Украина нуждается в антикоррупционной перестройке

В 2007 г. аналитический центр European Enterpris Institute (Брюссель) присвоил Лешеку Бальцеровичу титул «самого крупного реформатора в странах ЕС». Он прославился тем, что предложил план скорейшего перехода от плановой государственной экономики, оставшейся в наследство от Польской Народной Республики, к рыночным отношениям и главенству частной собственности. Комплекс реформ получил название «План Бальцеровича», но часто именовался «шоковой терапией». План предполагал строгое ограничение инфляции, приведение к равновесию в течение года госбюджета, товарного и денежного рынков, перевод всех сфер экономики на рыночные начала. Для этого повышались розничные цены, сокращались бюджетные дотации, ограничивались денежные доходы, а для предприятий вводилась частичная внутренняя обратимость злотого и устанавливался его единый курс. Несмотря на успех реформы, ее социальные последствия уже в первый год начали вызывать недовольство и противоречивые оценки…  
   
Если бы вам потребовалось проводить реформы не двадцать лет назад в Польше, а сейчас в Украине, с чего бы начали?

Нужно определиться с кругом первоочередных проблем. Чем больше их найдется, тем выше шансы улучшить обстановку, при условии наличия правильной стратегии действий. Реформаторы обязаны определиться с системой, которую они хотят внедрить в стране. Она должна максимально быстро привести к долгосрочному росту экономики. Прежде всего, это система с частными предприятиями (конкурирующими между собой), не очень высокими налогами, минимумом законодательных преград для бизнеса и независимыми судами. Надо так преобразовать государство, чтобы появилось как можно больше легального бизнеса, особенно малых предприятий. Главное – переход к рыночной экономике. У Польши тоже была масса проблем в 1989 году, когда начинались преобразования. Самая хорошая стратегия – комплексность. И нужно начинать реформы во всех важных отраслях, двигаясь очень быстро. Чем динамичнее удалите дефекты, тем скорее нормализируется экономика. А медленный ход может затормозить весь процесс.
   
Что стало бы главным препятствием вашим усилиям, возьмись вы за реформы в нашей стране?

Труднее всего, и это касается любой страны, собрать вокруг себя команду единомышленников и иметь конкретный план действий. Но главное, чтобы задекларированное не оставалось лишь на бумаге. Даже если закон будет идеально написан, но не защищен, инвестиции не появятся. По этой причине Украина очень нуждается в антикоррупционной перестройке.  
   
Дефолт для украинской экономики – это смертельно или не очень?

Разговоры о дефолте – спекуляции. Конечно, лучше прийти к дружественному соглашению с кредиторами по сокращению долгов, но это не всегда удается. Надеюсь, что цель украинского правительства – не дефолт, а наоборот, погашение всех задолженностей. Хотя гарантий нет.  

Дерегуляцию в экономике следует воплощать максимально быстро. И следить, чтобы бюрократы не создали новые регуляции
 

Почему в Польше и ряде постсоветских стран произошел экономический рост, а в Украине – нет?

В Польше, в первые два года реформ, не было отмечено общего экономического роста. Потому что наша торговля пребывала в состоянии полнейшего краха. В 1991 году Экономическое сообщество социалистических стран было ликвидировано, что сразу же привело к сокращению польского экспорта в Россию и бывшие социалистические страны. В Польше началась рецессия. А в Украине сейчас еще более бедственное положение. Но на фоне этой ситуации идет реструктуризация украинского экспорта на Запад, что является позитивным моментом.  
   
Есть ли универсальные рецепты проведения рыночных реформ для разных стран?

Конечно. Низкая инфляция намного больше содействует развитию бизнеса, чем высокая. Частная собственность продуктивнее, нежели государственная (в СССР всеми предприятиями владело государство, и это была катастрофа). Обязателен элемент конкуренции для демонополизации и либерализации внешней торговли. И нужно помнить: стабильные законы лучше нестабильных (я имею в виду независимую судебную систему).    
   
Назовите самые успешные польские реформы в экономике, которые подойдут и Украине.

