Закрытие представительств иностранных субъектов хозяйствования в Крыму: «быть или не быть…»

Так, в соответствии с п.15 приказа Министерства внешних экономических связей и торговли Украины (далее – Министерство) «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине» от 18 января 1996 г. № 30 (далее – Инструкция), деятельность представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности прекращается, в частности, по решению иностранного субъекта хозяйственной деятельности, который открыл представительство. В указанном выше случае, Министерство принимает решение об отмене записи в Реестре представительств и изъятии Свидетельства о его регистрации.

Следует отметить, что, к сожалению, конкретного нормативного акта, который бы четко определял перечень документов, которые Представительству необходимо подать Министерству, в украинском законодательстве, не существует. Поэтому приходится обращаться за данной информацией непосредственно к Министерству, который, в связи с ликвидацией

Представительства по решению его материнской компании, требует от последнего следующие документы: 
1) заявление о прекращении деятельности Представительства,  
2) оригинал решения материнской компании о ликвидации Представительства,
3) оригинал свидетельства о регистрации Представительства,
4) справка из налогового органа о снятии Представительства с учета налогоплательщика за формой 12-ОПП,
5) справка из таможенного органа о снятии Представительства с учета в таможенных органах,
6) служебные карточки, если на Представительстве работали иностранные сотрудник,
7) доверенность, если заявление о прекращении деятельности Представительства будет подаваться в Министерство не руководителем, а другим уполномоченным лицом. 

И тут сложность возникает, когда дело заходит до необходимости получения Представительством вышеуказанных справок из налоговых и таможенных органов.
 
Так, в соответствии с приказом Минфина Украины «Об утверждении изменений в Порядок учета плательщиков налогов и сборов» от 14.11.2014 года №1127  все налогоплательщики, которые имели место нахождения на «временно оккупированной территории Украины», были переведены на обслуживание в Геническую налоговую инспекцию. В связи с этим, только данный госорган уполномочен выдать Представительству справку по форме 12-ОПП. Однако, при обращении Представительства за получением вышеуказанной справки, Геническая налоговая инспекция предоставляет ему официальный отказ в ее выдачи. Причиной этому является невозможность налоговой инспекции провести  аудиторскую проверку деятельности Представительства в Крыму, так как доступ к его счетам и другим основным средствам в Крыму просто напросто закрыт. В таких случаях, Представительство может только надеяться на получение общей справки от налогового органа об отсутствии у него задолженности по уплате налогов, сборов и других платежей, которая все же не может заменить справку по форме 12-ОПП, но является единственным доказательством отсутствия у Представительства какой – либо задолженности перед украинскими органами власти.
 
В случае с получением справки о снятии Представительства с учета в таможенных органах, дело обстоит примерно также. За информацией Государственной фискальной службы Украины, в связи с принятием Закона Украины «О создании свободной экономической зоны" Крым " и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины», все лица, которые осуществляли операции с товарами и состояли на учете в Крымской таможни, были переведены на обслуживание в Херсонскую таможню. Но, по состоянию на сегодня, процесс реорганизации Крымской таможни и передачи ее прав и обязанностей Херсонской таможни еще не завершен. Поэтому, в случае обращения Представительства  в Херсонскую таможню за получением справки о снятии его с учета, вышеуказанный орган также отказывает в ее выдаче, так как не имеет на это законных полномочий.
 
Таким образом, Представительство по объективным причинам, которые не зависят от него, не имеет возможности предоставить Министерству ни справки из налогового органа о снятии его с учета налогоплательщика по форме 12-ОПП, ни соответствующей справки из таможенного органа. Данную сложившеюся ситуацию понимает и само Министерство, и, к счастью, после исчерпывания Представительством всех возможных методов получения вышеуказанных документов, идет ему на встречу по вопросу его закрытия.  

Такая неопределенность в украинском законодательстве, связная с ликвидацией деятельности Представительства не дает возможности государственным органам нормально и своевременно выполнять свои функции, а также нарушает право Представительства закрыть свою деятельность в Украине по решению своей материнской компании. Поэтому на сегодня актуальным и, так сказать, горячим, вопросом стоит разработка Министерством экономического развития и торговли Украины,  а также Государственной фискальной службой Украины четких пошаговых разъяснений, каким образом можно ликвидировать представительство иностранного субъекта хозяйствования, если его местонахождением является «временно оккупированная территория Украины – «Крым».

Залишити відповідь