Фотография в цифрах

В 2010 г. фотография австралийца Питера Лика была продана на аукционе за рекордную сумму – $1 млн. На снимке под названием «Один» запечатлена река, а в ней – отражения осенних деревьев. На первый взгляд даже сложно определить, снимок это или картина кого-то из знаменитых импрессионистов. Фото сделано в американском штате Нью-Гэмпшир на реке Андроскоггин. Сегодня Питер Лик – один из наиболее известных ландшафтных фотографов мира. Благодаря его успехам и усилиям прочих энтузиастов интерес к ландшафтной фотографии практически не остывает ни у инвесторов и коллекционеров, ни у тех, кто просто хочет окружить себя завораживающими пейзажами.

Ландшафтные фото – не только по­­трясающие снимки дальних уголков нашей планеты, но и стиль жизни смельчаков с фотоаппаратами. Чем можно измерить стоимость одной такой фотографии: затратами на экспедицию, временем ожидания, цифрами высот подъема по непроходимым маршрутам? Или зарядом эмоций, который дарят эти снимки? Да и вообще, бизнес ли это? Об этом рассказывает Сергей Тумасов, фотграф-профессионал, отдавший значительную часть жизни столь удивительному занятию. Благо и повод весьма подходящий – около двух месяцев назад С. Тумасов открыл галерею собственных работ.

Зачем фотографу открывать собственную галерею

Фотографирую я более 40 лет. До кризиса 2008-2009 гг. это было всего лишь хобби. Но рынок недвижимости, в котором я работал, упал – и фотографирование стало профессиональным занятием. Тогда в какой-то момент остро встал вопрос о необходимости площадки. В чужих галереях выставляться непросто – у каждого собственника свое видение, и мои фотографии часто в него не вписывались. Честно говоря, я с удовольствием выставлялся бы у других, но еще не нашел того «своего» партнера. Собственно, поэтому и решил открыть галерею. Однако расчета на широкий поток клиентов у меня нет. С каждым потенциальным покупателем мы работаем отдельно, используя личный подход.

Мое занятие уже давно переросло простое хобби. Ведь что такое хобби? То, что ты делаешь в свободное от работы время. А значит – делаешь мимоходом. А в ландшафтной фотографии важен профессиональный подход. В каждом фото часы, дни, а иногда и недели работы: ожидание правильного удачного света, выбор точки для съемки и проч. К каждой съемке я готовлюсь минимум два-три месяца. Координаты места установки штатива камеры подбираю с точностью до пяти-шести метров с помощью Google Maps. Но все равно приходится ждать на локации света, благоприятной погоды или искать более удачный ракурс. Лишь когда природа посчитает, что ты достоин, – она откроет, проявит себя.

Конечно, мимоходом можно сделать одно удачное фото, но это будет случайность. А настоящие шедевры ландшафтной фотографии получаются при системном подходе у людей, умеющих ждать.

Прикинем бюджет

Этот бизнес требует постоянных вложений. Частная экспедиция – дорогостоящее удовольствие. И ездить необходимо минимум три-четыре раза в год. Средняя стоимость – около $10 тыс., сюда входит перелет, питание и проживание без учета стоимости аппаратуры. Цена одного напечатанного фото большого формата в раме – от $1 тыс. Не знаю, насколько это дорого по нынешним временам.

Я использую понятие «хороший бизнес» – ведь в своем деле ты никого не обманываешь. Из каждой экспедиции стоимостью $10 тыс. ты привозишь две-три фотографии. Да, во время сессии делаешь около 5 тыс. снимков, но выбрать можно лишь пару идеальных. Когда удается привезти за раз восемь-десять фотографий, то это просто успех. Но ведь это только половина дела. Впереди – печать и колоссальные маркетинговые усилия, чтобы продать фото.

Каждую горизонтальную фотокартину я изготавливаю в количестве 181 экземпляра (малого формата – 100 штук, далее по мере увеличения размера на 30 см – 50, 20, 10 и только одно фото делается в формате три метра на метр). Работаю я с минимальными тиражами, а вот Питер Лик печатает около тысячи копий каждой своей удачной фотографии. Другой австралиец – Кеннет Дункен – печатает от трехсот до двух тысяч копий. Собственно, у меня тоже есть неограниченные серии, но стоят они дешево.

О поиске единомышленников и инвестициях

Несмотря на то, что я открыл галерею, все равно нахожусь в постоянном поиске финансового партнера. Скажу честно, мечтаю, чтобы кто-то продавал мои работы, а я только фотографировал. Хочу делать то, что больше всего нравится. Думаю, так и должен быть построен идеальный бизнес. Есть галерист, занимающийся продажей, и есть человек, создающий продукт. Когда я сам работаю как галерист, то сильно проигрываю в профессиональном плане. Здесь снова можно привести в пример Питера Лика, который нашел себе такого партнера. В единой связке они продают фотографий на $60 млн. в год. Прекрасный бизнес, который финансово очень выгоден.

Собственно, большинство фотогра­фов-пейзажистов не позиционируют свое занятие как искусство. Это все-таки бизнес. А фотокартины служат скорее декором, украшением, а не предметом для инвестиций. Если сегодня фото стоит $1 тыс., то и через десять лет оно будет стоить столько же, но разве что с учетом инфляции. Вырастут в цене лишь уникальные фотографии, напечатанные в одном экземпляре (например, «Один»). Даже у грандов ландшафтной фотографии на вторичном рынке цены растут максимум в полтора-два раза. Рост в десять раз? Нет. В двадцать? Тем более.

На таком фото вряд ли удастся сколотить себе состояние, а вот украсить дом или офис, пропитать помещение энергией далеких земель – вполне возможно. Это ландшафтная фотография делает с большим успехом.

Залишити відповідь