Версия для печати
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Как украинские стартаперы атакуют рестораны

Как украинские стартаперы атакуют рестораны
02 апреля 2015

С помощью гаджетов и специальных приложений сегодня рестораторы имеют возможность не только управлять операционной деятельностью заведений, но и максимально оптимизировать время обслуживания клиентов и упрощать поиск любимых блюд даже за рубежом.

Технологическими новинками в современном мире уже давно никого не удивишь. Разнообразные мобильные приложения, электронные системы управления, виртуальные сервисы услуг используются практически во всех сферах деятельности. Исключением не стали и рестораны. Украинские рестораторы активно используют разработки отечественных стартаперов. Те же в свою очередь в большинстве случаев имеют целью опробовать механизм внутри Украины, чтобы впоследствии продать разработку за рубеж.

Управление в облаках

Вооружившись планшетом и специальным приложением к нему, сегодня рестораторы имеют возможность сократить издержки и тщательно контролировать расходы бизнеса. В помощь рестораторам тут пришел Александр Рыжков – один из основателей облачной системы автоматизации кафе и ресторанов Poster, повышающей эффективность работы заведения. «Poster помогает снизить издержки, связанные с воровством и пропажей товаров и ингредиентов, а также принимать более точные и правильные решения на основе подробной аналитики. Это повышает маржинальность бизнеса, одновременно снижая нагрузку на персонал и владельца заведения. У хозяина заведения и его работников с использованием системы появляется больше времени, чтобы сосредоточиться на продажах, а у владельца, чтобы масштабировать и развивать свой бизнес, а не погрязать в операционной деятельности. – говорит А. Рыжков. – Сейчас 80% наших клиентов из сегмента КаБаРе – это кафе, бары, рестораны. Есть франшизы – сети из 15-30 маленьких заведений. Есть несколько ресторанов на 150-200 посадочных мест. Кроме того, есть отели, салоны красоты, даже клиент, автоматизировавший бассейн». От европейских решений Poster отличается функционалом – система работает со всеми фискальными регистраторами, поддерживает калькуляцию и технологические карты. «Ни одно европейское или американское решение не имеет этого функцио­нала в связи с особенностями их рынка. Но в Украине это первое, о чем спрашивают рестораторы. Кроме того, у нас русскоговорящая техническая поддержка и более демократичная ценовая политика», – говорит А. Рыжков. В Украине разработчики Poster – единственные пока, кто печатает фискальные чеки с iPad или Android.

Чтобы подключиться к системе, достаточно иметь в кармане $250. Минимальная стоимость оборудования – $200 (нужен бывший в употреблении iPad, Android или ноутбук) и 475 грн. в месяц за Poster. Но обычно владельцы заведений покупают еще принтер, денежный ящик и подставку для iPad, в итоге выходит примерно $700. Стационарная система обычно обходится в $5-15 тыс. Экономия налицо. Особенно в кризис, к тому же если заведение только открывается. Косвенных конкурентов Poster довольно много, но они либо уже технологически и морально устарели, либо еще не вышли в облако. Из компаний в СНГ разработчики выделяют iiko, R-keeper, 1С, но они теряют позиции, оставаясь только в узких сегментах рынка. Из облачных решений на территории СНГ аналогов нет, но иначе дело обстоит с Европой и Америкой – на зарубежных рынках более сотни облачных решений, основные из них – Vend, Square, Revel, Ambur, Shopkeep, PosLavu.

Об инвестициях в проект Александр Рыжков говорит следующее: «В 2012 г. мы получили посевные инвестиции от компании 908.vc для реализации готового продукта и поиска первого клиента. Когда нам понадобились дополнительные вложения, чтобы ускорить разработку, стали искать инвестора. Но 2014 г. оказался не самым лучшим годом для этого, поэтому в итоге решили не тратить время на поиски. Я продал свое небольшое заведение и взял кредит в банке. В целом только личных средств за полтора года потратили $50 тыс.».

Рестораторы, использующие систему, довольны. Соучредитель кафе «Кифлык» Елена Бортник основными преимуществами системы называет простоту в использовании, экономические затраты на внедрение, понятность бэк- и фронт-офисов. «До окончательного утверждения системы Poster предоставляет 15 бесплатных дней для ознакомления», – делится она. В днепропетровском ресторане «Подворотня» выделяют такие преимущества системы, как компактность, эргономичность, мобильность. «Интуитивно понятный интерфейс, возможность удаленного доступа к информации, удобство решения любых аналитических задач, – вот далеко не полный перечень аргументов за использование данного приложения», – говорит владелец заведения Дмитрий Казанцев.