Трудно сказать. Но в Польше очень важным моментом стала радикальная демонополизация, проведенная уже в 1990 году, и открытие рынка для Европы. Украина должна также сделать демонополизацию, усилить конкуренцию между предприятиями. Ведь растет тот, кто привлекает больше денег. И не стоит опасаться импорта из западных стран. Потому что для страны это стимул более эффективного внутреннего производства. Именно повышение эффективности помогло Польше достичь экономического роста. Нет экономического роста и его перспектив – нет преобразований, которые станут предпосылками к нему, следовательно, нет новых рабочих мест. Но программа экономического роста должна быть долгосрочной: быстрый экономический рост может оказаться крайне опасным. И не стоит бояться многочисленных проблем: чем их больше, тем шире круг возможностей для их решения.
   
Как добиться, чтобы значительная часть товаров отечественного производства шла на экспорт? На каком этапе помогает государство? Как это было в Польше? В Украине эту проблему решить, увы, не могут…

Потому что в Украине не проводились радикальные реформы. Тем не менее, есть примеры успешных украинских предприятий (энергетика, производство электрических двигателей). Их число может увеличиться при условии модернизации и технических инноваций, выхода на европейский рынок и конкуренции. Что касается государства, оно не должно мешать бизнес-процессам. У нас никогда политические связи не стояли выше экономических интересов страны. С самого начала мы провели радикальную массовую либерализацию. Поэтому Украине нужно менять нынешнее положение посредством демонополизации и либерализации. Если говорить о помощи со стороны государства, то политики и чиновники ничем не могут помочь бизнесу, кроме издания лояльных законодательных актов. Их не нужно множество, но они должны быть качественными. Главное, чтобы законы применялись на практике, через независимую систему юстиции. Когда же чиновники и политики начинают вмешиваться в сам бизнес-процесс, то приносят лишь вред.
   
Что делать, если экономика страдает неэффективностью и нет экономического роста, контроля над ценами?

Кризис – это разлом в экономическом росте, который произошел вне рыночной экономики, при тяжелейшей концентрации политической силы. Украина страдает неэффективностью из-за того, что было проведено слишком мало реформ. При социализме существовала только государственная политка и никакой эффективности. Поэтому социализм пал. Чем меньше политического вмешательства в дела бизнеса, тем лучше для экономики страны и людей. При этом обязательна процедура демонополизации: нужно ввести конкуренцию между предприятиями путем устранения монополии.   

У Украины огромный бюджетный дефицит. Как нам снизить расходы и увеличить денежные поступления?

Украинский бюджетный дефицит немного сократился. Ваша страна сделала в этом плане даже больше, чем Польша. Если экономика растет, благодаря реформам, будут возрастать и налоги. Так как люди и предприятия станут богаче.
   
Вы шесть лет управляли Центральным банком Польши. Как, по вашему мнению, при «валютных качелях» украинцам лучше держать вклады – в валюте или гривнах? Прогноз ситуации (до конца 2015 года)? Какими должны быть действия Нацбанка Украины?

Не стану делать прогнозы. Мой совет – следить за выполнением реформ и дисциплиной бюджета. Это необходимо для удержания стабильности. Думаю, в Украине нет интеллектуальных проблем. И здесь знают, к примеру, что при высокой инфляции Национальному банку следует повысить процентные ставки, дабы добиться ее снижения. Нацбанк Украины должен продолжать антиинфляционную политику, которая приведет к значительному снижению инфляции в следующем году. Немаловажно проводить процедуру банковского надзора, чтобы держать под контролем стабильность банковской системы. Это очень значимо для людей и экономики страны.

Какой экономический рост Украины предполагаете в будущем? Как быстро?

«Профессиональные пророки», как МВФ, предсказывают положительный рост. А я – экономист. Если в Украине улучшится бизнес-климат, произойдет дерегуляция и самые коррупционные организации государства будут реформированы или вовсе ликвидированы, это станет хорошим фундаментом для экономического роста.

Как вы видите процесс демонополизации у нас? Поделитесь рецептом борьбы с олигархами.

