24 мая нынешнего года скончался один из самых ярких персонажей украинской художественной жизни – Игорь Дыченко (1946-2015). Дыченко, которого в арт-среде называли Игорь Великолепный, сам писал картины, однако большая часть его любви к искусству нашла выражение в популяризации и коллекционировании русского и украинского авангарда 20…30-х годов.
В конце 1960-х, ещё будучи студентом Киевского художественного института, он начал собирать картины «талантливых и обречённых» людей, творчество, которых на тот момент, как известно, находилось под государственным запретом.
А когда, из никому не нужного, оно превратилось в нужное всему миру, у Дыченко в руках оказалось собрание, которое вошло в десятку самых внушительных на территории бывшего СССР.
Сам он описывал свою коллекцию, как собрание русского, украинского и еврейского авангарда. Более 200 художников, среди которых Малевич, Родченко, Богомазов, Ермилов, Бенуа, Попова, Альтман, Кузнецов и др.
Точное количество работ назвать затруднялся. Но, например, в фундаментальный каталог, который сейчас готовится к печати, вошла 451 работа. 300 из них представлены в экспозиции под названием «Арлекин идет…», которая открылась в нынешний четверг 20 сентября в «Мыстецьком Арсенале».
В экспозицию, кстати сказать, вошли не только авангардисты, но и шестидесятники и представители новой украинской волны. Есть даже 15 графических работ Сальвадора Дали, который в 1940-х он сделал в качестве иллюстраций к «Искусству любви» Овидия.
Иными словами, грех не посмотреть. Тем более в такие выходные. И не только из любви к искусству, но и в память о замечательном человеке, который его так сильно любил.