Не тратить время зря

В нынешних реалиях одним из наиболее важных критериев для клиентов заведений общественного питания является скорость обслуживания. Решая эту проблему, разработчики еще одного гаджет-приложения Settle нашли ответы на все интересующие их вопросы. Правда, для этого приложению пришлось здорово эволюционировать. Изначально разработчики проекта Анна Полищук и Стас Матвиенко создали систему, позволяющую оплачивать заказы в ресторанах с помощью телефона. «Но мы увидели, что для гостей заведений нет проблемы расплатиться с помощью наличных или карточки. С такими привычными способами оплаты сложно конкурировать. Зато у всех гостей есть проблема ожидания, пока заведение приготовит их заказ.

Наверняка вы не раз ждали, сидя за столиком, пока приготовят ваш любимый кофе или любимый салат», – рассказывает Стас Матвиенко. Сегодня Settle – это сервис мобильных предзаказов еды и столика в заведениях. Приложение Settle позволяет гостю забронировать столик и заказать любимую еду задолго до прихода в заведение. В результате гость приходит в заведение на все готовое и тратит время только на еду. О финансировании разработки Стас Матвиенко говорит: «На неделе мы обнародуем информацию о привлечении новых инвестиций от украинского венчурного фонда на разработку новой версии приложения для рынка США. Ранее в нашу команду уже вкладывали деньги бизнес-инкубатор Happy Farm, российские венчурные фонды Imperious Group и Life.SREDA».

Сейчас команда Settle в Киеве работает над новой версией приложения. «До конца марта мы планируем всей командой переехать в Сан-Франциско. Мы с Анной были в Сан-Франциско в феврале, общались с местными рестораторами. В результате 15 местных заведений согласились стать партнерами Settle и запустить у себя сервис предзаказов», – говорит С. Матвиенко. В США Settle опробует новую бизнес-модель: сервис будет работать в заведениях с завтраками и ланчами в деловых районах Сан-Франциско.



Интерес рестораторов к этой разработке пока довольно сдержанный, но это скорее особенности менталитета, чем бизнес-мотивация. Так уж повелось, что львиная доля посетителей ресторанов предпочитают светскую беседу за чашкой кофе в ожидании заказа. Несмотря на то что заведения подключаются к Settle совершенно бесплатно, количество готовых к нововведению заведений невелико. В Киеве предзаказы Settle уже используют 20 заведений, среди которых Семья ресторанов Димы Борисова (ресторан «Барсук», паб gastroRock, ресторан «Канапа», детское гастрокафе BabyRock, азиатский стейк-хаус «Oxota na Ovets», рыбные рестораны и бары Crab’s Burger, Fish&Chick’s), популярные заведения «Чашка», «Глинтвейня», «Теплица» и True Burger Bar. «Рестораторы охотно идут нам навстречу, потому что мы решаем реальную проблему ожидания для их гостей и помогаем самим заведениям обслуживать гостей на 60% быстрее», – говорит С. Матвиенко. Заведение видит всю ин­фор­мацию о госте, его заказ и может спокойно приготовиться к его приходу, накрыть стол, добавляет. «Персонализация обслуживания помогает заведению делать допродажи. Официант может обратиться к гостю по имени, напомнить детали предыдущей встречи и предложить любимое блюдо», – рассказывает ассоциированный директор корпоративных финансов и M&A компании Ernst & Young Александр Романишин.

По словам Димы Борисова, который один из первых согласился протестировать систему в своих заведениях, сервис предзаказов отличный, но существенного увеличения потока гостей пока не дает: «Пользуются пока Settle единицы. Хотя я уверен, с ростом культуры предзаказов, бесконтактным расчетом за еду в ресторанах таких гостей будет все больше. Settle осуществляет существенный вклад в развитие этой культуры у нас в стране». По оценкам Д. Борисова, в Украине нет рынка для подобных услуг: 2% людей ходят в кафе, бары, рестораны. 98% – готовят еду дома.

Д. Борисов отмечает, что пока ресторан платит за гостя, но в будущем стоимость предзаказа будет сравнима со стоимостью доставки – 5-20%. Кроме того, как признался Стас Матвиенко, в будущем разработчики планируют взимать с каждого предзаказа небольшую комиссию.
Способствует развитию данного сервиса и рынок. В Украине конкурентов у Settle нет. В США существует несколько аналогов – OpenTable и Reserve, однако, как заявляет С. Матвиенко, Settle предлагает более нишевое решение, чем OpenTable и Reserve. Settle ориентируется на быстрые завтраки и ланчи в густонаселенных деловых районах. В то время как OpenTable и Reserve рассчитаны на резерв столиков для ужина. Они не решают проблему бронирования столов в обеденные часы пик. Эту нишу займет Settle.

