Как заработать на краудфандинге

Секреты привлечения денег через механизм краудфандинга

Краудфандинг — это подъем денег на те или иные проекты за счет конечного потребителя, того, кто считает, что ему эти проекты нужны. Это достаточно новое явление не только на российском или постсоветском рынках, но и в мировой практике. Флагманским проектом блогинга стал «Живой Журнал», созданный в 1999 году, а флагман краудфандинга — созданная в 2009 году интернет-платформа Kickstarter. Таким образом, главному проекту в данной отрасли всего пять лет, но темпы его роста составляют 235-250% в год. Следует отметить, что такие высокие проценты бывают лишь на ранней стадии развития, а значит краудфандинг сейчас еще в самом начале пути.

Почему это актуально? Как в России, так и в Украине сегодня заканчиваются средства, до сих пор питавшие стартапы. Во-первых, обесценивается нацио­­нальная валюта, во-вторых, в связи с нестабильностью уходят инвесторы. Те, кто ранее вкладывал свои деньги в локальные проекты (местные и иностранные инвесторы), сейчас хотят их обезопасить. Соответственно денег, на которые жили успешные проекты, становится все меньше, ведь они зависят от общего состояния экономики, а оно сегодня отнюдь не блестящее.

Типы краудфандинга

Краудфандинг — это источник финансирования, который никуда и никогда не денется, потому что crowd (от англ. — «народ», «толпа») есть везде. Самый нищий, бедный, обездоленный и разоренный любым кризисом в стране народ всегда останется народом. Именно поэтому краудфандинг бессмертен. До тех пор, пока интернет не закроют целиком, интернет-бизнес будет существовать. Но уже сейчас нужно привыкать, что финансирование этого бизнеса по привычным схемам будет все реже. Ситуация, когда какой-то очень богатый человек дал, сколько не жалко, постепенно отойдет в прошлое. Богатых людей будет становиться все меньше, денег у них в кармане тоже, соответственно и желание инвестировать по месту жительства уменьшится, а бегство капитала вырастет.

А что же краудфандинг? Думаю, каждый из нас может привести несколько примеров того, как люди, вышедшие на публику с предложением профинансировать их проект, добились успеха. И с каждым годом таких примеров будет все больше. Ясно, что на Западе краудфандинг сегодня более развит, чем у нас, но наверстывать и догонять не так уж и сложно.
Давайте разберемся, какие еще типы краудфандинга существуют, кроме того, когда люди собирают средства на некий проект.

Первый тип — краудлендинг. Это такая обезличенная платформа (или не очень обезличенная), на которой одни люди, имеющие лишние деньги, одалживают их, а другие — занимают. Это своего рода биржа займов — взаимных и личных.

Другой интересный тип краудфандинга называется краудинвестинг — механизм, дающий возможность привлекать в свой бизнес инвестиции «от народа», но лишь в том случае, если это позволяет национальное законодательство. Если вы, например, попробуете заниматься краудинвестингом в России, Украине или других странах с неразвитым законодательством, то, естественно, это — уголовное преступление, потому что способ эмиссии акций описан в законах о ценных бумагах: вы не можете продавать их неизвестно кому, да еще и онлайн, пока не будут приняты соответствующие правила. В США такой закон называется Jobs act. Сейчас приняты две его части из трех, необходимых для того, чтобы краудинвестинг заработал. Таким образом, даже по законам Соединенных Штатов нельзя нормально привлекать средства механизмом краудинвестинга.

Но есть такие страны (Фин­ляндия, Франция, Австралия), где законодательство уже много лет позволяет краудинвестинг, и он там хорошо развит. Большие краудинвестинговые корпорации привлекли стартовый капитал в свои акции через краудфандинг. Как это будет работать в Америке, посмотрим после принятия третьей части закона.

