Команда мечты: краткое руководство по созданию и применению

Как создать команду мечты?

Здравый смысл подсказывает, что в любом деле прежде всего нужно разобраться с терминами. Если это получится, то с остальным будет проще. Начнем с определения. Для меня команда мечты — это относительно небольшая группа людей, собранных вместе руководителем ради достижения поставленной им амбициозной цели и способных успешно справляться с выполнением ряда сложных задач, преодолевать возникающие трудности и получать при этом удовольствие как от выполняемой работы, так и от ежедневного взаимодействия друг с другом.

Внимательно перечитаем определение еще раз: в нем нет лишних слов. Попробуем разобрать его на ключевые элементы.

Ключевые элементы команды мечты

1. «Относительно небольшая группа» — из двух-семи человек

В больших коллективах создать позитивную и вдохновляющую атмосферу становится затруднительно из-за особенностей природы человека. С увеличением размера команды свыше семи человек напряженные отношения между ее членами обнаруживаются почти так же гарантированно, как и в компании из 60 и более сотрудников наверняка найдутся минимум двое, у которых совпадают дни рождения.

Команду мечты, скажем, из 11 человек даже гениальному руководителю удается собрать крайне редко — не чаще одного раза в десять лет. У Валерия Лобановского, например, это получилось в 1975, 1986 и 1997-1999 годах.

История знает немало примеров эффективных команд из двух человек, например, Стив Джобс и Стивен Возняк, Билл Гейтс и Пол Аллен, Сергей Брин и Ларри Пейдж.

2. «Собраны вместе руководителем» — принципиальный момент

Команда мечты не может самоорганизоваться, вернее, может, но вероятность этого крайне мала. Жизнь на нашей планете когда-то давным-давно тоже зародилась самостоятельно, однако у органических молекул, если верить ученым, ушли миллионы лет на то, чтобы сложиться в первую молекулу ДНК.

Руководитель может быть чего угодно: проекта, бизнеса, церковного хора или футбольной команды, но без него не обойтись. Он — главный герой сюжета под названием «команда мечты».

При этом ни собственные HR-специалисты, ни внешние рекрутеры не могут разделить с руководителем бремя ответственности за создание команды, то есть они, разумеется, могут и должны помочь ему с кандидатами, но не более того.

Решение о найме принимается единолично руководителем, за результаты работы и рабочее поведение нового сотрудника отвечает тоже он.

3. «Амбициозные» — это о тех BHG (big hairy goals) — больших волосатых целях

Команда мечты состоит из сотрудников, уже добившихся успеха, которых «просто еще одна работа за деньги» чаще всего не вдохновляет. Собрать команду мечты для покраски забора или рытья канавы не получится.
Желательно взяться за что-то большое (страна, а лучше — мир) или новое (первое в стране или еще лучше — в мире) или — идеально, за большое и новое сразу. Если у вас есть такая цель, вы уже полдела сделали. Люди сами пойдут за вами.

4. «Успешные» — скользкая и подчас субъективная категория, определение которой зависит от ситуации

В большинстве случаев подойдет «с требуемыми параметрами качества, в рамках конкретного бюджета и в заранее оговоренные сроки».

5. «Сложные» — это о задачах, требующих от занимающихся их решением высокой профессиональной квалификации

Собирать бутылки или, если современнее, постить за деньги одни и те же комментарии на форумах и в соцсетях может кто угодно.

Для подготовки отчетности к аудиту и, возможно, к будущему IPO, вам будет нужна команда из опытных IFRS-профессионалов. И Лигу чемпионов вам с командой любителей тоже никогда не выиграть. По правде сказать, вы с ними в нее просто не попадете.

Перед переходом к пункту 6 особо подчеркну: для меня понятие «настоящий профессионал» более емкое, чем это принято у широкой общественности, поскольку оно включает в себя не только глубокие профессиональные знания и большой опыт, но и необходимые личностные качества (например, характер).

Чтобы добиться успеха в любой деятельности, нужен характер. В частности, без него у вас не получится ежедневно вставать раньше на часок-другой, чтобы быстрее набрать те 10 тыс. часов практики, которые, как говорят, почти гарантируют успех в любой выбранной вами области деятельности.

Почему «почти гарантируют» вместо просто «гарантируют»? А вдруг у вашего соперника в финале окажется 11, 12 или все 15 тыс. часов тренировок против ваших 10?

