Топ-5 авиационных катастроф, к которым привели самоубийства пилотов

Действия 28-летнего пилота были похожи на самоубийство. Это далеко не первая катастрофа подобного масштаба. Мы подобрали самые резонансные случаи в истории.

Катастрофа A320 под Динь-ле-Беном

Авиационная катастрофа произошла во вторник, 24 марта 2015 года, между городами Динь-ле-Бен и Барселоннет (Франция). Самолёт Airbus A320-211 немецкой бюджетной авиакомпании Germanwings со 144 пассажирами и 6 членами экипажа на борту выполнял рейс 9525 из Барселоны в Дюссельдорф, когда спустя полчаса после вылета перешёл в быстрое снижение, а ещё через 10 минут врезался в горный склон в Прованских Альпах. При этом все, кто находился на борту, погибли.

24 марта на месте крушения был обнаружен один из «чёрных ящиков» лайнера, речевой самописец. Он был серьёзно поврежден, но остался в рабочем состоянии.

На пресс-конференции 26 марта французские следователи объявили, что второй пилот Андреас Любиц (нем. Andreas Lubitz) умышленно направил самолёт в сторону земли. В момент катастрофы КВС отутсвовал в кабине, а дверь в кабину была закрыта. КВС в кабине пилот стучал в закрытую дверь из салона, но безрезультатно. На записи слышны крики пассажиров, которые поняли, что самолет летит в землю, а также дыхание пилота. Он был жив и находился в сознании, но не реагировал на происходящее. Наиболее вероятная версия случившегося – пилот хотел свести счеты с жизнью таким образом.

Сегодня, 26 марта, генеральный директор Lufthansa, подразделению которой принадлежал разбившийся самолет, заявил, что пилоты проходят медицинский осмотр каждый год, но не проходят специальную психиатрическую экспертизу. Об этом написал твиттер Reuters.

Катастрофа Boeing 767 под Нантакетом

Авиакатастрофа случилась 31 октября 1999 года. Boeing 767-366ER авиакомпании EgyptAir, выполняя рейс MSR990 по маршруту Лос-Анджелес—Каир с промежуточной посадкой в Нью-Йорке, разбился в Атлантическом океане в 97 км южнее острова Нантакет (США). Все 217 человек, находившиеся на борту, погибли.

Хронология катастрофы

Рейс EgyptAir-990 вылетел из Нью-Йорского аэропорта им. Джона Кеннеди в 01:19 EST (06:19 UTC).

В 01:44 самолет занял высоту 4500 метров.

В 01:50 командир экипажа Ахмед Эль-Хабаши вышел в уборную, через 30 секунд второй пилот Гамил Эль-Батути прошептал: «Tawkalt ala Allah» («Я полагаюсь на Бога»).

Он произнес эту фразу семь раз. Еще через 3 секунды дроссели обоих двигателей самолета сократились до минимума, самолет клюнул носом вниз и начал пикировать. Вернувшийся в кабину КВС спросил второго пилота: «Что происходит? Что происходит?», но тот продолжал повторять: «Я полагаюсь на Бога».

Командир опять спросил второго пилота: «Что это такое? Что это? Ты что, отключил двигатели?».
Он быстро сел за штурвал и приказал Батути: «Тяни за мной». КВС начал набор высоты самолета, но второй пилот продолжал тянуть штурвал вниз.

В 01:52 EST рейс MSR990 рухнул в Атлантический океан в 97 километрах от острова Нантакет. За несколько секунд до того, как самолет упал в воду, у него оторвался левый двигатель. Все 217 человек погибли.

Катастрофа Boeing 737 под Палембангом  

Авиакатастрофа 19 декабря 1997 года. Boeing 737-36N авиакомпании SilkAir выполнял рейс MI 185 по маршруту Тангеранг—Сингапур, но, находясь на крейсерской высоте (10000 метров), по неустановленным причинам авиалайнер перевернулся, перешёл в практически вертикальное пикирование и упал в реку Музи в окрестностях Палембанга. Погибли 104 человека. Одна из ключевых версий причин катастрофы — самоубийство пилота.

Хронология катастрофы

В 15:37 по местному времени (08:37 UTC) рейс MI 185 взлетел с полосы №25R аэропорта Сукарно-Хатта в Тангеранге и взял курс к аэропорту Чанги в Сингапуре, полёт должен был занять всего 80 минут (1 час 20 минут) на высоте 35,000 футов (10668 метров).

В 15:47 самолет был на высоте 7500 метров и продолжал набирать высоту.

В 15:53 авиалайнер занял крейсерскую высоту: 10650 метров над уровнем моря.

