Инновации и технологии – в центре внимания участников IV Международного архитектурного форума

Организаторами мероприятия выступили единственное В2В-издание в сфере коммерческой недвижимости Украины – журнал «Commercial Property» и агентство Prime Promotion.

Программа Форума включала Live Presentations / Case Studies – презентации и доклады международных и украинских архитекторов, в рамках которых эксперты презентовали собственные наработки и практические кейсы по реализации успешных проектов недвижимости, Product Showcases – знакомство с новейшими технологиями в архитектуре и строительстве, а также Discussion Panels – дискуссионные панели, которые стали нововведением мероприятия, сделав его более динамичным и интерактивным.

Форум открыл Сергей Целовальник, директор Департамента градостроительства и архитектуры КГГА, главный архитектор Киева, который выступил со вступительным словом. «Приятно, что задние, в котором мы находимся [БЦ IQ Business Center – ред.], является работой одного из присутствующих здесь архитекторов – Андрея Пашенько. Рядом находится жилой комплекс PecherSky, автор которого также присутствует на этом мероприятии. Приятно, что в не очень легкое время архитекторы, конечно же, совместно с инвесторами и заказчиками, смогли осуществить такие интересные работы и начать формировать культурную, интересную и эстетически привлекательную среду. Я уверен, что это очень нужный Форум, важное собрание, которое и в дальнейшем будет эффективно проводиться. Я желаю, чтобы участники мероприятия услышали друг друга, чтобы возникли совместные договоренности и идеи, которые можно реализовать в последующем. Желаю всем нам изменений в лучшую сторону, улучшение окружающей среды и архитектуры», − сообщил Сергей Целовальник.

В рамках первой сессии Форума Саймон Скотт, дипломированный архитектор Королевского института британских архитекторов (RIBA), директор по развитию, Leslie Jones Architecture (Великобритания), представил доклад «Стратегическое планирование – как максимально раскрыть возможности городских объектов». В ходе презентации эксперт представил аудитории три объекта различного функционального назначения и масштабов, реализованные компанией Leslie Jones Architecture в Великобритании, − МФК Cabot Circus в Бристоле, транспортно-пересадочный узел St Pancras Station в Лондоне и ТРЦ Old Market в городе Херефорд, сделав акцент на таких факторах как интеграция зданий в окружающую среду и ее возрождение посредствам девелопмента новых объектов либо реконструкции уже существующих.

Первую сессию Форума продолжил совместный доклад Андрея Ковальчука, главного архитектора проектов Института «МіськЦивільПроект», и Ярославы Чапко, директора компании City Development Solutions, на тему «Эффективное проектирование объектов недвижимости – результат совместной работы консультантов и проектантов». «У всех участников проекта – консультантов, технологов, проектантов, заказчика и т.д. – есть общая цель: повысить рентабельность объекта. За счет чего это можно сделать? Рентабельность проекта можно повысить за счет привлекательной архитектуры, удачной, свободной планировки, которая позволяет собственнику зонировать квартиру по собственному усмотрению, развитой инфраструктуры, оптимизации стоимости, не потеряв при этом качество», − отметил Андрей Ковальчук. В рамках доклада Ярослава Чапко представила пример анализа и оптимизации планировочных решений жилого здания эконом-класса, что включало в себя изменение количества и размещения 3-комнатных квартир, изменение глубины квартир, смещение лифтовой группы и лестниц, др.

Алексей Сверчков, коммерческий директор, ДП «ШЮКО Украина», представил доклад «Schüco. Инновации 2015», рассказав о новинке компании – фасадной системе Schüco FWS и ее характеристиках, а также о параметрической системе Schüco, позволяющей создавать трехмерные конструкции фасадов. «Новые здания влияют на окружающую среду так же, как и уже построенные – на то, как будет выглядеть нововозведенный объект. Помимо архитектуры и внешнего вида, параметрическая система при помощи объемных фасадов позволяет управлять отражением внешних объектов и регулировать инсоляцию», – рассказал Алексей Сверчков.

Илья Евстигнеев, руководитель проектов, бюро Fuksas (Италия), представил доклад «Culture/Retail: Как архитектура видоизменяет торговлю, исследование новых гибридов. Общественность – наш главный клиент», в рамках которого презентовал такие разработанные компанией проекты как Nardini Research Center and Auditoruim (Виченца, Италия), Ferrari Headquarters and Research Center (Модена, Италия), Peres Peace House (Тель-Авив, Израиль), MyZeil Shopping Mall (Франкфурт-на-Майне, Германия), Shenzhen Bao’an Internationa Airport – Terminal 3 (Шеньчжень, Китай), New Milan Trade Fair (Милан, Италия), Armani Fifth Avenue (Нью-Йорк, США) и другие. «Работая с различными формами и проектами, мы пришли к выводу, что сооружение какого-либо объекта не является самоцелью, главным является создание среды, где мы обитаем. Пейзаж в наших проектах мы трактуем как контекст, то есть он становится полноправным участником архитектурного процесса», − отметил Илья Евстигнеев.

