Турист как цель и средство к существованию

«Несмотря на сложные времена, переживаемые Украиной, за девять месяцев текущего года страну посетили более 10 млн. иностранных граждан», – проинформировали в Гостуризмкурорте. За тот же период более 17 млн. украинских граждан совершили путешествия за пределы страны (за девять месяцев прошлого года – 17,9 млн.), то есть рынок упал незначительно. Поэтому туристическая сфера в Украине продолжает развиваться. По данным Гостуризмкурорта, в 2014 г. лицензию на туроператорскую деятельность получили более 200 субъектов хозяйствования.

Согласно Закону «О туризме», организационными формами туризма являются международный (въездной и выездной) и внутренний туризм. Современному предпринимателю стоит рассчитывать именно на путешествия украинцев в пределах страны. При любом экономическом раскладе есть и будут желающие отдохнуть на природе за городом, провести выходные или праздники в новом месте, познакомиться с местными традициями и кухней. А значит туристический бизнес найдет своих клиентов и сейчас, но будет успешным при правильном выборе ниши и маркетинге.

Карпатские ниши

Предприниматель, желающий начать туристический бизнес, в первую очередь обращает внимание на карпатский регион, зная, что сюда переместился поток туристов из аннексированного Крыма. «Желающих поехать в Карпаты за последний год стало меньше, но не намного. Прошедшее лето было более-менее удачным, особенно июль-август», – отмечает Василий Кобылюк, директор туристско-информационного центра «Верховина».
На рынке недвижимости достаточно много заманчивых предложений приобрести мини-отели в Карпатах, при этом уже работающие, с развитой инфраструктурой, и главное – по невысоким (по меркам Киева) ценам – от $260 тыс.

Однако Василий Кобылюк, зная ситуацию изнутри, делать этого не рекомендует: «Мини-отели продают из-за их нерентабельности, поскольку восемь, а то и девять месяцев в году они простаивают. Желающих продать много, а тех, кто хотел бы купить, вообще нет». По данным эксперта, за последние годы база жилья для приема туристов в Карпатах почти удвоилась, поэтому уже несколько лет предложение намного превышает спрос.

В сегодняшней ситуации эксперт советует покупать там только небольшие коттеджи, причем искать предложения по себестоимости строительства – за $20-30 тыс.

Василий Кобылюк подсказывает пред­прини­ма­телям свободные ниши для бизнеса в Карпатах: «Не хватает квалифицированных гидов и экскурсоводов, недостаточно пунктов питания высокого уровня, есть большая нехватка закрытых бассейнов, велопрокатов, термальных чанов, пунктов туристической информации». Зато пунктов проката лыжного инвентаря более чем достаточно, учитывая то, что подходящих для катания склонов немного.

Крупным инвесторам стоит обратить внимание на то, что в Карпатах мало качественных горнолыжных трасс, около которых и концентрируются туристы.

Бизнес на селе

Эксперты обращают внимание, что для туристического бизнеса в Украине существует широчайшая ниша, где спрос пока значительно превышает предложение, а инвестиции в начало бизнеса минимальны, и это – украинское село.

«Современный турист – преимущественно городской житель, который не только хочет отдохнуть от городской суеты, вкусно поесть, активно провести время, но и насладиться местными традициями гостеприимства, ему интересны достопримечательности, ремесла-промыслы, обряды. И здесь работы непочатый край, потому что все это украинское богатство еще не раскручено. Именно сейчас нужно развиваться в направлении сельского «зеленого» туризма, поскольку уже и на государственном уровне поднимаются (хоть и медленно) эти вопросы», – рассказывает Елена-Олимпиада Щербань, владелица салона-усадьбы «Лялина Світлиця» (пос. Опошня, Полтавщина). По мнению эксперта, на сегодня в Украине, в частности, в центральном и северном регионах, сложились чрезвычайно благоприятные условия для данного вида туризма.
Суть «зеленого» (сельского или агро-, этнотуризма) в том, что туристы некоторое время ведут сельский образ жизни в селе, на ферме или хуторе, среди природы. Знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях. Такой туризм очень популярен в США и странах Западной Европы. В Украине же, где конкуренции между «зелеными участками» практически нет, он только начинает развиваться. «Конкуренции бояться пока не нужно, хотя в ближайшие годы, по моему мнению, ситуация существенно изменится», – уверена Елена-Олимпиада Щербань.

Выбор локации

Каждый регион Украины (на данный момент, кроме восточной части, где проводится АТО) может быть привлекателен для туристов при старании владельца усадьбы.

Леса и озера Киевщины, Черниговщины привлекают охотников и рыболовов, грибников и просто горожан, желающих отдохнуть на природе. «Спрос очень большой, летом часто приходится отказывать, особенно на выходные, – делится Сергей Карпачев, владелец мини-отеля «Андреевские озера» (с. Андреевка Черниговского района).

Центральная Украина (Полтавская, Черкасская, Винницкая области) – сердце народных традиций, край, богатый историей и достопримечательностями, которые могут быть интересны туристам. Елена-Олимпиада Щербань подчеркивает, что в регионе будет успешен «зеленый» туризм в форме этно: усадеб, кухни, отдыха. То есть необходимо выделяться среди кафе, ресторанов, загородних комплексов этнофишками.

Зеленые усадьбы южной Украины (Запорожская, Херсонская, Николаевская области), кроме морского побережья, целебного климата в летний период, могут в любое время года принимать поклонников казачества, Скифии. Помимо украинских народных, здесь создаются усадьбы с болгарским, татарским этноуклоном.

Практически везде есть доступные достопримечательности, куда можно совершать экскурсии.

