Топ-10 научных открытий десятилетия

Наука всегда была сродни спорту. Противостояние за первенство здесь жестче, чем у борцов на татами, поэтому ежегодные рейтинги важнейших открытий и достижений вышли далеко за рамки кружка профессионально заинтересованных. Изучив всевозможные списки научных достижений за десять прошедших лет, мы составили свой шорт-лист. В нем постарались выдержать баланс между открытиями, изменяющими фундаментальные понятия о науке, и теми, которые имеют прикладное значение, равновесие между теоретическим и практическим. Главные открытия связаны с космосом, физикой частиц, экологией и медициной.

1. Картирование генома человека (2003)

Финансируемый из государственного бюджета США Human Genome Project и его частный конкурент Celera Genomics — одни из крупнейших научных объединений в истории человечества. Вся информация о любом организме закодирована в его геноме. Используя эту информацию, ученые могут понять биохимические особенности живого существа, уточнить его эволюционную историю, найти гены, отвечающие за различные болезни. Они составили картотеку наших генов, но пока умеют извлекать из ДНК только часть имеющихся в ней данных.

2. На Марсе найдена вода (2008)

Космический аппарат Phoenix Лаборатории реактивного движения и Университета Аризоны прибыл на территорию Северного полюса Марса, чтобы взять новые образцы грунта. Им был обнаружен некий белый порошок, оказавшийся замерзшей водой. Это свидетельствует о возможности обнаружения органических соединений и микробов, что способствовало бы углублению знаний об этой планете с целью подготовки ее колонизации.

На проект было затрачено около $420 млн. Аппарат изготовили компания Lockheed Martin Space System и Канадское космическое агентство.

3. Плащ-невидимка (2008 и 2011)

Профессор Мартин Макколл из Лондонского имперского колледжа опубликовал статью в журнале Optics о метаматериалах — тканях и других формах материи, которые могут преломлять электромагнитное излучение таким образом, что на месте объекта, накрытого этой тканью, образуется «пробел». Открытие сразу же взяли в оборот военные, но научное сообщество считает, что для практического использования полученных результатов понадобятся годы.

4. Пилотируемый самолет на солнечной энергии (2009)

Это экологическая разработка консорциума Solar Impulse, созданная известным швейцарским путешественником Бертраном Пикаром совместно с Европейским космическим агентством ESA и Швейцарским технологическим институтом. Самолет способен оставаться в воздухе днем и ночью. На его крыльях смонтированы солнечные батареи из монокристаллического кремния, удерживающие энергию и передающие ее на аккумуляторы. Создатели самолета говорят, что технически он мог бы летать без остановки месяцами.

5. Дистанционный регистратор человека (2009)

Прибор разработан учеными Саратовского государственного университета. Он получил самую высокую экспертную оценку, завоевав Гран-при V Сеульского международного салона изобретений. Аппарат позволяет дистанционно обнаружить сердцебиение и дыхание человека по характеру механических колебаний, например, может выявить живых людей под четырехметровыми завалами. Прибором заинтересовались инженеры корейской компании LG, которые приобрели патент на его производство.

6. Обнаружен препарат, выявляющий скрытую ВИЧ-инфекцию (2010)

Ученые из Государственного университета Северной Каролины обнаружили, что препарат, использующийся для лечения некоторых видов лимфом, помогает выявить у пациентов скрытый вирус ВИЧ.

Исследователи оценили возможности препарата для активации и разрушения вируса. Другими словами, они нашли новую стратегию для уничтожения скрытой ВИЧ-инфекции.

7. Получение стволовых клеток этичным путем (2011)

Ученые Киотского университета, одного из старейших национальных вузов Японии, а также их коллеги из общественного исследовательского Висконсинского университета в Мэдисоне практически одновременно получили из уже зрелых клеток кожи взрослого человека стволовые эмбриональные клетки. Благодаря этому стало возможно выращивать на основе собственных клеток органы для каждого человека. Такие органы — индивидуальны, поэтому не будут отторгаться иммунной системой.

9. Бозон Хиггса (2012)

Сразу две независимые команды исследователей, работающие с Большим адронным коллайдером, сообщили о том, что с вероятностью 99% открыли бозон Хиггса, который сразу же окрестили «частицей Бога». Ее искали долгое время. Эта частица помогает представить законченную физическую модель и объяснить, почему объекты в нашей Вселенной наделены массой. Более того, благодаря именно ей существуют галактики, планеты и мы с вами.

8. Физики обогнали скорость света (2011)

Исследователи из международной коллаборации OPERA, работающие в Италии, объявили результаты измерений, показавшие, что частички нейтрино летят быстрее скорости света. За считанные месяцы на эту тему были написаны тысячи статей. Пока научное сообщество выясняет, не было ли ошибки в расчетах, стоит взять на заметку одну из первых ласточек новой научной революции.

10. Механическая рука (2012)

Технологи из частного исследовательского Пенсильванского университета создали уникальный протез руки, управляемый импульсами мозга. Это изобретение выведет на совершенно новый уровень жизнь пациентов с ограниченными возможностями. Единственный недостаток — стоимость такого оборудования пока чрезвычайно высока.

МАТЕРИАЛ ЖУРНАЛА СТРАТЕГИИ