Александр Степаненко, представитель SOLWIN в Украине, рассказал об энергоэффективных решениях компании, в частности, о солнцезащитной продукции ТМ WAREMA (рафшторы, роллеты, ставни, маркизы). «Классической задачей солнцезащиты является защита объекта от перегрева и таким образом оптимизация затрат, связанных с кондиционированием помещений. При использовании наружных элементов солнцезащиты снижение затрат на охлаждение достигает 95%. При использовании элементов внутренней солнцезащиты потенциал экономии составляет до 50%. Зачастую установка систем кондиционирования является вообще излишней, а это существенно снижает как стоимость строительно-монтажных работ, так и затрат на эксплуатацию объекта», − отметил эксперт.

Анатолий Лившиц, президент группы компаний Acoustic Group (Россия), представил доклад «Создание акустического комфорта в общественных помещениях и его влияние на привлечение клиентов», в котором охватил такие сегменты недвижимости как офисная, торговая и гостиничная, обратив внимание на элементы, за счет которых можно улучшить звукоизоляцию и звукопоглощение в различных помещениях. «В торговых центрах сложно разместить звукопоглотитель в стенах, ведь торговую галерею в основном занимают витрины. Пол, к сожалению, также не будет работать для этих целей. В таких объектах, если мы говорим о звукопоглощении, можно работать только с потолками», − отметил эксперт.

В дискуссии первой сессии Форума на тему «Инновационные архитектурные идеи и концепции: как заинтересовать заказчика?» приняли участие Винсент Давид, инвестиционный директор, «Ашан Украина», «Иммошан Украина»; Юрий Серегин, архитектор; Андрей Ковальчук, главный архитектор проектов Института «МіськЦивільПроект»; Виталий Козлов, главный архитектор проекта, «Комфортбуд»; Андрей Миргородский, архитектор, руководитель компании «Проектные системы»; Андрей Пашенько, архитектор, основатель ТАМ «А.Пашенько»; и Александр Попов, директор проектной группы «Архиматика». Модератором дискуссии выступил Игорь Забулонский, директор по строительству, Arricano Real Estate.

Юрий Серегин, комментируя вопрос о том, есть ли перспективы у архитектурных инноваций в сложившейся ситуации или же на рынке продолжится строительство «коробок» с целью их дальнейшей продажи, отметил: «Я не вижу перспективы. Архитекторы отстранены от принятия решения – за них принимают решения строители и девелоперы. Эту ситуацию нужно кардинально менять. Инновационные проекты сегодня есть, однако найти заказчиков под них – это большая проблема». По мнению Андрея Ковальчука, на данный момент в стране нет фундамента для применения инноваций и реализации инновационных проектов. «Нужно применять современные методы проектирования, пересмотреть нормативную и регуляторную документацию», − отметил эксперт.

«В кризисе есть определенный позитив. Если в период рынка, поглощающего все, любая «коробка» пользовалась спросом, то в период кризиса должна произойти чистка – такие объекты не будут иметь перспективы. Сегодня вопрос качества архитектуры и интересных объектов является актуальным, поскольку девелоперы обращают огромное внимание на то, чтобы объект был конкурентоспособным не только сегодня, но и в перспективе. Качество архитектуры, интересный внешний вид, обустроенная территория и др. – такие задачи ставятся перед архитекторами сегодня. Этого требует рынок», − отметил Андрей Пашенько.

Андрей Миргородский, однако, считает, что в кризисе нет ничего положительного: «Как показывает наш опыт и практика, мы ничему не учимся в кризис. Архитектура, к сожалению, становится все хуже и хуже, и ситуация, когда, казалось бы, должны выживать сильнейшие, на самом деле не работает, потому что сегодня строятся самые дешевые и простые здания. Это тенденция рынка. Мы переживаем сложное время, которое не ограничится 2-3 годами».

Вторую сессию форума открыл доклад Андрея Яцентюка, главного архитектора проекта, Группа «ЭСТА», на тему «Реконструкция Киевского ЦУМа. Украинские традиции / международный опыт». В проекте реконструкции ЦУМа было задействовано порядка 30 международных участников. Так, его концепция была разработана компанией Benoy, интерьер универмага − студией Four IV. Новый ЦУМ, открытие которого заявлено на 2016 год, будет иметь 7 этажей. Общая площадь здания составит 41 000 м2, арендуемая − 23 500 м2. Внутреннее пространство будет иметь открытые планировки и минимум перегородок, помещения будут переливаться одно в другое. Ключевой элемент здания – атриум, который запроектирован так, чтобы с -1 этажа можно было видеть купол.

