Версия для печати
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

СНБА объединила представителей власти и бизнеса с целью обсуждения будущего рынка наличного обращения в Украине

СНБА объединила представителей власти и бизнеса с целью обсуждения будущего рынка наличного обращения в Украине
24 июня 2015

В Первом всеукраинском форуме «Будущее рынка наличного обращения в Украине: прозрачность, равенство, ответственность», проведенном Советом независимых бухгалтеров и аудиторов 22 июня 2015 года, при участии Министерства финансов Украины и Государственной фискальной службы, а также при поддержке Торгово-промышленной палаты Украины, приняли участие свыше 2,5 тысяч человек.

Из них онлайн-трансляцию смотрели 2000 участников и более 500 присутствовали непосредственно. Мероприятие, призванное дать ответы на все вопросы, связанные с расширенным применением РРО, было организовано с целью построения эффективного диалога между всеми стейкхолдерами процесса: представителями исполнительной и законодательной власти, влиятельных международных организаций, крупных ритейлеров, производителей фискальной техники, малого и среднего бизнеса.
 
Введение кассовых аппаратов в Украине начало обсуждаться еще в 2010 году, когда разрабатывался Налоговый кодекс. То ли из-за нехватки политической воли, то ли ввиду отсутствия жестких требований наших международных партнеров тогда эта часть в унифицированный документ не попала, а появилась там только в конце прошлого года с принятием Закона № 71-VIIІ. Документ обязывает субъектов упрощенной системы налогообложения на третьей группе использовать РРО уже с 1 июля 2015 г., на второй – с 1 января 2016 г. «Я изучала опыт разных стран в проведении налоговых реформ. Во многих из них введена кассовая дисциплина для малого бизнеса. Она должна быть и в Украине, где главным врагом экономики является теневой бизнес», - сообщила спикер форума заместитель министра финансов Украины Елена Макеева.
 
По словам замминистра, введение кассовых аппаратов является справедливым и будет способствовать борьбе с теневой экономикой: «Мы не преследуем цель увеличить налоговое бремя для предпринимателей, мы не меняем ставки, но мы хотим контролировать оборот наличности с тем, чтобы все в равной мере уплачивали налоги».
 
На сегодняшний день ко второму чтению в парламенте подготовлен законопроект 1088, предусматривающий упрощение документооборота при использовании кассовых аппаратов, снижение штрафных санкций и прочие полезные для бизнеса новшества. В частности речь идет о снижении штрафа за третье и последующие случаи выявления нарушений с 5-кратного размера до 100% стоимости реализованного с нарушением товара, а первое нарушение и вовсе подлежит штрафу в 1 грн.
 
Документ поддерживают представители и законодательной, и исполнительной ветвей власти, в нем также учтены пожелания бизнеса. «Сейчас не принимается решение о введении кассовых аппаратов. Оно было принято перед новым годом. Законопроект № 1088 снимает 99% всех вопросов по введению РРО. Мы должны сделать так, чтобы малый предприниматель, если он таковым является, не чувствовал вмешательство государства в свою деятельность. А с другой стороны – создать равные условия для всех, чтобы крупные компании, имеющие тысячи сотрудников, не дробили бизнес, оформляя их частными предпринимателями», - подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий.
 
Если Украина выбрала европейский путь развития, где существует учет всех видов продаж, то, соответственно, нужно и подтягиваться к европейским стандартам, каким бы болезненным не был переход на них. Такое мнение выразил Председатель Государственной фискальной службы Украины Роман Насиров. «Многие хорошо помнят, как вводились первые кассовые аппараты, как было сложно вручную «вбивать» туда каждую позицию номенклатуры. Сейчас это намного легче, быстрее, качественнее и не так дорого», - сказал он.
 
Что касается дороговизны такого гаджета, как РРО, то цена аппарата стартует от 3,5 тыс. грн. И производители кассовой техники, которых в Украине насчитывается 17, готовы предоставлять рассрочки и отсрочки в вопросах ее приобретения. Кроме того, услуги сервисного центра обойдутся от 160 грн. ежемесячно и 29 грн. стоят услуги эквайера – компьютерного центра НБУ, передающего информацию в фискальную службу. В ближайшие шесть-девять месяцев, как заверил главный налоговик, стоимость эквайринга может снизиться: в ГФС работают над передачей данной функции в ее непосредственное ведение, после чего услуга будет предоставляться по себестоимости.
 
Европейская бизнес-ассоциация поддерживает расширение сферы применения РРО. «Нам кажется, что всем без исключения нужно иметь РРО, так как это инициатива, стимулирующая бизнес к прозрачности, к равным и справедливым правилам игры», - считает исполнительный директор ассоциации Анна Деревянко. Она подчеркнула, что обязательное использование кассовых аппаратов – одно из требований МВФ, выдвигаемых к Украине. Бизнес реагирует на введение РРО как дополнительное давление со стороны налоговиков. Так, в Польше многие предприниматели выходили на акции протеста, а сейчас считается нормальным тот факт, что даже в такси в этой стране выдают фискальный чек. В Литве, в которой в 2011 г. РРО установили везде, где осуществляется торговля продуктами питания, и на всех рынках, малый бизнес также протестовал, но норма успешно работает. В Греции, имеющей ряд проблем в отношении кассовой дисциплины, тем не менее, выдают чеки в автобусах и такси.
 