В 16:05 прекратил работу речевой самописец (по версии следствия, он был отключен одним из членов экипажа. Предположительно командиром).

В 16:11:27 исправный самолёт неожиданно перевернулся на 180° и перешёл в практически вертикальное пикирование, преодолев менее чем за полминуты звуковой барьер (в 16:11:52 — 1200 км/ч). Из-за перегрузки, значительно превышающей предусмотренные для гражданских авиалайнеров, у самолета начал разрушаться хвост.

В 16:12:18 самолет Boeing 737-36N рейс SilkAir-185 упал в реку Музи недалеко от города Палембанг.

Следователи провели серию испытаний на авиационном тренажёре в попытке смоделировать поведение упавшего Boeing 737, совпадающее с показаниями радара.

В результате, наиболее точное повторение маршрута падения удалось добиться только при намеренном переводе самолёта в пикирование. На основании этого, и с учётом того, что бортовые самописцы скорее всего были отключены также вручную одним из членов экипажа, было выдвинуто предположение о преднамеренности катастрофы.

Проведённый психологический анализ личностей и жизненного уклада командира воздушного судна и второго пилота позволил следователям предположить, что виновником катастрофы мог быть КВС Цу Вай Минг, находившийся в долговой яме. Возможно, что именно он отключил бортовые самописцы, обманным поручением вынудил второго пилота покинуть кабину, после чего направил самолёт к земле. Однако достоверных подтверждений эта версия также не имеет.

Катастрофа E-190 в Бвабвате

Трагедия произошла 29 ноября 2013 года. Рейс 470 авиакомпании LAM Mozambique Airlines выполнял рейс из аэропорта Мапуто (столицы Мозамбика), базового аэропорта национальной авиакомпании LAM Mozambique Airlines, в аэропорт Луанды, столицы Анголы, рейс регулярный. На борту было 28 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли.

21 декабря Управление гражданской авиации Мозамбика провело пресс-конференцию, на которой было объявлено, что в результате данных, полученных с речевого и параметрического регистраторов (так называемых «черных ящиков»), установлено, что во время снижения и столкновения с землей самолета ERJ-190 авиакомпании LAM 29 ноября в кабине экипажа находился только капитан воздушного судна, а дверь в кабину была закрыта на замок. На записи слышен стук в дверь, но она оставалась закрытой. Автомат управления тягой двигателей и автопилот находились во включенном состоянии. В аудиозаписи слышны звуки и щелчки, которые характерны человеку, знакомому с работой систем самолета. Рычаги управления двигателями были переведены в положение «малый газ», системам управления самолетом было задано снижение с вертикальной скоростью 6000 футов в минуту (30 м/сек). Никаких действий на многочисленные предупреждения и сигналы тревоги не предпринималось.

По данным полиции Мозамбика, капитан судна имел в последнее время проблемы в браке, кроме того за год до авиакатастрофы погиб его сын.

Таран самолётом Ан-2 дома в Луганске

Авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 27 марта 1972 года в городе Луганск, ставшая результатом преднамеренного столкновения самолёта Ан-2 компании Аэрофлот с четырёхэтажным жилым зданием. Погиб 1 человек.

Хронология событий

Экипаж из 99-го (Ворошиловградского) лётного отряда должен был выполнять почтово-пассажирский рейс № 1633 по маршруту Луганск — Северодонецк — Сватово. Экипаж уже прошёл предполетный медицинский осмотр, медицинское освидетельствование, штурманскую и метеорологическую подготовки, когда узнал, что рейс отменили, так как посадочная площадка Сватово была непригодна.

Тогда командир (КВС) Тимофей Яковлевич Шовкунов сказал второму пилоту, что идёт завтракать, но вместо этого направился на стоянку самолётов, где у дежурного по стоянке взял ключи от самолёта, на котором стоял в наряде.

Однако после этого Шовкунов пошёл совсем к другому самолёту — борту 42621. Приняв его у авиатехника, пилот опробовал двигатель, после чего без второго пилота и не выходя на связь с диспетчером в 08:03 вырулил на старт и взлетел с аэродрома

Выполнив разворот, Шовкунов направился к городу в сторону 27-го квартала. Выполнив разворот на малой высоте, он направил авиалайнер на собственную квартиру — № 42 на третьем этаже четырёхэтажного кирпичного дома № 10.

Сам Тимофей Шовкунов погиб при ударе, в доме при этом никто не пострадал. При анализе крови пилота судебно-медицинская экспертиза алкоголя в ней не обнаружила.

Причиной катастрофы явилось самоубийство КВС Тимофея Шовкунова вследствие психопатической реакции на почве семейных неурядиц.

Залишити відповідь