Все очень просто. Нужно создать сильную команду, которая, основываясь на законах, проведет проверку предприятий и выделит из них неконкурентоспособные, а также монополистов. Именно их и нужно устранить. Отностельно олигархов, если говорить о тех крупных предпринимателях, которые завладели предприятиями благодаря политическим связям, то в Польше таковых нет. Потому что у нас прошли радикальные реформы с самого начала, и именно честная конкуренция решала, кто лучший. А политические отношения лишь вытесняют конкуренцию.  
   
Что скажете о приватизации государственных предприятий в Украине? И нужна ли нам реприватизация?

С процессом приватизации Украина опоздала на двадцать лет. От государственных предприятий только громадные убытки, за которые платит население страны. Поэтому их приватизацию нужно сделать быстро и профессионально. С экономической точки зрения, это необходимо. Все предприятия должны стать частными, ибо государственные – предмет политического контроля. И нужна конкуренция: частные предприятия без нее не могут функционировать. Что касается реприватизации, в Украине этот вопрос сложнее, нежели у нас. Потому что в вашей стране национализация происходила еще в 1920-х годах.  

Процедура демонополизации обязательна: нужно ввести конкуренцию между предприятиями путем устранения монополии.

Как нам эффективно снизить давление бюрократического аппарата на бизнес в Украине (сокращение разрешительных процедур и документации, отчетность…), а также упростить налогообложение?

Нужно сделать профессиональный анализ украинской налоговой системы и на основе этого строить выводы. Для наших стран важен опыт других государств. Я знаю, что у министра экономики Украины Айвараса Абромавичюса есть радикальные планы дерегуляции в этой сфере. Но их нужно воплощать в действие максимально быстро. И следить, чтобы бюрократы не создавали новые регуляции. Потому что в Польше такая практика присутствовала. То есть должно быть очень сильное гражданское общество, наблюдающее за действиями политиков. Надо дать больше экономической свободы, в рамках правового государства.   
   
Каковыми вы видите перспективы региональной экономики Украины?

На оккупированных территориях громадные экономические потери, намного больше, чем на остальной территории Украины. Промышленное производство упало там более чем на 30%, а на неоккупированной части страны – на 5%. Понятно, что на Донбассе сейчас не до реформ. Но в остальных украинских регионах реформы должны продолжаться, и экономическая обстановка, которая пострадала из-за спада экспорта в Росиию, станет лучше.
   
Может ли открытие рынка Европейского Союза для Украины, которое уже частично произошло, снизить зависимость от Востока и Российской Федерации?

Это уже происходит, так как доля экспорта в страны Евросоюза растет, а в Россию – падает, и украинские производители ищут возможности выхода на рынки Европы. Такое же преобразование структуры экспорта было и в Польше, начиная с 1990-1991 годов.
   
Будет ли Запад продлевать санкции против России?

Считаю, что санкции в отношении России должны крепчать. Ее экономика уже страдает, потому что она отсталая по своей структуре, в сравнении с европейской. В Росиии 50% экспорта – это газ и нефть. Поэтому российская экономика очень слабая и зависит от колебания цен на рынке на нефтепродукты, которые сейчас значительно снизились. Это одна из причин рецессии в России. К тому же, там весьма слабый финансовый сектор, потому что государство имеет очень сильное влияние на бизнес. Более того, в России не проводятся реформы, скорее, идет процесс антиреформ. А в таких условиях экономика не может расти. Но даже до начала военных действий на территории Украины у них была перспектива стагнации, которая сейчас и преобразовалась в рецессию.

В одном из интервью вы сказали: «Главная ответственность за реформы – на тех, у кого сосредоточена основная политическая власть». То есть, по поводу результативности реформ, все претензии к президенту и премьер-министру?

Чем больше концентрация власти, тем выше моральная ответственность перед народом. И важно, чтобы общественные организации тщательно наблюдали за действиями политиков и контролировали динамичность проводимых в государстве реформ.

Благодарим Польский Институт в Киеве за помощь в подготовке интервью.

Залишити відповідь