Модели привлечения денег через краудфандинг

Принципиальных моделей привлечения денег через краудфандинг две. Первая — это модель без посредников, то есть существует вы и ваш сайт. У сайта, блога или сообщества имеется определенный набор пользователей, каким-то образом к вам относящихся. Вот вы выходите и говорите: «Уважаемые друзья, вот мой банковский счет, PayPal (или чем вы пользуетесь?), пожалуйста, принесите такое-то количество денег». И люди несут вам эти деньги. На сегодняшний день есть два самых успешных российских проекта, состоявшихся именно благодаря краудфандингу с использованием своей площадки. Первый — компания Алексея Навального в борьбе за пост мэра Москвы. С помощью краудфандинга он привлек через свой сайт 104 млн. руб. за полтора месяца. Другой пример — мой благотворительный фонд «Помоги.org», привлекший в общей сложности больше $10 млн., не используя никаких посреднических краудфандинговых схем, обращаясь к людям напрямую через мой «Живой Журнал».

На Западе же считают, что основная точка краудфандинга — это не сайты тех, кто собирает на свои проекты, а некие посреднические площадки. И когда люди произносят «краудфандинг», то в первую очередь подразумевают Kickstarter или его разнообразные аналоги, например, Indiegogo. Посреднические площадки сегодня собирают львиную долю денег, проходящих по краудфандинговым схемам. А в России пока основные успехи у индивидов, пользующихся личным доверием людей.

Приведу довольно яркую статистику. В 2013 году две крупнейшие российские посреднические площадки — «Планета.ру» и Boomstarter — привлекли вместе 60 млн. руб., 35 и 25 млн. соответственно, то есть в три раза меньше, чем мы с Навальным за тот же период. Для России важно прямое доверие, диалог. А вот на Западе, где аудитория проектов значительно выше, разумеется, выше и обезличенность краудфандинга. Поэтому и встречи между теми, кто дает и кто получает, происходят на сторонних площадках.

Данные площадки типологически делятся на два вида в зависимости от рода сбора средств. Называется это TPS — «гарантия порога» (принцип «все или ничего»). Эта концепция придумана проектом Kickstarter, а на российском рынке она воплощена проектом Boomstarter. Ее суть заключается в том, что если проект не набирает всю сумму, которую он заявил, то не получает ничего. А у людей, пожертвовавших на него, эти деньги просто не списываются со счетов (банковской карточки или платежного инструмента на сайте). Порог означает «пан или пропал».

Другие же платформы, в том числе и «Планета.ру», устроены иначе. У индивидуальных просителей, естественно, нет никакого TPS. Я же не буду бегать за всеми «инвесторами» и возвращать им деньги, если мне их не хватило на задуманный проект. Поэтому, например, российская «Планета.ру» хоть изначально и создавалась с оглядкой на мировые образцы, но в более «мягкой» форме: ты получаешь все свои деньги, если собрал более 50% от того, что просил, безусловно, за вычетом комиссии площадки.

Кейсы успешного краудфандинга

На Kickstarter есть весьма интересная статистика, с помощью которой администрация этой платформы защищает свою жесткую формулу «все или ничего». Три четверти проектов, собравших хотя бы пятую часть от заявленной суммы, в итоге финансировались в полном объеме. Таким образом, в 80% подобных случаев люди спонсировали проекты в обход краудфандинговой платформы. На мой взгляд, это очень важная цифра. А проекты, собравшие на Kickstarter 60% от требующейся суммы, финансируются полностью в 98% случаев. В результате проекты в подавляющем своем большинстве собирают необходимое финансирование благодаря тому, что присутствовали именно на этой платформе и что пользователи Kickstarter (а мы говорим о миллионах человек) их увидели. Люди, давшие 60% денег через посредника, когда узнавали, что проект ушел ни с чем, а средства вернулись к ним обратно, сами поддерживали его уже напрямую. И это уже инвестиции, а не краудфандинг. Поэтому довольно молодая тема краудфандинга интересует сегодня не только людей, берущих средства у своего конечного потребителя, но и тех, кто берет их у крупных корпораций. Благодаря выходу на краудфандинговую платформу они получают некую фокус-группу, на которой могут проверить степень заинтересованности аудитории в продукте, предлагаемом ими. А потому краудфандинг рассматривается многими не как решение проблемы финансирования, а скорее как рекламно-тестовый инструмент. Вот, например, у производителей гаджетов основной способ отблагодарить жертвователей — предзаказ.

Главный лот, как правило, собирающий в десять, а то и в 100 раз больше, чем просили, — это гаджет. Рекордсмен в истории краудфандинга — Pebble Smart Watch. «Камешки» заявили сумму в $100 тыс., чтобы произвести часы-компьютер, а собрали $2 млн. На сегодня это самая большая сумма, скопленная с помощью интернет-платформы Kickstarter.

