Агрохолдинги увеличивают еффективность

В первую пятилетку агрохолдингов в Украине, которая пришлась на 2005-2010 годы, происходил их бурный рост, сопровождавшийся масштабным, иногда хаотическим нагромождением земельного банка и наращиванием производства за счет экстенсивного развития. Однако в более поздний период эта тенденция изменилась. Если с 2010 до 2013 года земельный банк агрохолдингов вырос на 2 млн. га до 6 млн. га (+ 51%), то к 2015 году общий объем земельных ресурсов в их аренде снизился до 5,6 млн. га. В 2014 году сокращение произошло в основном из-за уменьшения земельного банка агрохолдингов, которые арендовали земли в Крыму и на Востоке. Другие потери были обусловлены значительным подорожанием производственных ресурсов и сложными условиями доступа к финансированию, а также концентрацией земельных ресурсов в регионах основного присутствия холдингов.

Помимо уменьшения земельного банка указанный период характеризовался консолидацией рынков. В частности, в 2013 году холдинговыми компаниями производилось более 60% птицы, сахарной свеклы и яиц – более 50%, кукурузы – около 40% и сои – около 40%. Несмотря на большие объемы производства, рентабельность таких компаний является в основном ниже, чем независимых предприятий, что объясняется большими административными затратами. Агрохолдинги имеют большие амортизационные отчисления на технику и оборудование. Учитывая уровень интенсификации производства в вертикально интегрированных структурах, их преимущества проявляются в период высоких цен на продукты. Наиболее заметно это было в 2010-2012 годах. Например, по результатам 2012 года агрохолдинги зарабатывали на гектаре зерновых культур на 12,6% больше, чем независимые хозяйства. Таким образом, началась эпоха роста эффективности агрохолдингов.

Привлечение внешних ресурсов от размещения акций на международных биржах продолжилось, однако на IPO в 2010-2015 годах вышли только 5 компаний, тогда как в 2005-2010 годах – 16, соответственно, объем привлеченных средств уменьшился в 5 раз.

После первых дефолтов крупных аграрных компаний доверие иностранных инвесторов к украинскому АПК значительно снизилось, а в период кризиса 2014 года ситуация только ухудшилась. На фоне общего экономического спада существенно усложнился доступ к финансированию и фактически закрылись внешние рынки заимствований. Стало понятно, что на ближайшие годы путь отечественным агрокомпаниям на международные биржи закрыт.

Такая конъюнктура вызвала изменение восприятия владельцами агробизнеса своих компаний. Агрохолдинги начали позиционироваться не как актив, который можно относительно быстро продать, аккумулировав привлекательные ресурсы, а как долгосрочный проект, который нужно развивать.

Залишити відповідь