Есть ли шанс у украинской продукции в Китае

В настоящее время отечественные экспортеры используют потенциал наращивания объемов экспорта продукции в Китай только на 10%. Учитывая ограничения, стоящие на пути наших товаров в Поднебесную в виде квот и получения необходимых сертификатов качества и т.п., данный потенциал можно назвать ориентировочным.

Кроме того, по некоторым позициям Украина способна закрыть лишь часть импорта Китая, при этом переориентировав весь свой экспорт на эту страну, что, конечно, невозможно. Однако данная таблица дает понимание того, в каком объеме Украина имеет свои доли на аграрном рынке Китая и какие существуют перспективы наращивания представленных культур.

Методология расчетов заключалась в определении перечня той агропродукции, по которой в период с 2008 по 2014 годы Китай был чистым импортером, а Украина – экспортером. На следующем этапе сравнивалась конкурентоспособность отечественной продукции по ценам на внутреннем рынке Китая.

В список были включены сырье (зерно) и продукция переработки, объемы которых Китай импортирует больше всего. Это, например, соя, сорго и ячмень. К сожалению, в 2014 году Украина занимала нишу лишь в сегменте ячменя, где доля украинской продукции достигала 3% в натуральном выражении и 4,5% в денежном. Стоимость отечественного ячменя для Китая была ниже на 44% по сравнению со средней ценой импорта, однако за счет логистических расходов, где имеют преимущество Австралия и Канада, доля в общем объеме импорта была незначительной. Таким образом в Украине в ближайшее время есть все предпосылки к увеличению объемов поставок зерновой в Поднебесную и возможность сразиться с Францией, которая занимает второе место по объемам экспорта ячменя в эту страну.

Анализируя данные таблицы, следует отметить проблему рынков сбыта для нишевых культур. Выращивание сорго имеет перспективы, ведь средняя экспортная цена данной культуры на 55% ниже конкурентов – США и Австралии – но, опять же, логистика несколько уменьшает конкурентные преимущества украинского сорго. В то же время, продукты переработки нишевых культур, например, рапсовое масло, имеют потенциал к наращиванию, ведь Украина заняла пятое место по объемам его экспорта в Китай.

В таблице не представлены продукты, потенциал экспорта которых использован почти полностью. Например, ​​подсолнечное масло, потому что Украина почти полностью перекрыла потенциал экспорта масла в Китай, ведь в 2014 году было импортировано 451 тыс. тонн, 426 из которых приходились на Украину, поэтому данная позиция была удалена из списка потенциальных.

Стоит отметить, что при поддержке Министерства аграрной политики и продовольствия три года назад был открыт доступ украинской кукурузы к рынку Китая, а объемы экспорта были нарощены с 108 тыс.тонн в 2013 году до 964,5 тыс.тонн в 2014 году. Итак, есть надежда, что в ближайшее время Украина будет иметь перспективы расширения ассортимента продукции, экспортируемой в Китай, ведь решение проблем на государственном уровне является более эффективным для экономики страны, чем единичные попытки выхода на рынки со стороны агропроизводителей.

Залишити відповідь