6. «Возникающие препятствия» — это о том, чего заранее предусмотреть невозможно, но оно будет появляться неожиданно и неизбежно

Это будет мешать вашему проекту/бизнесу/церковному хору. Интересное следствие из непредсказуемости возникающих препятствий — невозможность разработать и применить должностные инструкции в отношении членов команды мечты. Наверное, именно поэтому я за все годы в бизнесе не видел сочетания «должностная инструкция» + «команда мечты».

7. «Удовольствие как собственно от выполняемой работы, так и от ежедневного взаимодействия друг с другом» — это как раз то, что вкупе с готовностью делать больше ожидаемого HR-специалисты называют вовлеченностью сотрудников

Для тех руководителей, которые верят в поговорку: что не могу измерить, тем не могу управлять, информация: в Украине измерить уровень вовлеченности сотрудников вашей компании не составляет труда.
Справка: в обычных компаниях уровень вовлеченности персонала составляет 50 плюс-минус 10%, а у команды мечты вовлеченность будет на уровне не менее 80% (а то и все 100%). И вот что странно: именно такие значения получаются год от года при проведении исследований вовлеченности сотрудников в компаниях лучших работодателей.

Как отбирать сотрудников в команду мечты

Об этом в печатных медиа, а особенно в интернете накопилось много мусора. Чего только не втирают несчастной публике на тему волшебного средства для легкого, быстрого и безболезненного создания команды: от психологических тестов и тренингов, на которых вас научат это делать, до систем оценки кандидатов и методик проведения стрессового интервью. Совсем недавно появился даже видеокурс «Построить команду мечты», предлагаемый по доступной цене на одном из российских сайтов. В нем, увы, нет ничего, кроме унылого пересказа самых обычных практик подбора персонала. Возможно, потому и недорого.

Чаще всего эти чудодейственные средства — полная ерунда. Объяснение простое: команду мечты создать нелегко; это длительный процесс, который будет сопровождаться получением болезненного опыта. Бонус: чем больше болезненного опыта, тем выше (по крайней мере теоретически) шансы создать команду мечты в следующий раз.

Из того, что мы применяем в практике подбора в Group DF, можно с оговорками отметить лишь один из скандинавских вариантов методики DISC как системы, неплохо описывающей профиль кандидата на основе используемого в ней коротенького опросника.

Как управлять командой мечты

Для управления командой мечты не подойдет менеджер, тут нужен лидер. В чем разница? Я уже высказывался в блоге на эту тему, придется прибегнуть к цитате.

«Менеджер умеет делать вещи правильно, а лидер — правильные вещи». Как делать вещи правильно, учат в хороших бизнес-школах. А вот где учат умению отличать правильные вещи от остальных?

Есть несколько гипотез

1. Лидер почти никогда не господствует над своими подчиненными, напротив, он некоторым и вполне парадоксальным образом служит им, заботится о них. «Слуга царю, отец солдатам». Менеджер, увы, далек от парадоксов, ему нужно выполнять план, к тому же текущей работы — ого-го сколько! Тут не до сантиментов, можно при случае и наорать на бестолочей.

2. Лидер отвечает за моральное состояние команды, ему без всяких должностных инструкций известно, что именно он должен вдохновлять и воодушевлять своих сотрудников. Менеджер, увы, в полном соответствии с рациональной наукой не готов управления отвечать за моральный дух сотрудников. Да и не учат этому даже в лучших бизнес-школах.

3. Лидер уважает в своих подчиненных личность и любит каждого из них, как собственных детей. Он их сам подбирал, а как же иначе! Менеджер же не всегда готов уважать и любить гражданина, волей обстоятельств занимающего подчиненную по отношению к нему должность, даже если формально он сам его принимал. Мало ли какой мусор подобрали кадровики…

4. Лидер понимает важность и силу идей и инноваций. Без них в сегодняшнем быстроменяющемся мире трудно, почти невозможно зажигать сердца. А менеджер не умеет ни искать новые идеи, ни придумывать свои. Потому что того, чего нет в должностной инструкции или не было преподано в бизнес-школе, не существует.

Итак, вывод: чтобы быть лидером, нужно отдавать работе со своей командой всю душу, а не ее кусочек. А если отсутствие оной абстрактной субстанции и не помешало конкретному Васе Пупкину окончить курс бизнес-школы и получить диплом менеджера (пусть и с отличием), то вкладывать в сотрудников теперь нечего — ни кусочка, ни целого. Как-то вдруг так вышло…

МАТЕРИАЛ ЖУРНАЛА СТРАТЕГИИ

Залишити відповідь