Начало дела

(кликните, чтобы просмотреть >>)

Для начала «зеленого» бизнеса достаточно иметь дом в живописном селе или пригороде и желание принимать гостей (если вы сами готовы работать в туризме) либо надежного партнера из местных крестьян (при безработице в селе найти такую семью несложно).

Никаких лицензий и сертификатов не требуется. С точки зрения налогообложения выгодно быть частным предпринимателем на едином налоге. Оформлять семью предпринимателями нет необходимости.

Сергей Карпачев рассказывает, что начинал принимать туристов в обычной сельской хате практически без вложения средств, трудились всей семьей – и бизнес пошел успешно.

Но территорию с самого начала нужно облагородить, отгородить домашних животных, убрать сорняки, прочистить дорожки. Туристы могут терпеть отсутствие удобств лишь при обилии развлечений, поэтому очень важно продумать их ассортимент заранее, причем круглый год. В «Андреевских озерах» туристов привлекает не только рыбалка (хотя летом 12 беседок на берегу озера, куда можно заезжать машинами, переполнены). Так, весной и летом хозяин предлагает прогулки в лесу, пешеходные и на велосипеде (для этого проложены веломаршруты и расчищены велодорожки), экскурсии, осенью – сбор грибов и охоту, зимой – катанье на лыжах, санях, игру в хоккей (для этого на озере оборудуется каток). Баня, мангалы – само собой.

Если вы рассчитываете на городских туристов, которые будут приезжать на уикенд, есть смысл вложиться в инфраструктуру. «После постройки мини-отеля со всеми удобствами, кондиционерами, ортопедическими матрасами, телевидением, интернетом в прошлом году клиентов стало раз в пять больше, а количество ночевок выросло раз в 20, – делится Сергей Карпачев. – Горожане предпочитают комфорт даже на природе и требуют разнообразия».

Развитие бизнеса

Опытные предприниматели говорят, что нужно быть готовым преодолевать такие сложности, как отсутствие опыта, зависть соседей, отсутствие партнеров, незнание правового поля, которое, кстати, защищает владельца зеленой сельской усадьбы (поэтому нужно изучить и иметь при себе Закон «О личном крестьянском хозяйстве»).

Эксперты говорят, что для раскрутки «зеленой усадьбы» в Украине нужно два-три года. Чем активнее и креативнее работать в туризме – тем больше будет гостей и успешнее бизнес.
«Туристам среднего возраста нравится, когда можно подоить корову и пить парное молоко, сходить на экскурсию на пасеку и самим качать мед, отправиться на экскурсию, чтобы собирать для себя лекарственные растения, и послушать лекцию об их свойствах», – рассказывает Сергей Карпачов.

Люди интересуются народными ремеслами, по­этому предприниматели создают гончарные мастерские, кузницы, проводят мастер-классы по гончарному искусству, лозоплетению, созданию народной игрушки, вышивке и др.

В Киеве давно и успешно работает оригинальный центр народоведения «Мамаева Слобода», где не только можно совершить экскурсию в аутентичные церковь, мельницу, хаты, изучить народные ремесла, поесть в шинке, но и принять участие в украинских обрядах: вечерницах, гаданиях, а также провести театрализованные праздники в народном стиле. Такие же этнографические фишки можно предлагать в любом регионе Украины, пригласив этнографов, актеров.

Еще одно направление бизнеса хозяев «зеленых усадеб» – проведение конференций и семинаров. Для этого оборудуется конференц-зал. Без рекламы, конечно, не обойтись. Бюджетный вариант – размещение объявлений в интернете и ведение страниц в социальных сетях. Стоит воспользоваться возможностью бесплатно дать информацию о себе на официальных городских туристических сайтах, попасть в информационные буклеты городских и областных администраций.

В маркетинге сельского туризма важно создавать бренд, придумать свое название и стиль, фишки, а не быть просто «ФОП Петренко», надо отличаться от других, заявлять о себе – тогда туристы к вам потянутся.

Турагентство с нуля

Заработать на туристах можно также, став посредником по продаже туруслуг.

Существует модель туристического бизнеса, когда владелец (он же гид и организатор) собирает группы желающих путешествовать с ним в определенные страны или на события. Однако это скорее стиль жизни, а не бизнес.

Создать традиционное тур­агентство – дело очень рискованное на рынке, перенасыщенном предложениями. Если есть решение всерьез заняться бизнесом, но нет опыта, то имеет смысл приобрести франшизу успешного, уже раскрученного на рынке бренда. Так предприниматель получит их опыт, поддержку в создании офиса, обучении персонала и организации работы. Новичку же будет оказана помощь в маркетинге и рекламе, а также в бухучете операций.

Франчайзи может рассчитывать на повышенную комиссию (например, у турагентства Поехали с нами чистая комиссия от проданных туров составляет от 10 до 14%), бесплатные рекламные и директорские туры, бонусные программы от ведущих туроператоров. Однако есть одно но: далеко не все франчайзеры работают с новичками (так, вы не можете стать Сетью агентств горящих путевок или TEZ Tour).

«В среднем сумма начальных вложений в открытие турагентства колеблется от 70-100 тыс. грн. Период окупаемости вложенных инвестиций составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от того, в какое время года открывается офис, – рассказывает Сергей Гировец, руководитель франчайзингового направления сети туристических агентств Поехали с нами. С этой сети первоначальный взнос колеблется от 20 до 35 тыс. грн. в зависимости от города. Фиксированных роялти в этой компании нет, но у многих других есть, стоит уточнять этот момент.

Потребуется помещение под офис площадью от 20 кв. м (достаточно иметь договор аренды) и персонал из трех человек, включая руководителя.

Залишити відповідь