Юрий Кац, архитектор, Eller + Eller Architekten (Германия), старший управляющий офисов архитектурного бюро в Москве и Киеве, представил доклад «Инновационная архитектура как инструмент привлечения арендаторов, посетителей, туристов». На примере различных типологий зданий – офисных, гостиничных и жилых объектов, а также музеев как примеров культурно-социальных сооружений эксперт рассказал о том, как архитектура может влиять на привлечение или, наоборот, отторжение клиентов. К примеру, в ряде проектов офисной недвижимости в Германии, таких как офисное здание в Боне, главный офис немецкого концерна BASF в городе Людвигсхафен и здание компании Henkel в Дюссельдорфе команда Eller + Eller Architekten концентрировалась, среди прочего, на создании максимальной коммуникационной среды для сотрудников компаний, что более рационально как с точки зрения организации рабочего процесса, так и позволяет им чувствовать себя членами единой команды.

Ольга Романенко, генеральный директор компании «Экопан», и Ольга Красник, архитектор компании «Экопан», представили доклад «Сохраняя тепло: синергия архитектуры и технологий», в котором рассказали об архитектурных и энергоэффективных особенностях SIP-панелей, применяемых для строительства частных домов. «На сегодняшний день мы производим более 15 домов в месяц. Принцип нашей работы представлен на индивидуальном подходе к заказчику, поэтому в портфеле компании, который включает около 350 проектов, ни один дом не был построен дважды», − отметила Ольга Романенко. Ольга Красник презентовала проект энергоэффективного дома, в котором применена комбинация двух факторов − планировочные решения и ограждающие конструкции, благодаря которым можно получать и сохранять солнечную и другие виды тепловой энергии.

Кшиштоф Ингарден, архитектор, президент архитектурного бюро Ingarden & Ewý Architects, профессор факультета архитектуры и изобразительных искусств Краковской академии им. Анджея Фрыча Моджевского (Польша), представил доклад «Инновационная архитектура в историческом и культурном контексте – матрица пространства». Эксперт рассказал о философии бюро, которая обращается к таким аспектам как интерпретация пространства, культурный контекст, применяемые материалы и формы, др., а также представил особенности разработанных компанией проектов – арт-центра Małopolska Garden of Arts и конгресс-центра ICE Kraków Congress Centre (оба − Краков, Польша).

В завершение Форума состоялась дискуссия «Новые технологии в архитектуре: инструменты создания «брендовой» недвижимости», в которой приняли участие Андрей Вишневский, директор, «Комфортбуд»; Дмитрий Каладжиев, архитектурный консультант компании Reynaers; Юлия Костылева, архитектор, «Интергал-Буд»; Александр Кучерявый, архитектор (Беларусь); Александр Савельев, архитектор; Андрей Яцентюк, главный архитектор проекта, Группа «ЭСТА». Модератором выступила Лариса Скорик, архитектор, основатель ТАМ «Л.Скорик». Эксперты обсудили вопрос, что такое «брендовая» архитектура и роль технологий в ее создании.
«Что есть понятие «брендовая» архитектура? Для меня – это та архитектура, которая навсегда входит в архитектурную классику, когда бы она ни создавалась. Технологии являются одним из инструментов созданий «брендовой» архитектуры, но все-таки главный инструмент – это философия архитектурной эстетики», – отметила Лариса Скорик. По мнению Андрея Яцентюка, «брендовую архитектуру делает качество и маркетинг – PR и реклама. Технологии помогают лишь механически выполнить работу». Дмитрий Каладжиев отметил, что «брендовая» архитектура существенно выходит за рамки классической формулы «польза – прочность – красота». «Качество брендовости – это узнаваемость. Сегодня мы видели много проектов с применением уникальных материалов и решений. Именно они играют серьезную роль в узнаваемости архитектуры», – считает эксперт. В свою очередь Александр Кучерявый отметил, что сегодня многие архитекторы начали трактовать формулу архитектуры наоборот: «Мы настолько сконцентрировались на красоте, что забыли о сути архитектуры, о пользе, которую она должна нести. А сути немного: архитектор должен спроектировать здания, в которых комфортно жить, административные здания, в которых удобно работать, и рекреацию, где удобно отдыхать. Сегодня мы гонимся за формой, чтобы удовлетворить свое творческое эго. Мне бы хотелось, чтобы брендовой стала та архитектура, которая решает проблемы».

Организаторы IV Международного архитектурного форума «Современная архитектура: инновации, технологии, потенциал» благодарят участников и гостей за интересные и актуальные доклады и вопросы и партнеров – за поддержку мероприятия!

Фоторепортаж IV Международного архитектурного форума «Современная архитектура: инновации, технологии, потенциал» смотрите на сайте www.architecturedesign.com.ua, а также на странице «Commercial Property» в сети Facebook.

Залишити відповідь