Людям просто приглянулся лот. Им сказали, что этот Pebble будет стоять $150, но сейчас они могут купить его за $100. Именно из этих заказов и вышла сумма в $2 млн. Больше взносов — больше произведенной продукции. Вопрос масштабирования не возникает, проблема лишь в том, как удешевить продукт.

Я думаю, что у половины из нас есть какой-то шагомер, возможно, от Nike или из его налогов. Это просто монитор, показывающий, какое расстояние человек прошел за день. Nike устанавливает такие устройства на свои кроссовки. Сегодня их миллионы, и созданы они для людей, заботящихся о своем здоровье. Полгода назад мне подарили подобный шагомер, и я ношу его, не снимая. Профинансирован он полностью краудфандингом по схеме предзаказов. Создатели проекта просили $100 тыс., а получили $800 тыс. Именно над этим проектом работает теперь человек по имени Джон Скалли. Тот самый Джон Скалли, которого Стив Джобс сманил словами: «Хочешь ли ты изменить мир или так и будешь всю жизнь торговать подсахаренной водой?». Скалли пришел в Apple в 1983 году, а в 1984-м выгнал оттуда самого Джобса. А сегодня он производит гаджеты на деньги краудфандинга. Не потому, что у него нет своих $800 тыс., что он бывший президент PepsiCo и человек, уволивший самого Джобса, но не знает, где взять такие деньги, а потому, что это правильный механизм опробования новой платформы.

Сегодня важно, чтобы правительства приняли ряд законов, которые разрешат краудфандингу случиться. Он существует де-факто, важно полностью легализовать его де-юре. Следует узаконить и нормативно упорядочить краудлендинг и краудинвестинг. Это очень важные и полезные вещи в масштабах экономики страны. Принять такие законы ничего не стоит. Все, что следует написать: краудфандинг разрешен и не преследуется в уголовном порядке. Пока это не написано, вы, естественно, всю жизнь ждете стука в дверь, потому что привлекли деньги через сайт. А в Украине, например, нет закона, разрешающего это делать. Такое положение вещей следует изменить!

И последнее, важно понять, чем краудфандинг отличается от другого распространенного термина — «краудсорсинга». По сути ничем. Краудфандинг — это когда человек помогает деньгами, а крауд­сорсинг — когда он подставляет плечо нематериального ресурса. Принципиально речь идет об одном и том же. Если вы думаете, что что-то должно произойти, и будет очень хорошо, если это случится, тогда либо подставляете плечо, либо открываете кошелек, и это случается.

«Измени одну жизнь»

Есть один замечательный фонд под названием Changeonelife, занимающийся усыновлением. Сотрудники фонда придумали гениальную вещь. Они заходят в сиротские приюты, детские дома и снимают видеоанкеты детей, после чего выкладывают их на сайте. Фонд договорился с различными компаниями, такими как Google, Mail.ru, о том, чтобы они предоставляли свои платформы для данных видеоанкет. И это дало потрясающие результаты.

Год назад Changeonelife позвал меня попечителем. Надо сказать, что сегодня в фонде несколько тысяч анкет. Спустя 11 месяцев нашего сотрудничества было 1,3 тыс. усыновлений. А ведь это проблемные возрастные дети, которых в обычных условиях никто не захотел бы. Но кто же будет снимать младенца в колыбели? Снимают тех, кто может говорить на камеру. Сейчас в России более 100 тыс. таких нераспределенных детей. Практика показала, что благодаря нескольким тысячам видео можно найти дом для более чем тысячи детей. И все эти сюжеты фонд снял на свои деньги.

Хорошая новость состоит в том, что Changeonelife пришел в Украину. Создатели и руководство фонда нуждаются в технологических партнерах этой инициативы. Деньги не нужны. Необходимы только те, кто подставит плечо, поможет распространять анкеты, поставит их на свою платформу, в том числе и мобильную. Вот это — пример не краудфандинга, а краудсорсинга, на глубинном уровне ничем не отличающиеся.

“Фотография может ошибаться” – короткометражный фильм о Саше из Тверской области в рамках проекта “Фильмы, которые меняют жизни”.

Залишити відповідь