В Украине же вести бизнес честно пока только учатся – «маленькие» у «больших». Сети компаний «Novus» и «Фокстрот» предлагают такое обучение совершенно бесплатно. «Для того, чтобы научить людей оптимизировать налоги, нужно максимум три месяца. А для возврата бизнеса в цивилизованное русло нужно 30 лет, - поделился своим видением текущей ситуации президент Торгово-промышленной палаты Украины Геннадий Чижиков. - С бизнесменами следует каждый день общаться, потому что речь идет о деньгах, которые они заработали кровью и потом. И сегодняшнее мероприятие – это мероприятие по борьбе со страхом». Собрало оно – не много не мало - 2,5 тыс. человек, изъявивших желание как физически присутствовать на форуме, так и смотреть прямую онлайн-трансляцию.
 
Аудиторы убеждены: контроль за наличным оборотом выведет розничный рынок на качественно новый уровень. «Во-первых, прозрачный рынок значительно привлекательнее для внешних инвесторов, а инвестиции - это всегда новые возможности для развития. Во-вторых, бизнес с легальным наличным оборотом станет более понятным и надежным для банков. Можно ожидать появления специальных программ кредитования с выгодными условиями. Ну, и наконец - украинский потребитель будет более защищенным», - на таких плюсах от соблюдения кассовой дисциплины акцентировала внимание участников Ольга Шамрицкая, руководитель направления по работе с компаниями розничной торговли, старший менеджер департамента аудита Deloitte.
 
Директор департамента налогового и таможенного аудита ГФС Наталья Рубан рассказала, кого применение РРО не коснется. Кассовые аппараты не применяются, если вы: субъект упрощенной системы налогообложения первой группы; субъект упрощенной системы налогообложения второй группы (до 1 января 2016 г.); продаете блюда в столовых, буфетах, школах; осуществляете выездную торговлю; продаете в киосках, лотках, разносе газеты и журналы; продаете жетоны, проездные билеты в кассах метрополитена, а также проездные документы на железнодорожном, авиационном, автомобильном транспорте; торгуете билетами в кино, театры, на концерты и другие зрелища, билетами государственных лотерей; выполняете все банковские услуги, кроме операций по купле/продаже иностранной валюты и операций коммерческих агентов банков с приемом наличности и дальнейшего ее пересмотра; продаете продукты собственного производства юридическими лицами, кроме торговли общественного питания, и физическим лицам - плательщикам единого налога. «То есть люди, которые бастуют под предлогом, что им сложно применять кассовый аппарат, поскольку они продают для детей пищу, просто не осведомлены, не читают нормативно-правовых актов, а некоторые пользуются этой неосведомленностью, чтобы поднять ажиотаж», - заявила Наталья Рубан.
 
О «подводных камнях» законодательства, регулирующего проведение налоговых проверок бизнеса, внедряющего РРО, рассказал Евгений Петренко, адвокат, руководитель практики Международного правового центра EUCON. «Предусмотрен мораторий на проведение проверок за предыдущий год и четкие исключения. Но вот сам термин «предыдущий год» контролерами может быть трактован как любой период в пределах 1095 дней, то есть и 2014, и 2013, и 2012 года. И здесь позиция судов неоднозначна», - подметил докладчик.  Вместе с тем Евгений рассказал о мерах, которые следует принять любому налогоплательщику, чтобы обезопасить себя до, во время и после проведения налоговой проверки, а также как минимизировать наступление негативных последствий проверок.
 
Во избежание манипуляций по поводу того, что РРО будет стоять в павильонах на рынках, сейчас продолжается законотворческая работа с целью законодательного закрепления до 2016 г. самого понятие «рынок». Об этом сообщила народный депутат Татьяна Острикова. «Нужно ли внедрять РРО? Я думаю, тут дискуссий не должно быть. Мы идем в Европу, потому должны внедрить данный инструмент налогового контроля. Но возникает вопрос: как и когда это будет администрироваться?» - отметила она.
 
Председатель Комитета по розничной торговле ЕБА Игорь Ланда выразил благодарность всем сторонам законотворческого процесса за то, что отмены нововведения не будет. Во-первых, все субъекты хозяйствования будут находиться в единой конкурентной среде. Во-вторых, покупатели, получающие чеки, будут чувствовать себя защищенными. В-третьих, при надлежащей организации учета и контроля исчезнет такое явление, как банальное воровство товаров наемными работниками у хозяев бизнеса, достигающее в сфере торговли 0,5% от оборота. «Главное же заключается в том, что система бьет класс. Если система учета заработает с самого простого предпринимателя, она по кусочку съест «слона» теневого бизнеса, коррупции и контрабанды, существующих в Украине», - резюмировал операционный директор Butlers Георгий Шалдырван.
 
Во время форума спикеры ответили на многочисленные вопросы представителей бизнеса. В то же время организатором мероприятия было собрано большое количество вопросов из зала и от участников он-лайн чата с целью предоставления исчерпывающих ответов от спикеров в течение недели. А в конце форума среди его участников разыграли ценные призы от компаний Microsoft и 1С.
 
Мероприятие состоялось по поддержке: компаний «Новус Украина», международной аудиторской консалтинговой компанией «Делойт», «Систем Групп Украина», Международного правового центра «ЭУКОН», Группы компаний «Интеллект-Сервис», кейтеринговой компании «Реноме Центр Компани», сети магазинов «КОСМО», центра обучения FBE School, Торговой сети «Фокстрот. Техника для дома», «Зебра», «Скайлайн Софтвер», Екселио Трейд, Аудиторской фирмы «Аксенова и Партнеры».
 
С фотоотчетом форума можно ознакомиться по ссылке.
Презентационные материалы и видео доступны на сайте СНБА http://retail.rnba.com.ua/

comments powered by Disqus

популярное

08 марта Важные новости Мужская парфюмерия на Parfums.ua
09 февраля Важные новости Doc Guru сервис поиска медицинских услуг
загрузка...
*/?>