируют

25 ноября вступил в силу Закон №1701-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей», принятый 14 октября 2014 г. в рамках пакета антикоррупционных законов.

Леся Самарина, адвокат, руководитель Днепропетровского офиса ЮФ Ильяшев и Партнеры

Данным законом предусмотрены требования о предоставлении информации о конечных физических лицах, в том числе нерезидентах, имеющих существенную долю участия в активах предприятия, государственным регистраторам в момент его регистрации. Действующие предприятия обязаны предоставить такую информацию государственным регистраторам до 25.05.2015 г.

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей» вносит изменения в ряд нормативных актов:

  • в Хозяйственный кодекс дополнен ст. 641;
  • в Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей»;
  • в Кодекс об административных правонарушениях дополнен ч. 5 ст. 166 11 (штраф за непредоставление информации о выгодоприобретателе – от 5,1 до 8 тыс. грн.);
  • в Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» относительно идентификации клиента как субъекта первичного финансового мониторинга.

В результате при соблюдении норм «пакетного» закона, а также при условии ужесточения санкций за невыполнение установленных требований вполне реально вывести из тени и придать прозрачность корпоративной структуре предприятий в рамках тотальной борьбы с коррупцией.

Залишити відповідь