Без барьеров

Еще один стартап ресторанного сервиса – поисковый гид для меню ресторанов на нескольких языках Foodle, разработанный украинскими студентами-пятикурсниками. Создатели Foodle понимали, что успешный продукт должен в первую очередь решать проблемы клиентов. Так появилась идея собрать меню всех ресторанов в разных городах мира в одном приложении и перевести их на различные языки. Ведь на путешественников и туристов мало кто делает ставку, потому что среди клиентов приезжих практически всегда меньше. Сегодня приложение позволяет подобрать ресторан по множеству параметров: конкретному блюду или напитку, цене, типу кухни и заведения, дополнительным сервисам – например, наличию кальяна или бесплатного Wi-Fi. Программа не только осуществит поиск, но и покажет маршрут, по которому можно добраться до выбранного места. Чтобы присмотреться к заведению в той или иной стране, не обязательно туда ехать. Достаточно на сайте в настройках выбрать нужный город (сейчас можно выбрать из 10 городов США, Украины и Болгарии). «Это своего рода смесь Yelp (поисковика для локальных бизнесов в разных странах), Locu (сервиса, аккумулирующем информацию о меню различных ресторанов и других бизнесах и распространяющем ее в интернете) и Google Translate», – говорят разработчики о своем продукте.

Студенты начали воплощать задумку в жизнь, вложив свои личные накопления – $5 тыс. А затем получили еще $30 тыс. инвестиций от Imperious Group, международной венчурной компании, став летом прошлого года финалистами акселерационной программы Lion Farm. Павел Алешин, руководитель аналитического отдела Imperious Group, говорит, что из множества стартапов Foodle выбрали не только из-за потенциально хорошей идеи, но и благодаря организаторским способностям его основателя Антона Грановского, который во время поездки в Сан-Франциско в рамках обучающей программы успел подключить к приложению много ресторанов.

А. Грановский уверен, что уже через несколько месяцев они начнут получать прибыль. Приложение для пользователей бесплатное, его авторы зарабатывают за счет подписки ресторанов на сервис, предлагаемый Foodle. В Киеве эта услуга стоит $10 в месяц, в других странах – вдвое дороже. Это плата за вход в базу данных приложения, перевод текущего меню и всех его обновлений в будущем. Кроме того, за эти деньги заведения также получают переводы меню в текстовом формате и могут сэкономить на услугах переводчика. Антон Грановский признается, из-за экономического кризиса в Киеве договариваться с ресторанами сложно: на сотрудничество соглашается лишь одно из пяти заведений. Тем, кто сомневается, дают возможность попробовать сервис бесплатно. А вот за границей работать легко – особенно в странах Азии, где люди часто страдают от невозможности понять меню. «У них загораются глаза, когда мы рассказываем им о нашем сервисе», – говорит А. Грановский. Именно азиатские рынки основатели Foodle считают для себя приоритетными.

Пока столичные рестораторы рассматривают предложенные альтернативы в использовании мобильных приложений, практически каждый из них уже использует специальные ресурсы, разработанные индивидуально. «В сети ресторанов Casta, например, работает мобильное приложение, разработанное специально для нас и наших гостей. Тут доступ к актуальному меню, акциям и в несколько кликов можно заказать доставку блюд домой или в офис», – рассказывает Василий Симоненко, бренд-менеджер Casta. В индивидуальных приложениях также можно отслеживать бонусные программы, получать уведомления о новинках. «С точки зрения бизнеса разработка собственных мобильных приложений значительно повышает эффективность коммуникации с гостями. Совершенно очевидно, что сейчас на каждого из нас сыплется просто вал рекламных месседжей через самые разные каналы – от внешний носителей и до смс-сообщений. Мобильное приложение дает возможность прямого диалога с лояльным клиентом, получающем действительно полезную и нужную информацию именно в тот момент, когда ему это необходимо – в момент запуска нашего приложения», – говорит В. Симоненко. Соглашается с ним и директор компании Ресторанный консалтинг Ольга Насонова: «Автоматизированные сервисы для заведений общественного питания в будущем смогут увеличить поток клиентов и скорость их обслуживания в ресторанах».

МАТЕРИАЛ ЖУРНАЛА COMPANION

comments powered by Disqus
загрузка...

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

, , , , ,
*/?>