Стоит ли уходить из офлайна и обслуживать клиентов в онлайне?

Помимо привычных интернет-магазинов все большую популярность набирают маркетплейсы: площадки, аккумулирующие товарные предложения продавцов и обслуживающие их. Поиск и привлечение клиентов также является ответственностью таких платформ. Результаты работы американского «Amazon» и японского «Rakuten» демонстрируют перспективность этого направления.
 
Как показывает практика, по принципу маркетплейса может работать не только платформа, объединяющая в себе интернет-магазины – эта модель подходит и бизнесам, привыкшим работать в офлайне. Украинский стартап Poptop.fm, работающий по этому принципу, в прошлом году выиграл грант от британского правительства в программе Sirius и переехал работать в Ньюкасл, получив инвестиции в размере 12 000 фунтов на каждого члена команды. Стартап позволяет подобрать артистов на различные мероприятия: от корпоративов и свадеб до детских праздников.
 
Изначально стартап работал по принципу агентства с сall-центром, но со временем CEO проекта Евгений Шестопал начал отказываться от этой модели в пользу автономной платформы, на которой артист создает свой профиль, а клиент просто выбирает понравившегося исполнителя и связывается с ним напрямую. Poptop.fm получает прибыль за счет комиссии, которую берет с артиста.
 
«Наши основные конкуренты, что в Британии, что в Украине, что в России, работают по принципу агентств, по телефону обрабатывая заказы, – рассказывает Евгений Шестопал. – Мы начинали как наши конкуренты и постепенно начали заменять эти процессы, наполняя сайт дополнительными функциями. Сначала мы выложили каталог, но заказы все равно обрабатывали сами, а потом позволили артистам напрямую связываться с заказчиками. Наша модель получения прибыли  – это комиссия с подтвержденных заказов».
 
В самом начале Poptop.fm  рекламировался по ключевым словам. Основной посыл звучал так: «Вы планируете частное мероприятие? Вечеринку, свадьбу? Оставьте свой номер телефона, мы вам перезвоним и проконсультируем вас». В таком формате сервис проработал около месяца, собирая информацию о рынке, клиентах, каналах информирования и размере среднего чека. Одним из главных открытий компании было то, что рынок «корпоративов» оказался гораздо больше музыкального. Данные по Британии в буквальном смысле шокируют: если музыкальный рынок составляет около 4 млрд. фунтов, то рынок свадеб составляет 10 млрд. фунтов. Корпоративы, конференции и прочие мероприятия составляют еще 38 млрд. фунтов.
 
По словам Евгения Шестопала, телефон пока еще присутствует в их бизнес-модели: «Полностью от телефона мы не избавились, мы продолжаем звонить клиентам, узнаем, как у них прошли заказы, общаемся с артистами, но большая часть общения и сам заказ происходит через платформу».
 
На британском рынке сервис запустился в декабре, сейчас в британском каталоге Poptop.fm более 700 артистов, принимать заказы платформа начала в феврале и за месяц получила около 70 заказов. Основным каналом привлечения клиентов, и в Британии, и в Украине, по-прежнему остается органический трафик.
 
Украинский и британский продукт постепенно обновляются, однако по опыту Poptop.fm можно сказать, что британский и украинский рынок все же отличаются и требуют определенных корректировок продукта: «В Украине мы планируем дать возможность клиентам общаться через систему с артистами. Когда артист получил заказ, ему проще позвонить клиенту и проконсультировать его по телефону. В Британии гораздо больший процент коммуникации идет через электронную почту. Когда мы на украинском сервисе начали сразу обменивать клиентов и артистов телефонами, это сразу же отразилось на конверсии.  В Британии мы планируем добавить функцию депозитов. В Украине мы об этом даже не думали – проникновение интернета не то. Сумма нашего среднего чека довольно большая и люди не будут платить такие деньги. В Британии – по-другому, мы планируем внедрить такую схему: клиент оставляет депозит, который находится у нас, мы подтверждаем его получение артисту, если что-то идет не так, мы либо находим похожую группу, либо возвращаем деньги».
 
Тем не менее, несмотря на некоторые различия, проект успешно работает и в Британии, и в Украине. Украинский рынок корпоративных мероприятий существенно упал за два года. По наблюдениям Poptop.fm, рынок свадеб так же изменился: хотя их количество не уменьшилось, средний чек значительно сократился. Тем не менее, система, выстроенная компанией, благодаря использованию автономной платформы, позволяет  переживать трудные времена на рынке без существенных убытков.

Залишити відповідь