В фокусе: регуляторная политика

Алина Сероштан, партнер патентно-юридического агентства Синергия, патентный поверенный Украины

подписали

Аграрии останутся без серпа?

21 мая Президент Украины Петр Порошенко подписал закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики». Это внесло изменения в закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Правовая охрана отныне будет предоставляться только тем знакам, которые не противоречат нормам вышеупомянутого закона.

К запрещенной символике теперь относятся: любое изображение флагов, гербов и других символов СССР, союзных республик и государств «так называемой демократии», гимны таких республик, символика коммунистической партии, флаги, символы и другая атрибутика, в которой отображается объединение серпа и молота, пятиконечной звезды и т.п. Попали под запрет и изображения, памятники, памятные знаки, надписи, посвященные лицам, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии. Кроме коммунистической, запрещена символика нацистской Германии 1939-1945 годов. Таким образом, владельцам торговых марок, в которых содержится вышеуказанная символика, необходимо позаботиться о существенном ребрендинге своей продукции.

Евгений Блинов, партнер и руководитель практики международного арбитража МЮГ AstapovLawyers

претендует

За последний год только ленивый не заметил, что аграрный сектор стал локомотивом экономики Украины.

Причины этого – не только сложная политическая обстановка, военные действия и мировая конъюнктура, «подкосившие» другие отрасли, но и эффективные действия регулятора. Министерство аграрной политики и продовольствия Украины может смело претендовать на лавры последних достижений агросектора Украины. В отличие от других отраслей, профильному министерству действительно удалось достаточно быстро сделать ряд шагов, направленных на дерегуляцию бизнес-климата в отрасли, которая выразилась в отмене необходимости ряда документов и сокращении нескольких ведомств, ранее создававших существенную коррупционную нагрузку для участников рынка. Действия министерства имеют комплексный характер и реформирование отрасли проводится по ряду направлений и с широким привлечением бизнес-общественности. Было проведено огромное количество круглых столов, семинаров, стратегических сессий с участниками рынка, что позволило сбалансированно учесть в стратегии интересы всех подотраслей агросектора. Тем не менее, многие актуальные вопросы находятся в компетенции парламента. В частности, это касается введения рынка земли, системы налогообложения для сельхозпроизводителей и экспортеров, системы государственной поддержки производителей и т.д. Одним из ключевых направлений стратегии является развитие сектора переработки и увеличение доли продукции более высокого передела, что также будет зависеть от состояния общего инвестиционного климата в стране.

Александр Минин, старший партнер WTS Consulting

отменяется

По изменениям в налогообложении сельхозпроизводителей Законом 71-VIII отмечу, в первую очередь, отмену фиксированного сельхозналога с фактической заменой его единым налогом 4-й группы.

По сути, это ничего не поменяло, а было всего лишь частью компании по очковтирательству – о якобы уменьшении в Украине количества налогов: единый налог и так был, просто ввели четвертую группу для сельхозпроизводителей (что не меняет количества налогов), а фиксированный сельхозналог убрали – формально минус один налог.

Что касается НДС, то наиболее существенное изменение касается налогообложения экспорта. Пунктом 151 НДС-ного раздела Заключительных положений Налогового кодекса до 31 декабря 2014 года от НДС освобождался экспорт зерновых и технических культур (т.е. экспортеры не имели права на возмещение входного НДС), за исключением экспорта производителями в отношении продукции, выращенной на своих землях. Закон 71-VIII внес пункт 152, по которому с 1 января 2015 по 31 декабря 2017 года от НДС освобождается весь экспорт зерновых и технических культур, без исключений. А значит при таком экспорте никто не имеет права на возмещение входного НДС.

Интересно отметить, что такая редакция вносилась с голоса депутатом от «Самопомочи» Иваном Мирошниченко в процессе обсуждения законопроекта в сессионном зале. Первоначальный проект от правительства предусматривал редакцию, аналогичную предшествующей. Причина, по которой депутаты не согласились с исключением, – в фактическом предоставлении льготы только большим агрохолдингам, а не всем хозяйствам и фермерам, которые заняты выращиванием этих культур. По сути, только несколько больших агрохолдингов в Украине в состоянии формировать товарные партии зерна или технических культур, выращенных на своих землях, и заниматься их экспортом. У большинства же сельхозпроизводителей объем урожая и логистические возможности не позволяют заниматься экспортом судовыми партиями (как в основном происходит экспорт зерновых и технических культур). Поэтому, если бы указанное исключение оставили, то это было бы льготой – правом на возмещение НДС – лишь для нескольких суперигроков в агросекторе, а значит созданием неодинаковых конкурентных условий.

Залишити відповідь